Top.Mail.Ru

Якутия: парадоксы гостеприимства

11 Декабря 2019
Якутия: парадоксы гостеприимства
Татьяна Тымырова, председатель Национальной Ассоциации рестораторов, отельеров и туризма, «Ассоциации Гостеприимства» Республики Саха (Якутия), директор и совладелец Ресторанного холдинга Александра Скрипина

Татьяна Тымырова, председатель Национальной ассоциации рестораторов, отельеров и туризма «Ассоциация гостеприимства Республики Саха (Якутия)  — о том, как в самом морозном регионе России растет популярность южной кухни, а ночные клубы слабо конкурируют с «наливайками».

Начну с того, что мы, рестораторы Якутии, официально признаны не столько кормильцами, сколько гостеприимцами: в 2018 году нашу сферу передали из опеки министерства сельского хозяйства и продовольственной политики в министерство предпринимательства, торговли и туризма республики. Наш рынок красиво растет: по данным Сахастата оборот общественного питания в Якутии в 2017 году составил 16 млрд 792 млн рублей, а в 2018 году – 18 млрд 872 млн рублей. Но я считаю эту цифру заниженной по понятным причинам – не все предприниматели подают сведения о начале своей деятельности в Росстат, в Роспотребнадзор, в столичную мэрию и администрации улусов, где ресторанный бизнес тоже дает ростки: в одном только Якутске по данным системы 2 ГИС на 2019 год насчитывается 527 заведений общепита против 390 в 2017 году.

По данным Сахастата оборот общественного питания в Якутии в 2017 году составил 16 млрд 792 млн рублей, а в 2018 году – 18 млрд 872 млн  рублей.

Якутия – пусть далекая, но неотделимая часть России, и сфера общественного питания развивается у нас сообразно общенациональным трендам. Во‑первых, это триумфальное (пока что) шествие франшизы. Многие предприниматели делают выбор в их пользу в силу прозрачности и понятности: открывают рестораны или кафе по готовому плану, где прописаны все бизнес-процессы и стандарты. К примеру, это «Шашлыкофф», «Своя компания», «Кузина», Traveler’s coffee и другие. Интерес к кофейням в целом возрастает, повторяя первую волну интереса к этому формату в 2012–2014 годах. Во‑вторых, стремительно выросла к 2018 году сфера доставки. В каждом жилом квартале Якутска предприимчивые молодые бизнесмены открывают на первых этажах, в арендованных квартирах и даже в гаражах свою службу. Налицо явный бум доставок суши, роллов и пиццы. Помимо специализированных служб доставки, теперь еду можно заказать почти из любого ресторана или кафе.

Обе тенденции связаны с изменением потребительских привычек городского населения, особенно молодежи, которая тяготеет (особенно в рабочие дни) к пище предсказуемой, качественной, в чем-то модной и доставляемой из рук в руки. Наблюдается спрос у горожан и на южную (кавказскую и среднеазиатскую) кухню. Ресторанов стало больше: «Понаехали», «Барашек», «Зира», «Мама Гата», «Хачапури». Набирает популярность корейская кухня. А вот национальная якутская – пока что не может похвастаться бурным ростом. Причина тому – слабо развитый въездной туризм, а двигатель спроса на нашу кулинарную экзотику – именно приезжие. У всех на слуху несколько любимых ресторанов якутской кухни, куда мы водим своих гостей: «Махтал», «Чочур Муран», «Тыгын Дархан», «Муус Хайа», «Усадьба Атласовых», «Тото Хана».

Стал более востребованным и популярным кейтеринг. Любое событие – будь то юбилей, свадьба, деловое мероприятие – не обходится теперь без профессионального выездного обслуживания. Сейчас в Якутске активно работают пять таких служб. Одна из самых крупных – кейтеринг Александра Скрипина, которая может обслужить до 1000 гостей одномоментно. А вот сегмент ночных клубов переживает стагнацию, если не упадок. Тому пример – закрывшаяся «Европа». Вместо ночных клубов стали популярны бары с танцполом (пример – «Крыша»), с активной барной стойкой.

К тому же у клубов, баров и прочих питейных заведений появился дикий и недобросовестный конкурент. По оценке нашей Ассоциации в 2018 году в Якутске произошел неимоверный рост количества точек отпуска спиртных напитков и пива: пресловутых «лжебаров», «лжекафе» и прочих «наливаек». Причины тому лежат на поверхности. Малый бизнес стал проигрывать монополистам, контролирующим алкогольный рынок в городе. Куда деваться мелким предпринимателям? Они нашли лазейку в законодательстве. Под видом общепита микробизнес начал продавать алкоголь 24 часа в сутки, а заодно не лицензируемое пиво. Власти и общественность всерьез озаботились ростом «наливаек» и, похоже, их время уходит в прошлое: скоро будет принят федеральный закон о минимальной площади таких заведений, при этом на уровне регионов будет разрешено принимать собственные нормативные акты на этот счет.

Не скажу, чтобы у ресторанного бизнеса Якутии были какие-либо специфические проблемы. Но в силу удаленности и климата здесь острее ощущаются трудности, общие для всей страны. Например, нехватка квалифицированного персонала. В первую очередь это касается поваров, кондитеров, пекарей, барменов и официантов. Ассоциация гостеприимства Якутии активно работает с учебными заведениями, но темп роста количества заведений общепита опережает скорость подготовки кадров. К тому же мы понимаем, что повар уровня шефа или су-шефа – это, что называется, штучная работа, и специалисты такого класса становятся мишенью «охотников за головами». Сегодня он работает в Якутске, завтра в Новосибирске, послезавтра – в Москве или Санкт-Петербурге.

Ассоциация гостеприимства Якутии активно работает с учебными заведениями, но темп роста количества заведений общепита опережает скорость подготовки кадров.

Так же, как по всей стране, развитию мешает чрезмерная зарегулированность рынка и постоянные изменения законодательства. В сфере общественного питания мы должны соблюдать 1 174 нормативно-правовых акта! То вводятся новые требования, то активируются «спящие» до времени нормативы – предприниматели просто не успевают отслеживать изменения на калейдоскопичном правовом поле. Но несмотря на частые изменения законодательства, санкции в отношении импортных продуктов, на введение новых требований к онлайн-кассам, ветеринарной системы «Меркурий» и автоматизированной информационной системы ЕГАИС, мы растем и развиваемся для блага якутян и гостей нашей щедрой республики.

Приезжайте попробовать согудай, молодую жеребятину, нельму и карася по-якутски, хаан, чохоон и многое другое!

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Региональный экзаменационный центр оценки квалификации персонала, занятого в сфере гостеприимства, открывается в стол...

Представительство ФРиО в Якутии опубликовало результаты опроса рестораторов. Председатель Национальной Ассоциации рес...

Другие статьи
Смотреть все

Александр Затуливетров — ресторатор с 25-ти летним стажем. За свою карьеру участвовал в открытии почти полусотн...

Гость рубрики «Профессиональная кухня» - Александр Богданов, бренд-шеф управляющей компании Гарбар-гурме....

В поисках истины мы часто обращаем свои взоры на Запад. Изучаем их опыт, перенимаем концепции, копируем схемы. Верим,...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх