Все мы знаем примеры компаний — лидеров мирового уровня с развитой корпоративной культурой, где каждая составляющая деталь тщательно продумана и отточена до совершенства. Как правило, в основу такой культуры положены общие цели и убеждения, четкая система ценностей, определенные традиции и правила, корпоративный стиль, а также похожие представления работников о жизни и работе. Грамотное сочетание всех этих факторов позволяет руководителю создать сплоченную команду и построить эффективную систему управления организацией. Корпоративная культура также связана с уникальностью компании — ее неповторимым брендом.
Наш ресторанный рынок уже откликается на словосочетание «создать бренд», собственники ресторанов задумываются над вопросами уникальности своей концепции для гостя и понимают, что время, когда гостя можно было привлечь одним лишь красочным меню, уже кануло в Лету. Сегодня уже не новость, что при управлении компаниями на первый план выходят эмоциональные ценности. Что это значит?
Впервые термин «корпоративная религия» использовал Йеспер Кунде. В своей одноименной книге он говорит об этом как об умении «связывать вместе в вере». Это довольно необычная формулировка хорошо знакомого понятия, но и в этом контексте с ней сложно не согласиться. Ведь едва ли ресторатор может формировать видение и разрабатывать концепцию развития заведения без веры в мечту и уверенности в своих силах.
Поэтому в современном ресторанном бизнесе наряду с качеством услуг в конкурентную борьбу активно вступают идеи. Здесь лидером становится лишь тот, кому удается завоевать и удерживать самые выгодные позиции. Не секрет, что в этом сложном процессе ведущую роль играют бренд и корпоративные ценности. Именно они являются залогом либо успешной реализации проекта, либо его полного краха.
Чтобы достичь успеха, ресторан должен уметь рассказывать о себе: о жизни внутри заведения, о внешнем облике, о своих возможностях и перспективах. Сегодня, чтобы быть успешным, красивого интерьера и тщательно продуманного меню уже недостаточно. Ведь, делая заказ, гость приобретает не только эффектно оформленное блюдо, но и сам ресторан и то, что он собой представляет. Поэтому крайне важно, хотя нет, скорее жизненно необходимо научиться говорить о себе логично, связно и последовательно.
Создание успешного бренда — задача не из простых, поэтому и решать ее необходимо поэтапно.
1. Создание образа. Опишите основные характеристики бренда: каким вы его себе представляете, как его воспринимают другие, в чем заключается его отличительная особенность и какое действие он оказывает. Чтобы не упустить из вида важные детали, думайте о бренде, словно о реальной личности, например, как он выглядит, какие цели перед собой ставит, как живет и какие схемы поведения ему свойственны.
Например, один ресторан в Екатеринбурге выбрал для себя такой образ: «молодой, творческий искатель приключений, который не сидит на месте и любит нарушать правила». А одна известная сеть из Санкт-Петербурга определила себя как «человека, которому важно держать все под контролем и управлять ситуацией».
2. Определение ценностей. На этом этапе необходимо разделить положительные качества (действия) и характеристики (поступки), которые вы считаете неприемлемыми. То, что вы отнесли к категории позитивных свойств, и будет определять набор ценностей вашей компании.
В примере, который был выше, для «нарушителя» были выбраны такие ценности: «творческий подход, постоянный поиск лучшего, развитие во всем».
Ценности, в свою очередь, послужат неким критерием качества в процессе формирования корпоративной культуры.
3. Преобразование ценностей в реальные убеждения. Здесь ваши ценности из слов и стандартных определений должны трансформироваться в рабочую модель поведения, в которой каждый сотрудник мог бы видеть свои ориентиры использовать эти знания на практике.
4. Проверка. На этом этапе следует убедиться в том, что вашу точку зрения разделяет каждый член команды, который занимает руководящую должность и от действий которого зависит внедрение корпоративных ценностей. В случае если какой-либо тезис воспринимается с напряжением или, что еще хуже, вызывает неодобрение, у вас есть повод насторожиться.
Одна ресторанная компания определила для себя такие ценности: «всегда пробовать новое, не стоять на месте», но при глубокой диагностике руководителей выяснилось, что они склонны к «безопасным и проверенным решениям» и верят, что «лучше действовать по правилам». В такой ситуации руководители в дальнейшем будут игнорировать выбранные ценности вплоть до саботажа.
Если же вы видите, что та или иная ценность вызывает прилив энтузиазма, можете не сомневаться: она будет продвигаться. Когда топ-менеджеры примут ценности компании за норму, внедрение новых методов работы и управления уже не будет нуждаться в дополнительном стимулировании и постоянном контроле.
Гости — не бездушные машины. Покупая свой заказ, они оплачивают не просто обед или ужин, но и репутацию ресторана. Когда рынок перенасыщен и разнообразие различных заведений просто зашкаливает, выбор гостя определяет его вера. Да-да, вы не ослышались. Именно вера в то, что этот бренд — самый лучший, склоняет чашу весов в сторону того или иного ресторана. Однако такая уверенность не рождается на пустом месте, у нее всегда должна быть основа. Гости хотят понимать, кто и что стоит за тем, что они оплачивают, им важно знать философию заведения. Поэтому чем ярче она преподносится, тем сильнее и привлекательнее становится. На мой взгляд, нет ничего удивительного в том, что в ресторанном бизнесе самым красноречивым показателем успешности заведения на рынке становится положение бренда.
Вместе с тем высшей ступенью брендовой иерархии можно без преувеличения назвать бренд-религию и ее ценности. По сути, это обслуживание, набор образов и ряд нематериальных характеристик, которыми ресторан наделяет свои блюда помимо вкусовых и эстетических качеств.
Поскольку именно эмоциональная составляющая формирует статус бренда, владельцу бизнеса важно быть последовательным. Здесь одними только рекламными обещаниями гостей заинтересовать нельзя. Для них важны установки, укрепляющие веру в имидж заведения. Если концепция ресторана грешит противоречивыми заявлениями или, что еще хуже, вообще отсутствует, гости будут искать надежные ценности в других заведениях.
Каждый, кто стремится занять ведущие позиции в ресторанном бизнесе, должен понимать, что успех ресторана напрямую связан с позицией бренда на рынке.
Все мы учились в школе и помним, что были учителя, которые очень скрупулезно красной ручкой указывали на все наши оши...
При выборе персонала вопрос ценностей сотрудника важнее, чем вопрос компетенции. Такое мнение на Ярмарке рестор...
Статья из дайджеста публикаций журнала «РесторановедЪ». Одним из признаков успешной ресторанной сети по праву считает...
В новом выпуске авторской колонки «PR со вкусом» Юлиана Шунина вместе с российскими рестораторами анализи...
На фоне дефицита кадров российские компании принялись активно искать сотрудников в дружественных государствах. Ряды ж...
Telegram-канал ReBro by Dmitry Levitsky опубликовал данные сервиса HH.ru по статистике вакансий и резюме соиска...