Top.Mail.Ru

Возможен ли диалог бизнеса и власти: опыт Хабаровска

22 Декабря 2020
Возможен ли диалог бизнеса и власти: опыт Хабаровска
Андрей Веретенников, глава представительства Федерации Рестораторов и Отельеров России в Хабаровском крае, директор ООО «Ресторатор»

Проблема взаимоотношений бизнеса и власти существует уже достаточно давно. К сожалению, кризис 2020 года, связанный с пандемией коронавируса, только увеличил пропасть между чиновниками и предпринимателями, особенно в сфере гостеприимства. Мы часто наблюдаем негативный опыт, связанный с нежеланием властей прислушиваться к представителям бизнеса, которые с каждым днем ограничений несут колоссальные потери. Возможен ли конструктивный диалог? Смогут ли контролирующие органы пойти навстречу бизнесу и чего они ждут от самих рестораторов?

На примере Хабаровского края, можно уверенно сказать, что это возможно. С самого начала пандемии в регионе наблюдается эффективное взаимодействие бизнеса с местными властями, которое строится на взаимном доверии, на том, что предпринимателей, наконец, слышат. Со своей стороны, бизнес консолидируется, и представляет собой единую силу, способную отстаивать свои права и предлагать конкретные решения.

Андрей Веретенников – глава представительства Федерации Рестораторов и Отельеров России в Хабаровском крае, директор ООО «Ресторатор», стоит во главе этого процесса. «Ресторановед» расспросил его, как проходит общение, о мерах поддержки в регионе и о том, чего уже удалось добиться такой слаженной работой.

Хочется верить, что позитивный опыт Хабаровского края послужит примером для поддержания и развития сферы гостеприимства и в других регионах России.

– На чем строится диалог рестораторов и власти в Хабаровском крае?

– Нынешняя общая ситуация в Хабаровском крае, конечно, очень схожа с тем, что происходит сейчас абсолютно во всех регионах России, которые экономически пострадали от последствий пандемии. Разве что, у нас относительно позже начали вводить ограничения. Связано это было с маленьким ростом заболеваемости. Но главное, что, все-таки, отличает Хабаровский край – мы смогли построить эффективную систему взаимодействия бизнеса и власти, наладить диалог с целью поддержания работы индустрии гостеприимства, в частности недопущения введения жестких ограничительных мер.

Только грамотной аналитикой можно доказать, что профессиональное сообщество способно не только бездумно предлагать, но также и разделить ответственность за принятые совместные решения с властями и контролирующими органами.

В отношениях с администрацией мы апеллируем исключительно цифрами и фактами. Без этого мы больше никуда не ходим. Никому ведь не поможет, если мы все будем продолжать ныть и рассказывать о том, что рестораны закрываются, и отрасль умирает.

Только грамотной аналитикой можно доказать, что профессиональное сообщество способно не только бездумно предлагать, но также и разделить ответственность за принятые совместные решения с властями и контролирующими органами.

Как известно, структура власти в Хабаровском крае поменялась. Если убрать лишний популизм, на сегодняшний момент та команда, которая пришла, изначально была настроена на диалог, и явно заинтересована в развитии экономики региона. Со своей стороны, мы можем подсказать, как это лучше сделать на примере предприятий общественного питания и в целом индустрии гостеприимства.

– Что за время пандемии удалось сделать в результате этого взаимодействия?

– После того, как ограничения сняли, мы согласовали с муниципалитетом вопрос об отмене аренды на земельный участок. Также мы договорились об открытии летних веранд в уведомительном порядке. Это помогло в поддержке отрасли.

Стоит отметить, что те спасительные меры, которые были реализованы на территории Хабароского края, как муниципальные, так и краевые – по большому счету, отголоски федеральной истории. Нужно было только правильно применить ее на практике здесь у нас.

Главный принцип общения бизнеса с властью – это обоснованность предложений. Если у органов исполнительной власти есть статистика, которую они охотно предоставляют, то у нас есть аналитика. Это нужно для того, чтобы как раз в период кризиса доступно объяснить, почему, например, наша отрасль является пострадавшей, что нам необходимо, в какие часы можно нас закрывать, а в какие нельзя. Это и есть разделение ответственности.

Эпизод с летними верандами довольно показателен. В Хабаровске открыли веранды сразу после Москвы. Мы следили, как Федерация Рестораторов и Отельеров в столице решает данный вопрос на правительственном уровне, и повторили этот опыт один в один. Когда мэр Москвы – Сергей Собянин, подписал соответствующее постановление об открытии летних веранд, у нас, по сути, появился прецедент и сразу инструкция к действию. Мы пришли с уже готовым кейсом к мэру Хабаровска – Сергею Кравчуку, и он нам не отказал.

Хабаровский край смог поучаствовать в согласовании ряда других постановлений непосредственно на федеральном уровне. Благодаря Игорю Бухарову – президенту Федерации Рестораторов и Отельеров России, нас включили в рабочие группы, где также присутствуют представители Минэкономразвития России, Администрации Президента и других структур.

В отношении рекомендаций Роспотребнадзора, мы также обращались к Москве. Рестораторам Хабаровского края предъявили какие-то абсолютно необоснованные требования. Мы напрямую просили главу Роспотребнадзора – Анну Попову направить рекомендации в наше региональное ведомство, чтобы исключить всякого рода придумывание на местах. Фантазия то у всех разная.


В рамках отраслевой выставки PIR EXPO-2020, которая проходила в Москве, Хабаровский край был отмечен национальной премией для профессионалов ресторанного и отельного бизнеса «Гостеприимство». Из рук президента Федерации Рестораторов и Отелеров России награду получил региональный представитель Федерации Рестораторов и Отельеров – Андрей Веретенников.

На данный момент наше сообщество – единственное профессиональное объединение, которое входит в региональный штаб по борьбе с коронавирусом. Это очень важно для нас.

Очень многое было сделано благодаря поддержке Федерации Рестораторов и Отельеров России. Это не лесть. Это те самые факты, подтвержденные цифрами.

– Каким способом осуществляется самоконтроль внутри профессионального сообщества?

– Одной из главных проблем в кризисной ситуации стало, как ни странно, неправильное и неграмотное информирование народа, как предпринимателей, так и потребителей, относительно тех или иных норм безопасности. С позиции представительства Федерации Рестораторов и Отельеров мы всегда активно оказывали информационное содействие.

Сюда можно отнести также информационные наклейки, которые мы придумали. Их смысл в том, что члены ФРиО помещают на дверь эту наклейку, как знак того, что Федерация отвечает за качество и безопасность данного предприятия. Надо сказать, это поспособствовало возвращению доверия у гостей, а также стало важным рычагом самоконтроля.

После того, как рестораны потихоньку стали открываться, правительством Хабаровского края было выпущено постановление о необходимости составления акта проверки ресторана, когда в заведение с инспекцией выходит Роспотребнадзор вместе с представителем контролирующего органа. Только после этого выдается акт, разрешающий возобновить работу. ФРиО Хабаровского края, дабы избежать дополнительных проблем и проволочек, взяла ответственность за эти проверки на себя. Опять же, по договоренности с властями, мы организовали собственную комиссию, которая осуществляла инспекцию и составляла акты.

Мария Авилова – первый заместитель Председателя Правительства Хабаровского края:

Диалог между правительством и бизнесом Хабаровского края выстраивается на межведомственном взаимодействии. Мы еженедельно собираем межведомственную рабочую группу, и вместе ищем пути выхода из сложившейся ситуации. Следует заметить, что именно проблемами сферы гостеприимства группа занялась в первую очередь.
К тому же правительство Хабаровского края представило достаточно широкие возможности поддержки, начиная еще с марта 2020 года. Речь идет и об упрощенной системе налогообложения, и о льготах на имущество для предприятий общественного питания. Мы стали выдавать кредиты до 3 млн. рублей на 2 года под низкую ставку – до 4,25%. Ну а в то время, когда бизнес был полностью закрыт, ставка вовсе опускалась до 1%. 
Сегодня мы продолжаем работу, продолжаем искать другие возможности, как дальше взаимодействовать и двигаться вперед. Самое важное – диалог этот не односторонний. Мы видим, как бизнес несет свою социальную ответственность. Рестораторы за время кризиса помогали в оснащении инфекционных отделений, накормить волонтеров и врачей, показывали примером, как может работать реальный бизнес в условиях пандемии, при этом соблюдая все необходимые санитарные нормы. 
Для нас важно не просто поддержать финансовую благоустойчивость предприятий, а, все таки, дать им возможнсть дальнейшего развития на благо всего Хабаровского края, чтобы мы действительно получали удовольствие от посещения наших ресторанов, кафе, театров, музеев. Хочется, чтобы побыстрее это вернулось в нашу обыденную жизнь. 

 

Но даже когда заведения открылись, за столик можно было сесть только вдвоем, а какие-нибудь банкеты были и подавно запрещены. Мы сделали предложение Роспотребнадзору, взяли на себя ответственность за проведение банкетов. Все члены ФРиО на территории Хабаровского края начали регистрировать гостей. Люди оставляют в ресторане адрес электронной почты и телефон. Если так случилось, что, после праздника кто-то из гостей заболел коронавирусом, и выяснилось, что незадолго до этого он был в одном из наших ресторанов, мы можем быстро и четко определить очаг заболеваемости.

Мы сами строго следим за тем, чтобы в ресторанах соблюдались все предписания. Можно сказать, что представительство ФРиО на территории Хабаровского края стало для остальных индикатором того, что происходит, и неким мостиком между бизнесом и властями.

– Влияет ли отдаленность Хабаровска от Москвы на эффективность работы?

– Отдаленность Хабаровска – это, скорее не про расстояние, а про время. Пока одни ложатся спать, другие работают, и так же наоборот. В 18:00, когда в Хабаровске заканчивается стандартный рабочий день, в Москве – только все просыпаются. Чтобы следить за тем, что происходит в стране, и участвовать в собраниях, приходится не спать сутками. Тем не менее, многие из наших коллег все равно активно участвуют во всех деловых онлайн-мероприятиях, погружаются в процесс. Просто если этого не делать, бизнес не удержать.

Но есть в таком режиме и свои плюсы. Скажем, коллеги в Москве придумали какое-то решение, а на следующий день мы можем применить его у себя. Так было и с летними верандами. Я помню, как просыпаюсь перед собранием оперативного штаба, и понимаю, что мне совершенно нечем апеллировать. Количество заболевших не уменьшается, и шансов на открытие как будто нет. Потом оказалось, что до этого в Москве Сергей Собянин уже подписал такое постановление, и я, конечно, им вооружился. Поэтому мы теперь стараемся всегда участвовать во всех ночных ВКС, чтобы потом, утром, уже нашему правительству предлагать решения федерального уровня.

Мы доказывали цифрами, аналитикой, фотоотчетами, инициативными группами, убеждали на конкретных примерах, что торговые центры, предприятия общественного питания и индустрия гостеприимства в целом – безопасный и прозрачный бизнес, с которым можно вести диалог.  

– Как изменился ресторанный бизнес в Хабаровске за время пандемии?

– К сожалению, на сегодняшний момент мы потеряли около 10% ресторанного бизнеса только из-за того, что не успели развить формат доставки до пандемии и введения ограничений. Те, у кого был свой автопарк или кто плотно работал с агрегаторами, у них, в принципе, сейчас все нормально.

Самое главное, что, согласно статистике, за август 2020 года товарооборот предприятий общественного питания вырос на 10%. Многим пришлось изменить свою изначальную концепцию и работать в другом формате.

Сегодня рестораторы перераспределили свои ресурсы. Количество заместителей значительно уменьшилось. Владельцы поняли, что какие-то функции они могут выполнять сами. Часто даже семьи стали включаться. Жены рестораторов работают в зале, на кухне, и это нормально. Получается такой семейный бизнес, который мог бы появиться и вчера, но вчера мы могли себе позволить иметь штат.

На примере Хабаровского края видно, что взаимодействие возможно в том случае, когда с одной стороны, власть доверяет, идет навстречу и прислушивается, с другой – когда бизнес объединен, когда он четко знает, что ему нужно, когда он отвечает за свои слова.

На примере Хабаровского края видно, что взаимодействие возможно в том случае, когда с одной стороны, власть доверяет, идет навстречу и прислушивается, с другой – когда бизнес объединен, когда он четко знает, что ему нужно, когда он отвечает за свои слова.

– Как вы считаете, в органах власти нужны представители от бизнеса?

– Да, нужны. Я руковожу советом по предпринимательству при мэрии города Хабаровска и являюсь заместителем председателя совета по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края. Учитывая, что я сам ресторатор и руковожу представительством ФРиО в Хабаровском крае, в хорошем смысле, есть возможность лоббировать интересы отрасли.

Как бы ни было скучно заниматься чиновничьими делами, я понимаю, что если представители профессионального сообщества не будут этого делать, то наш бизнес никто не защитит.

Есть вещи, которые знает только профессионал. Понимаете, власть – это специалисты, в лучшем случае, но не профессионалы из отрасли. Соответственно, вся отраслевая поддержка, информационная поддержка исходила от нас, как от представителей бизнес-сообщества и профессионалов.

Сергей Кравчук – мэр Хабаровска: 

Влияние пандемии мы особенно почувствовали в марте-апреле 2020 года. Тогда мы сели за стол, совместно с предпринимателями, и задали себе главный вопрос: а что же делать? Мы боялись потерять бизнес нашего города, потому что не знали, что может случиться завтра. Для Хабаровска бизнес – это 35% поступления в бюджет. Весьма ощутимый вклад для города. 
По предложению Андрея Веретенникова мы создали, так называемый, Ситуационный центр – своего рода, «мозговой штаб», который был постоянно в гуще событий. Мы анализировали, какое направление, как развивается. Охватывали буквально все сферы: рестораны, общественный транспорт, туризм… 
Прежде, чем принять какое-то решение, мы выстраивали диаграммы, смотрели таблицы, анализировали, как ранее развивался бизнес и что с ним может быть, если мы примем или не примем то или иное решение. Наверное, впору писать научные труды по тем материалам, которые мы успели отработать вместе за этот период.
По итогу, в бизнесе осталось порядка 560 миллионов рублей, которые должны были поступить в городскую казну. Бюджет города понес ущерб, но какие бы у нас были перспективы, если бы город не поддержал предпринимателей? Мы отнеслись к этому, скорее, как инвестициям в будущее. 
Я хочу сказать, что Андрей Веретенников – тот, человек, который не просто поддерживает бизнес, а отстаивает интересы. Он не стесняется высказывать свое мнение, как на собраниях в городской Администрации, так и на уровне губернатора. Я ему за это благодарен. И то, что мы сохранили бизнес в Хабаровске, во многом заслуга его команды.  
Своей команде я бы тоже хотел выразить признательность. Над тем, чтобы бизнес в Хабаровске понес самые минимальные потери, работали сразу несколько ведомств: экономическое управление, департаменты финансов, муниципальной собственности, даже архитектуры – все преследовали одну цель. 
То, что мы пережили и переживаем – это действительно уникальный опыт сотрудничества и взаимопонимания. 

 

– Опыт Хабаровского края может как-то помочь наладить диалог между бизнесом и властью в других регионах России, которые, к сожалению, до сих пор находятся в довольно плачевном положении?

– На примере нашего региона видно, что взаимодействие возможно в том случае, когда с одной стороны, власть доверяет, идет навстречу и прислушивается, с другой – когда бизнес объединен, когда он четко знает, что ему нужно, когда он отвечает за свои слова.

Важно сохранять в себе позитив и хорошее настроение. Конечно, многие коллеги опускали руки, закрывались. Но большинство старались не слушать тех скучных чиновников, которые рассказывали о том, что бизнес не хочет ничего выполнять. Мы доказывали обратное: цифрами, аналитикой, фотоотчетами, инициативными группами. Мы освещали нашу позицию и требования на региональном и федеральном уровнях, и убеждали на конкретных примерах, что торговые центры, предприятия общественного питания и индустрия гостеприимства в целом – безопасный и прозрачный бизнес, с которым можно вести диалог.

Как бы ни было скучно заниматься чиновничьими делами, я понимаю, что если представители профессионального сообщества не будут этого делать, то наш бизнес никто не защитит. Есть вещи, которые знает только профессионал. Понимаете, власть – это специалисты, в лучшем случае, но не профессионалы  из отрасли.

Конечно, такое эффективное взаимодействие сложились не сразу, а задолго до кризиса. На самом деле, это длится уже порядка 5–6 лет. Все, на чем строится наше общение – это обоснованность предложений. Если у органов исполнительной власти есть статистика, которую они охотно предоставляют, то у нас есть аналитика. Это нужно для того, чтобы как раз в период кризиса доступно объяснить, почему, например, наша отрасль является пострадавшей, что нам необходимо, в какие часы можно нас закрывать, а в какие нельзя. Это и есть разделение ответственности. Мы всегда настаивали на том, что нам не нужна никакая другая помощь, дайте только работать. Мы согласны выполнять все необходимые требования и сами заработаем деньги.

Другие статьи
Смотреть все

С помощью опытных экспертов попробуем разобраться с тем, как действуют поправки об удаленной работе, а также предложи...

Светлана Преутеско – директор департамента образовательных технологий Федерации Рестораторов и Отельеров России...

Булат Шакиров – президент Российского совета торговых центров, об изменении формата торговых центров и о потеря...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх