Top.Mail.Ru

Ольга Тесленко. Мы работаем с будущим наших предпринимателей

16 Марта 2024
Ольга Тесленко. Мы работаем с будущим наших предпринимателей

Ольга Тесленко, дизайнер с 2000 года, основатель дизайн-студии «Интерио HORECA SOLUTIONS», глава Ассоциации индустрии гостеприимства Калининградской области, поделилась с журналом РЕСТОРАНОВЕД своим опытом работы с представителями бизнеса и власти, объяснила суть общественной деятельности и рассказала о туристических возможностях региона.

ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ольга, Ваша дизайн-студия работает с объектами индустрии гостеприимства, правильно я понимаю?

— Изначально мы занимались частными интерьерами, а потом выбрали для себя специализацию — общественные интерьеры. При этом мы проектируем любые пространства, предназначенные для приема большого количества людей. В нашем портфолио абсолютно разные проекты: от офисов до проектирования коттеджных поселков, которые мы также считаем общественными пространствами, и прочее. Но HoReCa является нашим основным направлением, и не только в Калининграде, но и в Сочи (например, в Роза Хутор). Нам это очень нравится - не каждая компания может проектировать сетевые отели, а у нас такая возможность есть и рекомендации тоже есть.

А сейчас, помимо прочего, Вы занимаетесь продвижением и развитием территорий?

— Да, мы увидели новое поле деятельности — территориальный брендинг городов, районов, муниципалитетов, — на котором стали применять весь наш накопленный за 20 с лишним лет опыт и знания. «Проектный офис Ольги Тесленко» создает концепции и стратегии развития, чтобы объекты получили государственные и частные инвестиции, а также вошли в региональные программы финансирования.

Выступаете буквально создателями новых территорий?

— Конечно, это созидание в чистом виде, но не просто некий дизайнерский замысел. Изначально должен быть смысл: для кого, для чего мы это делаем, с какой целью? Естественно, ответом на вопрос «для кого?» являются жители этой местности, которые несут в себе не только историческую память и культурный код, но свое видение будущего: они хотят жить в той среде, которая для них комфортна, понятна и дружелюбна. То есть все услуги должны быть на расстоянии вытянутой руки; нужно, чтобы здесь же работали социальные образования — медицинские учреждения, школы, детские сады; чтобы для детей были очень комфортные условия — и для их учебы, и для разностороннего развития, для роста, для спорта. То есть, когда мы понимаем, для кого, то дальнейший смысл — зачем мы это делаем — становится очевиден.

При этом каждая территория уникальна…

— Каждая территория эксклюзивна, несомненно. Везде есть свои особенности — уже заданные природно-климатические условия, существующие реки, озера, горы, какая-то созданная инфраструктура. Специфика городов очевидна! Кто-то трактует себя как новый Дубай; кто-то — как город-санаторий, как, например, Краснознаменск в Калининградской области; кто-то видит себя экооздоровлением, уединением, детоксом от цифровых технологий; а кто-то, напротив, сугубо технологическим городом, как Гусев на востоке области, где буквально посреди поля, в 112 км от Калининграда, живут супер-крутые инженеры в «умных» домах, в которых чайник включается по твоему звонку за полчаса до твоего приезда — и это самый примитивный пример.

Водное такси "Балтийская Коса"
Фото: Водное такси «Балтийская Коса»

СНАЧАЛА — ЛОКАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

При этом Вы успеваете заниматься большой общественной работой: были главой представительства Федерации Рестораторов и Отельеров (ФРиО) Калининградской области, а сейчас являетесь главой Ассоциации индустрии гостеприимства (АИГ) Калининградской области.

— Да, президент ФРиО России Игорь Бухаров, вице-президент Вадим Прасов доверили мне эту важную работу, в которой я прослужила сообществу 3 года. Потом мы сформировали команду, которая приняла этот флаг: представительство ФРиО Калининградской области возглавляет сейчас Вера Ярмолюк, а я занимаюсь АИГ — это локальное объединение, дружественная Федерации организация. Дело в том, что для того, чтобы решать вопросы на федеральном уровне, нужно понять локальную проблематику, а для этого — погрузиться в запросы участников нашего туристического рынка. На сегодняшний день в нашей ассоциации 57 членов-участников, и мы вместе поднимаем и формируем решения на региональном уровне.

Расскажите, пожалуйста, об этом на конкретных примерах.

— Могу привести пример горнолыжного комплекса-курорта «Горка» в Озёрском муниципальном округе, который открылся в начале этого года. В этот проект мало кто верил, но нам силами Ассоциации удалось привлечь к нему внимание, организовать встречи с людьми, принимающими решения, и благодаря такой согласованности действий мы получили необходимую инфраструктурную поддержку и открыли этот курорт вовремя. Кроме того, мы работаем с правительством области по вопросам, касающимся образовательных программ для подготовки гидов-экскурсоводов, а также программы школы роста муниципалитетов. Мы активно занимаемся этой программой, развивая предпринимательство на территории всей области: вовлекаем ремесленников, представителей предприятий дополнительного образования, людей, которые производят различные товары и услуги для синергии развития конкретного муниципалитета.

Фото: Ресторан "Ам!Бар", очень вкусное место на берегу Янтарного моря
Фото: Ресторан "Ам!Бар", очень вкуссое место на берегу Янтарного моря

ДИАЛОГ БИЗНЕСА, ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ

То есть Ассоциация работает не только с рестораторами и отельерами, она расширяет охват предпринимателей, правильно?

— Во-первых, охват действительно более широкий: мы работаем с представителями всей туристической отрасли и индустрией гостеприимства. Во-вторых, это, безусловно, локальная история. Калининград отличается и своим геополитическим положением, и сложной транспортной логистикой, и экономическими нюансами от других российских регионов. И, к сожалению, многие запросы «большой» России по отношению к нам требуют корректировки — поправки на местный колорит. В это нужно вникать, это более тонкая и сложная работа, требующая знания местной специфики. Федерация, безусловно, делает глобальную работу, к чему мы относимся с большим уважением, но пока мы не подтянем местный уровень до понимания общих законов, в плане создания сильного сообщества с места не сдвинемся. А в-третьих, мы работаем с региональным бюджетом, помогая предпринимателям в получении финансовой поддержки через систему грантов, конкурсов, через написание целевых запросов и консультируя их по другим вопросам. Таким образом, у нас сформировался действенный тройственный союз, обеспечивающий диалог власти и бизнеса, взаимодействие социального предпринимательства и ТИЦ (туристско-информационного центра - прим. ред.) и вовлеченность населения в разные сферы нашей деятельности.

Это результат комплексной работы?

— Конечно! Это глобальная работа команды губернатора, Министерства культуры и туризма и всего делового и творческого сообщества Калининградской области. Очень многие отмечают, что наш диалог с властями и общение, которое у нас проходит на расстоянии вытянутой руки, дает максимальный эффект роста. Я знаю, что во многих регионах говорят, что до губернатора не дотянуться, так вот в Калининграде это решительно не так.

ЧТОБЫ ТРОПИНКА ПРЕВРАТИЛАСЬ В МАГИСТРАЛЬ

К вам в Ассоциацию часто обращаются за помощью?

— Часто, но хочу отметить, что людям далеко не всегда нужны финансы, но почти всегда нужна консультация, методическая помощь — куда идти, к кому обратиться и что делать в том или ином случае. Кроме того, предприниматели хотят, чтобы о них узнавали, и мы выполняем функцию коммуникатора, который рассказывает про наших членов Ассоциации. Наконец, не забудем про образовательную функцию: по запросу мы помогаем сформировать образовательный продукт и получить качественные знания. А финансовая функция — это уже последняя: где, собственно, на всё это взять деньги? Как видите, спектр нашей работы достаточно широк, а мы как маркетологи Ассоциации, мыслящие стратегически, стараемся управлять будущим развитием.

Что это такое?

— Предпринимателю, конечно, важно, чтобы ему помогли в данный момент — и мы это делаем: это операционная и тактическая работа. Но чтобы идти дальше, нужно понимать, в каком направлении это нужно делать, условно — на север или на юг? И наша цель как Ассоциации — помочь человеку стратегически увидеть, куда идти, причем идти вместе, всем сообществом, потому что вместе мы сильнее, и создать такие условия, чтобы вход следующих предпринимателей был более комфортным. Потому что, когда путь прошли титаны, тропинка превращается в магистраль. То есть мы работаем с будущим наших предпринимателей. И, пожалуй, это основная задача — сделать понятным вход, четкими условия, чтобы развеять иллюзию о том, что поддержку получают лишь избранные: поддержку Фонда «Мой Бизнес» может получить любой человек, у которого есть бизнес, уже развитый или только начатый. 

При этом Вы этим бизнесом не управляете?

— Мы работаем на договорах аутсорсинга, не входим ни в управление, ни в собственность. Мы являемся генератором идей — движущей силой и неким консультативным центром, центром для диалога, чтобы помочь наладить коммуникации предпринимателей. А в целом тем самым мы создаем условия и предпосылки для развития туризма, формируя позитивный образ региона, соединяя усилия.

Фото: Ресторан "Хмель", г. Калининград, Площадь Победы, 10
Фото: Ресторан "Хмель", г. Калининград, Площадь Победы, 10

ТУРИСТИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО РЕГИОНА

А Калининградская область на самом деле крайне интересный регион. Мы уже упомянули и о его богатой истории, и о гастрономии, и о горнолыжной школе— и за всем этим сюда едут туристы.

— Действительно, нельзя выделить какое-то одно туристическое направление нашей области. Безусловно, можно отметить культурнопознавательный туризм: свыше 30% людей, которые к нам приезжают, говорят, что они едут за историей. Второе, что отмечают туристы, — это море, мягкий климат, сосновый воздух, что очень комфортно для людей, страдающих астмой, сердечно-сосудистыми, аллергическими заболеваниями. Наша погода — это «вечная весна» или «вечная осень»: к нам едут те, кто не переносит знойный юг. Но кроме этого, у нас проходит множество фестивалей, у нас очень вкусная еда, и люди выбирают совокупность культурно-познавательного, гастрономического, театрально-фестивального событийного туризма — даже будучи местным жителем, тебе сложно выбирать что посетить.

Событий в Калининградской области настолько много?

— Это и театральные представления, и перформансы, и танцы, чтения в библиотеках, гастрономические спектакли, деловые мероприятия... В связи с этим я не могу не отметить наш форум гостеприимства West HoReCa Forum, лучшее mice-событие СВЗО 2023 года, который на протяжении уже 7 лет собирает уникальных спикеров, чтобы быть максимально полезным рестораторам и отельерам. А кроме того — обилие музеев и музейчиков, от музея кошек и музея Тильзитского Мира, до прекрасных федеральных филиалов и великолепного Музея мирового океана.

Очень хочется попасть везде и всюду…

— Это далеко не весь список! Каждый, кто сюда приезжает, видит возможности морских путешествий, рыбалки, охоты. У нас развиваются гольф-поля, аквапарки, SPA, а, приехав в Калининград, вы можете почувствовать себя в европейском городе: черепицы, булыжные мостовые, брусчатка, готические здания в стиле Северной Европы… Нельзя не отметить и наши замки, которые сейчас восстанавливаются, — замок Тапиау в Гвардейске, замок Рагнит в городе Немане, замок Прейсиш-Эйлау в Багратионовсе, готические маршруты Хранителей Руин.

Фото: Парк-отель "Усадьба", Калининградская обл., пос. Орловка, ул. Заречная, 8
Фото: Парк-отель "Усадьба", Калининградская обл., пос. Орловка, ул. Заречная, 8

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Помимо прочего, Калининградская область славится очень необычными ресторанами, не так ли?

— Да, Калининград является своего рода столицей дизайна в том плане, что у нас каждое заведение выглядит необычно, покоряя своей локальной идентичностью и современным прочтением. Вы можете найти здесь и старый Кёнигсберг, и валуны, которые вытащены из моря и поставлены под столы, как опора, и многое другое. Многие заведения расположены в исторических местах. Например, загородный комплекс «Усадьба» — это восстановленная немецкая усадьба, которая была построена в 18 веке. Сейчас это не только одноименный 4- звездочный парк-отель с большой территорией для прогулок, но и место для проведения конференций. Здесь расположен ресторан домашней русской и локальной балтийской кухни, где можно и утку на томленой груше попробовать, и устроить совершенно невероятную свадьбу или другое мероприятие.

Наверное, есть и рестораны на берегу моря?

— Конечно! Например, ресторан «Ам!Бар» — заведение прибалтийской кухни, где можно попробовать рыбные блюда, литовские цеппелины, другие картофельные блюда. А то, что ты сидишь в этом ресторане прямо у кромки самого янтарного моря, только добавляет ему уникальности. А в Калининграде расположен ресторан «Хмель», победивший в специальной номинации «Лучшая концепция» премии «Пальмовая ветвь ресторанного бизнеса-2023». Его пространство разделено на несколько зон — «Москва», «Санкт-Петербург», «Сибирь» и прочие, — а в меню представлены блюда русско-сибирской кухни и локальные балтийские. Кроме того, там множество сортов крафтового пива, которое варится прямо в ресторане. Таким образом, гостей Калининграда ожидают очень интересные и разные гастрономические впечатления.

ЗАДАЧИ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Вы упомянули о подготовке экскурсоводов — судя по Вашим рассказам о Калининградской области, это очень востребовано.

— Да, мы в свое время попросили министерство обратить внимание на это направление, получили дополнительное финансирование, и сейчас подготовка экскурсоводов вышла на государственный уровень: Балтийский федеральный университет им. Канта готовит курсы по экскурсоведению, после прохождения которых в эту профессию входят порядка 80 человек ежегодно. Я считаю, что успех деятельности Ассоциации как раз в этом и состоит: разглядеть проблему, выйти с инициативой на правительственный уровень, довести до государственного финансирования и сделать ее стабильной в поддержке с дальнейшим отслеживанием результата.

Каковы задачи Ассоциации на перспективу?

— Перед нами стоит несколько задач. Мы выступим как акселератор сельского туризма — будем работать с сельскими территориями, рассказывая, как людям на местности получать максимальные обороты за счет господдержки и развития. Кроме того, мы сейчас занимаемся геобрендингом нескольких удаленных территорий — это Нестеров, Краснознаменск и Славск. Это сложные удаленные территории, но для меня как для дизайнера нет сложных задач, нужно только чуть больше времени, чтобы продумать решение. Разрабатываем проекты геобрендинга как дизайн-студия, а далее, как Ассоциация усиливаем эти решения в плане продвижения к развитию территорий и раскрытию их туристического потенциала.

Еще один очень важный проект Ассоциации — выигранный грант «Заступники Отечества: земные и небесные»: мы создаем для города 4 мозаичные иконы византийской техники из цветной стеклянной смальты — святого благоверного князя Александра Невского, святого апостола Андрея Первозванного, пророка Ильи и святой великомученицы Варвары. Они будут установлены в Храме Христа Спасителя на главной площади Калининграда, чтобы умиротворение, защита и спокойствие никогда не покидали наш город.

Беседовала Светлана Куликова


ОЛЬГА ТЕСЛЕНКО,
Основатель дизайн-студии «Интерио HORECA SOLUTIONS»,
Глава Ассоциации индустрии гостеприимства Калининградской области


https://vk.com/oltesla

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Калининградский регион стремительно развивается, ведущий профессиональный форум сферы гостеприимства региона пом...

Калининградская область создает условия для развития туристической инфраструктуры на уникальных исторических объектах

Среди многих семинаров, конференций и форумов индустрии гостеприимства калининградский West HoReCa Forum выделяется п...

Другие статьи
Смотреть все

Воронеж встречает туристов по-новому: победитель проекта «Мастера гостеприимства» президентской платформы...

В Минске завершился Второй Российско-Белорусский Туристический Конгресс, собравший на своей площадке более 600 участн...

С 3 по 5 апреля на площадке МВК «Новосибирск Экспоцентр» состоялся масштабный Форум-выставка индустрии го...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх