Top.Mail.Ru

Евгений Литвяк: «Будучи наемным работником, я не всегда до конца понимал, что говорит собственник»

01 Декабря 2016
Евгений Литвяк: «Будучи наемным работником, я не всегда до конца понимал, что говорит собственник»

Бар «Винный шкаф» и ресторан «Гамлет & Jacks» известны далеко за пределами Северной столицы. Более того, они уже успели стать ориентиром для коллег по ресторанному бизнесу и уже имеют репутацию прогрессивных, успешных заведений. С вопроса о том, за счет чего удалось достичь подобных результатов, и начался наш разговор с совладельцем этих проектов, а также магазина-бара «На вина» Евгением Литвяком.

Журнал "РесторановедЪ" продолжает рубрику "Дайджест", где мы представляем интересные статьи, актуальные и сегодня. Все данные об эксперте действительны на момент публикации.

Концепция с акцентом на вино

— Думаю, у нашего успеха пять составляющих. Во‑первых, на мой взгляд, удачная локация. Во‑вторых, мой партнер по бизнесу Евгений Хитьков, который занимался строительством бара и создавал его дизайн, угадал с форматом: заведение в итоге получилось по дизайну очень европейским и одновременно петербургским. Практически каждый, кто к нам приходит впервые, замечает: как будто приходишь в винный бар где-нибудь в Испании. И это нас очень сильно отличало и отличает от всех заведений, которые есть в Питере. В‑третьих, в качестве шеф-повара мы пригласили Женю Викентьева, хорошо известного в профессиональных кругах человека. Он экспериментатор и вложил свою лепту в создание кухни, которая стала очень интересной. Плюс он медийный, узнаваемый человек, часто выступающий на разных семинарах, что тоже способствует продвижению нашего проекта. И четвертый фактор — профессиональный подход к вину. Он также сыграл свою роль. Здесь нам, кстати, очень помогла Юля Хайбулина. На момент открытия у нас была, да и сейчас есть, достаточно современная винная карта, отличающаяся от тех, что предлагают другие бары. Придерживались и придерживаемся современного тренда, представляя натуральные органические, биодинамические вина из Германии и Австрии. У нас не классический подход к их выбору. Это и гаражные производители, и маленькие винодельни. Плюс мы работаем с компаниями, которые поставляют свою продукцию на рынок в небольших объемах. То, что можно попробовать либо исключительно у нас, либо лишь в некоторых заведениях города. Мы стараемся выкупать ограниченные партии вина, редкие интересные позиции, таким образом, делая свою винную карту эксклюзивной. Ну, и пятая наша команда — наша синергия: Женя Хитьков, Женя Тонков, Женя Викеньтев, Саша Решетина, Женя Усачев, Илькин Бакшиев, Ваня Борисов. Такой командой мы стартовали. Сейчас к нам присоединилось еще много хороших ребят, и все они — основа нашего успеха!

 Мы придерживались и придерживаемся современного тренда, представляя органические, биодинамические вина из Германии и Австрии. У нас не классический подход к их выбору. 

— Не пугало то, что открываетесь в месте с такой жесткой конкуренцией?

— Страха не было. Да, с одной стороны конкуренция высока, но с другой, она помогает привлекать гостей. Если люди хотят хорошо отдохнуть, провести вечер в ресторане, они идут на улицу Рубинштейна, где уже каждый выбирает то заведение, которое ему по душе. А что касается формата винных баров, то на момент нашего открытия на этой улице работал только один винный бар — VINOSTUDIA. Он открылся раньше нас и стал одним из родоначальников данной концепции именно в Петербурге. Там во главу угла ставят доступность вина по цене, а мы делаем акцент на качество, стараясь при этом цену тоже сделать комфортной.

Роль владельца в жизни ресторана

— То, что вы в итоге стали совладельцем ресторана, — внутренняя потребность в самореализации или желание воплотить свое представление о том, каким должен быть правильный ресторан, бар?

— Наверное, и то, и другое. Правда, второй фактор гораздо важнее. Ведь именно опыт дает ощущение идеального заведения. И я думаю, что это тоже часть успеха. А без опыта сегодня никуда. По-моему, сейчас, по статистике, в Петербурге больше заведений на душу населения, чем в той же Москве. Правда, в Питере открывается много заведений, но не так часто это делают те, кто раньше работал в индустрии гостеприимства. Чаще это делают люди, считающие ресторанный бизнес легким. Те, у кого есть деньги и кто не хочет работать на дядю, стремясь открыть свое дело, полагая, что оно дает свободу и определенный статус.

— А разве не так?

— У меня несколько другой подход. Я никогда не спешил, осознавая, что сначала нужно всему научиться и разобраться, как работает ресторанный проект, увидеть все его маленькие детальки, понять, что именно сейчас нужно людям.

— Когда стали собственником бизнеса, представление о нем изменилось?

— Конечно. Будучи наемным работником, я не всегда до конца понимал, что говорит собственник, почему он так строг и чего вообще от меня хочет. Всегда казалось: можно работать проще. А сейчас многое стало ясно, чувствую, что к чему. В то же время я понимаю своих сотрудников, поскольку сам когда-то был на их месте. И могу смотреть на ситуацию как со стороны владельца бизнеса, так и со стороны работника.

— Что было для вас сложнее всего, когда пришли в проект в качестве владельца?

— Самой большой трудностью, с которой мы столкнулись в проекте «Винный шкаф», были соседи, жильцы дома. Это то, с чем столкнулся впервые, и то, что реально мешало работать. И до сих пор так.

Да, если брать улицу Рубинштейна, понимаю: она стала шумной. Ведь жизнь там бурлит. И люди устают и пытаются этому всячески сопротивляться. Но, во‑первых, такое поведение уже ничего не изменит, потому что если уйдет один арендатор, на его месте появится другой. И вряд ли это будет не ресторатор. Во‑вторых, мы всегда стремились к диалогу. Но, к сожалению, его не хотели наши соседи, а потому пошла череда проверок, несмотря на то, что мы делаем все, что нам говорят представители официальных структур. Не секрет: когда постоянно поступают письма с жалобами, контролирующие органы обязаны на них реагировать, даже если есть понимание, что жалобщик неадекватен.

Все остальное, благодаря многолетнему опыту, оказалось гораздо проще.

Дорога в бизнес

В ресторанную сферу каждый приходит своим путем. Кто-то ненадолго, обжегшись уже на первом проекте, а кто-то, как Евгений Литвяк, на годы и даже десятилетия…
 
Штурман-бармен-ресторатор

— Евгений, как стать ресторатором и почему можно им стать?
—  Я учился в университете водных коммуникаций, должен был стать судоводителем, штурманом судов река-море и впоследствии капитаном. Отчасти, это тоже работа, связанная с управлением людьми, но живого общения все-таки не хватало. 
На теплоходе, где я работал после окончания вуза, часто проходили ресторанные выездные мероприятия, что мне всегда нравилось. Как принято говорить, почувствовал зов сердца, и дальше, как обычно бывает в таких ситуациях, звезды сошлись: в 2000 году товарищ предложил мне поработать барменом на тот момент в самом известном клубе Петербурга «Декаданс». Так я впервые попал в ресторанный бизнес и остался в нем. Дальше все было абсолютно логично: двигался по карьерной лестнице: бармен — бар-менеджер. Потом закончил две школы сомелье в Санкт-Петербурге — «Сомелье» и «PRO Сомелье». Работал сомелье под началом известного эксперта и очень уважаемого мною человека, Леонида Стерника. Стал интересоваться управлением ресторана, со временем занял должность управляющего и в результате создал свой бизнес.
— Опять счастливая случайность?
—  У меня есть хороший друг — Евгений Хитьков, который, к слову, тоже разбирается в вине. Мы с ним занимались отельным бизнесом. Однажды вместе со своим другом Евгением Тонковым он решил построить бар «Винный шкаф» и попросил меня помочь. Но на тот момент я был занят, работал управляющим ресторана, а потому отказался, сказав, что не могу присоединиться. 
И тут мне опять повезло: я освободился, а у ребят до открытия оставался месяц. Пришел, посмотрел, пообщались и решили открывать бар вместе. На тот момент он был уже не просто задуман, а фактически построен. Да и место нашли очень удачное — на улице Рубинштейна. Сделали ремонт, дизайн. А я подключился — и получилась очень хорошая синергия. 

Открытие второго проекта как необходимость

— Итак, «Винный шкаф» снискал популярность. Спустя какое время вы с партнерами решили открыть свой второй ресторан — «Гамлет & Jacks»?

— Наверное, прошло месяцев семь-восемь. «Винный шкаф» действительно стал успешным, а главное, нравился людям, которые честно об этом говорили, намекая на то, что неплохо было бы нам после винного бара, где с кухней все в порядке, еще открыть проект с акцентом на еду.

В итоге, поразмыслив, мы решили двигаться дальше. В бизнесе так: либо ты развиваешься, либо деградируешь. В результате получились заведения разных форматов.

— А как появилось название «Гамлет & Jacks»?

— Само собой. Дело в том, что нас четверо — Гамлет и четыре Евгения. Так что оно не случайно, а отражает суть концепции. Ведь все мы работаем в этом ресторане. Я — управляющий, Евгений Хитьков его строил, Евгений Викентьев творит на кухне, Евгений Тонков — наша опора в юриспруденции, а Гамлет является директором. Пошли по пути Европы, где часто заведения называют именами владельцев.

— Скажите, трудно управлять двумя разноплановыми заведениями и контролировать их?

— Несложно, потому что они не настолько разные, как может показаться. В «Гамлет & Jacks» серьезно представлено винное направление. Сомелье и шеф-повар работают на оба проекта. Получается своеобразная кадровая логистика, которая и позволяет нам успешно существовать. Более того, в баре «Винный шкаф» подобралась отличная команда, с хорошим управляющим. Мы в основном проводим мозговые штурмы, чтобы найти пути дальнейшего развития проекта, и корректируем его работу по мере необходимости.

— Расскажите о концепции «Гамлет & Jacks».

— Это актуальный городской ресторан, с современной авторской кухней, основанной на творчестве шеф-повара. Все рецепты, представленные в меню, придумал и разработал Евгений Викентьев. У нас здесь нет знакомых, популярных блюд.

— А как же цезарь?

— Это название уже стало ругательством (улыбается). Хотя я в этом салате ничего криминального не вижу. Наоборот, считаю, что абсолютно любое блюдо может быть вкусным. Реально сделать фантастический цезарь или бургер. Знаете, по-моему, в подобных рассуждениях по поводу цезаря есть доля снобизма, который порой проявляют те, кто идет в авангарде кулинарной моды, находится в тренде. Они всегда впереди и несколько свысока смотрят на устоявшиеся концепции. Думаю, это не совсем правильно. Потому что сделать вкусный цезарь не так просто, как кажется.

Выход в зал как эффективный метод работы

— Евгений, то, что вы и ваши партнеры сами работаете в ресторане, — вынужденная мера?

— Это абсолютно осознанное решение. И более того, основа концепции бара «Винный шкаф». Я уже довольно давно думал сделать ресторан с европейским подходом, когда владельцы заведения непосредственно управляют проектом. В России существует иная система: у проекта есть инвестор и управляющий. У каждого своя сфера ответственности. Один вкладывает средства, другой осуществляет операционную деятельность за зарплату. И такой подход сказывается на продукте, который в конечном итоге получает гость. Будь то еда, вино, сервис и т. д. Первые полгода в «Винном шкафу» я сам в фартуке и со штопором в руке работал официантом и сомелье. Считаю это абсолютно нормальным и, более того, правильным. Данная концепция позволяет нам делать успешные проекты. Ведь гости чувствуют и понимают: вот в зале владелец заведения, он встретил тебя, обслужил. Так мы добавляем души в ресторанный бизнес.

— Кто гости ваших ресторанов?

— В основном это люди от 23 до 40 лет, современные, с активной жизненной позицией, те, кто много путешествует, интересуется едой, вином, современный человек, житель мегаполиса. Кроме того, приходит немало иностранных гостей.

— С чем это связано?

— Им у нас действительно нравится. Возможно, они видят здесь то, что им привычно, европейский подход к ресторанному бизнесу.

— Раскроете кадровые секреты?

— Персонал мы подбираем, ориентируясь на рекомендации друзей и знакомых, используем соцсети. В остальных ресурсах пока нет необходимости. К тому же концепция нашего сервиса определяет подход к подбору сотрудников. Для того чтобы человек у нас начал работать, мы должны его знать, причем еще до того, как он к нам попал. С друзьями тоже работаем, но сразу договариваемся: дружба — дружбой, а служба — службой. И пока это действует.

— Полномочия делегируете?

— Конечно. Это важно. Во‑первых, чтобы разгрузиться самим. Иначе не хватит времени на новые идеи и собственное развитие. Кроме того, человек, работающий с тобой, тоже должен развиваться. Нужно чтобы персонал развивался, что у нас как раз и происходит через делегирование полномочий и обучение.

Необходимо не только создать атмосферу, но и ежедневно ее контролировать. 

Правда о ресторанном бизнесе 

— Ресторан в России — это вообще бизнес в традиционном понимании слова?

— Как сказал один известный предприниматель, бывают рестораны, которые делают деньги и, наоборот, деньги, делающие рестораны. Бывает, что у успешного бизнесмена, не связанного с индустрией гостеприимства, появляется крупная сумма, которую он вливает в открытие ресторана. В итоге получается самодостаточный проект, сразу же хорошо открытый и оснащенный, в нем все правильно сделано. Именно так деньги делают рестораны. Только вот судьба подобных заведений складывается по-разному. Она может быть счастливой или нет. Это бизнес. Другая история — когда люди открывают ресторан без помощи серьезного инвестора, как сделали в свое время мы. Когда такой проект начинает приносить деньги — это приятнее и становится стилем жизни, который может перерасти в бизнес.

Но в любом случае ресторан — сложное дело. У него не такая высокая рентабельность, как может показаться.

Блиц о личном

— Что для вас ресторанный бизнес?
 Это основная часть моей жизни.

— Как отдыхаете?
 Занимаюсь спортом, тайчи, хожу в бассейн, делаю утреннюю гимнастику.

— Что читаете?
 Раньше предпочитал деловую литературу, а сейчас выбираю книги, в которых рассказывается о том, как совмещать бизнес и остальную жизнь. Ведь сейчас я настолько увлечен ресторанами, что на что-то другое времени нет, а чувствую, что необходимо уделять внимание и чему-то помимо работы.

— Почему же многие стремятся в ресторанный бизнес?

— Люди думают, что он легкий. У них создается ощущение непроходящего праздника. Ведь человек, как правило, приходит в ресторан по праздникам, всегда в хорошем настроении. Убегает от повседневной суеты. А на самом деле бизнес действительно сложный. В нем масса тонкостей и факторов, оказывающих серьезное влияние. Это и качество сервиса, и необходимость создать благоприятную атмосферу в коллективе, которая будет передаваться гостю. В сетевом проекте, где прописаны стандарты, работать проще и понятнее. Другое дело — независимый, авторский ресторан, такой, как наш. Важно чувствовать настроение гостей, принимать во внимание свое состояние, ко всему подходить с душой. А для этого нужно тщательно подбирать персонал. Необходимо не только создать атмосферу, но и ежедневно ее контролировать. А это сложно. То же с едой: вкус — понятие субъективное. Кому-то блюдо нравится, а кому-то нет. К тому же блюдо всегда должно быть стабильно высокого качества, оставаясь одинаковым вчера, сегодня и завтра. Плюс гости приходят в ресторан с определенными ожиданиями, которые нужно оправдать.

— Что, на ваш взгляд, самое сложное в современном ресторанном бизнесе?

— Одну проблему выделить тяжело. Да, есть соседи, которые в принципе против бизнеса. Они возмущаются совсем не потому, что испытывают неудобство, например, от шума или им мешает неприятный запах. Можно заниматься чем угодно и не обязательно открывать ресторан. Если соседи поставили себе цель — выжить предпринимателя, они планомерно будут это делать. Не менее серьезная трудность — высокие арендные ставки, которые изначально ставят ресторан в положение, когда он вынужденно работает на грани рентабельности. И третья проблема — рост цен на продукты. Но я не могу так же быстро поднимать стоимость блюд в меню, если хочу удержать, сохранить гостей. Ведь понимаю, что зарплаты у нас не увеличиваются. И мне нужно оставаться для посетителей доступным. А что в итоге? Сокращается маржа и, как следствие, доходность ресторана. Уверен, нередко рестораны закрываются именно по этой причине. Плюс мало кто из арендодателей ценит постоянство арендаторов. Владельцы помещений нередко ориентируются на курс валют в стремлении заработать здесь и сейчас. Знаю случаи, когда арендная ставка вырастала с 80 до 160–180 тысяч рублей только потому, что арендодателю показалось: в ресторан ходит много народу, а значит, он в состоянии платить больше. В результате заведение вообще закрывается.

— Что бы вы посоветовали начинающим рестораторам?

— Нужно как минимум несколько лет поработать в ресторане наемным работником. Я бы рекомендовал просчитывать проект, прежде чем приступать к его реализации. Это важно, поскольку позволяет избежать ошибок и денежных потерь, не испытать разочарований. А еще очень важно найти хороших партнеров и команду.

— Евгений, в чем слагаемые успеха любого ресторана?

— Удачная локация, вменяемая арендная ставка, опыт ресторатора. Считаю, хорошо, если ресторанным бизнесом занимается человек, который в нем сам работал и прошел все ступени карьерной лестницы. И, конечно, надо любить гостей. Потому что только искренняя любовь к гостям может стать взаимной.

Беседовал Алексей Журавлев 

Другие статьи
Смотреть все

Проведённый накануне рестораунд задал направление всему форуму: участники продолжили разговор о тонкостях ведения рес...

Об опасностях, подстерегающих новичков бизнеса; о том, что мы слишком много времени проводим на работе, чтобы не люби...

Наталья Милеенкова, товарищ по менеджменту товарищества рестораторов UnoDosTres, раскрывает взаимозависимость концепц...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх