Top.Mail.Ru

Вадим Прасов: Гостиничному бизнесу открылись новые возможности и перспективы

24 Октября 2022
Вадим Прасов: Гостиничному бизнесу открылись новые возможности и перспективы

Говорят, прежде чем создать что-то новое, нужно разрушить старое. И, как правило, это не происходит безболезненно. Поэтому текущую ситуацию на мировом рынке нужно расценивать как толчок для развития отечественного гостинично-ресторанного бизнеса, повышения спроса на внутренний туризм, популяризации региональных брендов. Движение в новом времени будет непростым. Но там, где другие выстроили границы, нам открылись перспективы и возможности. О том, как отельный бизнес переживает период мировой трансформации, какие стратегические шаги предпринимает для дальнейшего развития – в интервью с Вадимом Прасовым, вице-президентом Федерации рестораторов и отельеров России. 

Внутренний туризм развивается относительно стабильно

Сегодня весь мир находится в неком переходном состоянии. А бизнес, как известно, нестабилен в эпоху перемен. Как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию в российской сфере гостеприимства в целом и в отельном бизнесе в частности?

– Ситуация стала более напряженной из-за ряда аспектов. Не хочу уходить в сторону политики, но события не прибавляют оптимизма. В целом, ситуация нервозная, но многие инвесторы не отказываются от проектов, не останавливаются на полпути и продолжают двигаться в сторону развития. Это говорит о том, что перспектива всем видится достаточно позитивно.

Два года пандемии, потом сразу начало военной спецоперации. События трех лет были для отечественного рынка неожиданными, стрессовыми. С одной стороны, печально, что практически нет туристов из-за рубежа. С другой – отрадно, что россияне поехали по родной стране, началось стихийное развитие внутреннего туризма. В столицы и регионы хлынули потоки гостей. Некоторые из них давно привыкли путешествовать по мировым курортам, а теперь столкнулись с нехваткой сервиса. Кроме того, при возросшем спросе, цены на некоторые направления поднялись до премиального уровня. Однако, есть вопросы по соотношению цены и качества. Это видно по отзывам и оценкам гостей. Хотя, определенная доля негатива со стороны гостей была, есть и будет всегда, независимо от реальной ситуации. Примерно 10% гостей всегда остаются недовольны сервисом.

С точки зрения международного туризма пострадали крупные регионы, такие как Москва, Санкт-Петербург, частично Казань. Региональный туризм восстановился достаточно быстро после пандемии и не столь сильно просел в этом году. Жизнь нам подбрасывает все новые и новые вызовы, под которые приходится подстраиваться. Хотелось бы спокойного долгосрочного планирования и реализации. Пока получается не очень.

Уход иностранных брендов не отразился на отельном бизнесе 

Уход международных отельных брендов и глобальные санкции. Как это влияет на работу?

– Ряд брендов ушли совсем, другие приостановили работу над проектами, которые имели перспективы развития. Кто-то покинул и успешно действующие отели. Но надо понимать, что ни один западный бренд не вкладывал в российские отели, в недвижимость, не инвестировал в стройку. Иностранные бренды либо управляли недвижимостью, которой владеют российские структуры, либо просто предоставляли нам франшизы. Их уход не остановит новые проекты, поскольку инвесторами выступают российские компании.

Более гибкие и предприимчивые собственники быстро реагируют на текущие изменения рынка, перестраиваются, снимают вывеску бренда и продолжают работать самостоятельно.

Да, ушли некоторые международные бренды, соответственно, и каналы продаж и программы лояльности, связанные с этими брендами, стали недоступны. Да, международный бренд для многих был символом качества, но рынок перестраивается. Для многих туристов высокая оценка в агрегаторах важнее, чем сам бренд. Когда держишь руку на пульсе, то понимаешь, что тебя окружают профессионалы, у которых появилось больше возможностей, а не границ.

С уходом иностранных гостиничных операторов у отечественных управляющих компаний появилось больше возможностей и простора для развития и спокойной работы с теми объектами, которые ранее были недоступны. Конечно, нельзя сказать, что владельцы отелей в восторге от ухода иностранных брендов. Многие строили отели и управляли ими по стандартам бренда. Но все проблемы преодолимы.

Что касается санкций, то я бы не сказал, что это как-то ощущается в отельном бизнесе. Конечно, по некоторым позициям выросли цены, усложнилась логистика, происходит пересмотр ассортиментного ряда. Но появляются новые поставщики и находятся аналоги оборудования.

Забронировать отель можно через отечественные агрегаторы 

Российские отельеры научились работать без Букинга?

– Уход Букинга с арены отечественного бизнеса стал неожиданностью, прежде всего, для малых отелей, поскольку 80–90% их продаж проходили именно с этого канала. Но все же нельзя полагаться только на один источник. Букинг, с точки зрения себестоимости продаж, был достаточно дорогим: за каждую бронь они забирали 18% + НДС – по сути отель отдавал 22% с оборота. А у малых отелей ещё и затраты на персонал существенно выше, чем у крупных. Тем не менее, когда Букинг приостановил свою деятельность на территории России, случился глобальный коллапс. Несколько дней рынок находился в стрессе, отели не понимали, как продавать номера, а туристы и командировочные – как выбирать и бронировать отели. Однако, проблема быстро рассосалась. Крупные отели пережили этот момент проще, поскольку основная масса работала с разными каналами продаж. Они оперативно перенастроились на альтернативных отечественных операторов.

Актуальные вопросы отрасли озвучили Президенту страны 

В сентябре этого года Вы приняли участие в заседании Президиума Госсовета с Президентом страны. Расскажите вкратце о вопросах, которые обсуждались, и об итогах заседания?

– На заседании Президиума Государственного Совета обсуждались вопросы развития национальной туристической сферы в современных условиях. По традиции в заседании приняли участие руководители федеральных министерств и ведомств, главы регионов, представители бизнес-сообщества и профессиональных объединений. От Федерации рестораторов и отельеров участие в Госсовете принимали президент организации Игорь Бухаров, член президиума ФРиО Владимир Бурковский и ваш покорный слуга.

Предыдущий Госсовет по туризму был в 2015 году. Мероприятие такого формата проводится нечасто. Поэтому вопросов накопилось много. За два дня до заседания мы обсуждали и прорабатывали их в рабочих группах с губернаторами областей, региональными подразделениями ФРиО.

По итогам двухдневной работы родились проекты поручений, которые были озвучены непосредственно на заседании Президиума Госсовета Президенту страны. Посчитав важным решение некоторых болезненных вопросов, предложил несколько дополнительных тем для рассмотрения.

На заседании подняли тему о введении нулевой ставки НДС на проживание в гостиницах, дополнительный сервис. Дело в том, что каждая налоговая организация воспринимает и трактует эту формулировку по-своему в рамках налогового кодекса. Также, далеко не у всех предпринимателей она вызвала однозначную реакцию. Многие действующие отели не поняли, что это мера касается и их. После 1 июля нынешнего года неоднократно сталкивался с ситуацией в отелях, где счет выставляли с учетом НДС, потому что в этом вопросе не разобрались до конца. Некоторые опасаются принимать решения из-за неоднозначности трактовок законов и постановлений.

Второй вопрос касался Постановления Правительства РФ от 09.02.2021 N 141 о субсидировании кредитов сроком 15 лет, процентная ставка по которым составляет не менее 3 и не более 5 процентов годовых. Министерство финансов РФ предложили сделать единую ставку 5%. Однако, есть уже подписанные договоры, реализуемые проекты. В связи с этим менять ставку задним числом по меньше мере некорректно. И если уже делать единую ставку, то логично сделать ее в 3%. Улыбнувшись, Президент согласился, что для бизнеса эффективнее будет ставка 3%, а не 5.

Одним из важных вопросов – введение знака отличия в нашей отрасли гостеприимства, чтобы профессионалы по итогам большой карьеры могли рассчитывать на соответствующую награду. Это очень актуальный вопрос на сегодняшний момент, когда мы преодолели такой путь становления сферы гостеприимства в целом, отельного и ресторанного бизнеса в частности. Престиж профессии – немаловажная тема для ее участников, которые состоялись в профессии и для тех, кто только планирует связать свою карьеру с ней. У каждого сотрудника должен быть стимул, чтобы двигаться в данном формате, развиваться в профессии, несмотря на трудности.

Еще одна проблема, озвученная мной на Президиуме Госсовета в ходе заседания – высокая стоимость на строительство отелей на Дальнем Востоке, которая в 2–3 раза выше, чем в Европейской части России. Для финансовой эффективности предложил рассмотреть возможность введения грандов для инвесторов, которые строят отели в труднодоступных зонах – на Камчатке, Сахалине, в Якутии. Капитальный гранд мог бы дать инвесторам фундамент для комфортного строительства, финансовое спокойствие, чтобы был понятен период возврата инвестиций. Эту проблему мы видим по проектам, которые ведем в дальневосточной локации. К примеру, проект в Петропавловске-Камчатском, который должен открыться в следующем году – финансово затратный. Это связано с логистикой – отсутствием дорог, доставкой стройматериалов морским и авиапутем. Логистические цепочки сильно отражаются на стоимости.

Отрадно, что в период глобальных перемен государство уделяет внимание сфере туризма и гостеприимства. Надеюсь, вместе, в диалоге и сотрудничестве мы сможем создать условия для развития и устойчивого движения вперед.

Беседовала Лилиана Бергер.

Другие статьи
Смотреть все

Три года назад с легкой руки Виктора Борисовича Беляева родилась «Легенда» – уникальное мероприятие...

Александр Гендельсман и Николай Филатов, совладельцы управляющей гостиничной компании ZONT Hotel Group, о жизни гости...

Генеральный Директор ООО "ДИННЕР СЕРВИС"
Профильный специалист/руководитель
Руководитель товарного направления «HoReCa, медицина и пищевые производства» в компании «Союзспецодежда»
Вверх