Top.Mail.Ru

Красный гид MICHELIN. О чем говорят «звезды»?

24 Декабря 2021
Красный гид MICHELIN. О чем говорят «звезды»?
32-кратный обладатель мишленовских звезд Жоэль Робюшон и уличный торговец из Сингапура Чан Хонг Мэн.

О ней мечтают многие шеф-повара и рестораторы. К ней стремятся все в начале кулинарной карьеры, но дотянуться удается лишь избранным. Ради нее создают авторские концепции блюд и изобретают новые меню. Ее присуждают тем, кто внес вклад в развитие кулинарного искусства, смог накормить вкусной едой всех гостей без исключения, сохранив стабильное качество. И имя ей – звезда Мишлен! В ресторанном мире получить эту награду весьма непросто… О том, как дорожный гид превратился в культовое издание ресторанного рейтинга, о чем говорят мишленовские звезды, как очутиться на страницах знаменитого Красного гида и о других интересных фактах, связанных с громкой международной наградой в сфере кулинарии мы расскажем в нашем обзоре.

Как появился символ мишленовской звезды*?

Узнаваемым символом шинной компании MICHELIN является Бибендум, или Мистер Мишлен. На просторах интернета его часто сравнивают с зефирным человеком – персонажем кинофильма «Охотники за приведениями». Что касается происхождения «мишленовских звезд», которые совсем не похожи на звезды, привычные нашему пониманию, ходит много доводов и легенд. Некоторые семиологи до сих пор теряются в ассоциациях и приводят самые нестандартные теории их происхождения, облачая их в истории. «Цветочек», «Клевер», «Маргаритка», «Три перекрещенные шины, вид сверху»… В общем, фантазиям нет предела. Однако разгадка «цветочков» все это время находилась у всех на виду. Если присмотреться, то символ звезды Michelin напоминает привычное обозначение, которое мы ни раз встречали в книжных изданиях и даже на компьютерной клавиатуре. Этот факт наводит на мысль, что знаменитые звезды Мишлен произошли от типографского знака «звездочка», которым принято помечать то, что достойно особого внимания. Второе и третье примечания по традициям орфографии обозначают двумя и тремя звёздочками, выстроенными вряд – «***» – в общем, все, как у Мишлен.

Логично предположить, что легендарные братья Андрэ и Эдуард Мишлен при создании своих Красных гидов использовали стандартный типографский символ для выделения лучших заведений, где можно было вкусно и качественно поесть… Иногда все гораздо проще, чем кажется.

Как дорожный гид превратился в рейтинговое издание заведений высокой кухни?

Успех зависит от случая и принятия правильных решений. Когда-то грамотный маркетинговый ход, сделанный французской компанией Michelin – производителем автомобильных шин, открыл дверь в будущее высокой кухни. Сегодня мировому лидеру шинной промышленности удается мотивировать весь кулинарный мир «звёздной» наградой за профессиональные достижения. Как же производство шин повлияло на развитие кулинарии? Все началось с плана увеличения продаж. Братья Мишлен пришли к выводу, что повысить спрос на продукцию компании можно с помощью автомобильного туризма, который на тот момент обретал популярность. Чтобы сделать путешествия максимально комфортными и запоминающимися, Андрэ Мишлен, возглавившему компанию, пришла в голову гениальная идея – издать справочник с подробным указанием мест платных автомобильных стоянок, расположением ресторанов, придорожных кафе, закусочных, отелей, точек технического обслуживания и ремонтных мастерских, которые можно встретить в дороге. Первый справочник был выпущен в 1900 году. Издание было бесплатным и распространялось на заправках. На удивление авторов, Красный гид Мишлен совсем не пользовался спросом. Только спустя 20 лет мишленовские гиды перестали пылиться на полках. Предприимчивые браться решили: «то, что людям достается бесплатно – не ценится», и начали продавать гиды по умеренной стоимости. В платные издания были добавлены рейтинги цен ресторанов. Заведения с высокими ценами помечались астериксом – типографической звездочкой.

В 1926 году политика рейтинга изменилась: «звездочка» рядом с именем ресторана символизировала отменную кухню.

Интерес к автомобилизму рос с каждым годом, а вместе с ним и география изданий гидов Мишлен. Сегодня справочники Michelin выпускаются во всех странах Европы, крупных городах мира: Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелес, Лас-Вегас, Сан-Франциско, Сингапуре, Токио, Рио-де-Жанейро и т. д.

«Звезды» говорят…

Шкала мишленовских звезд расширилась только к 1930 году. С тех пор система оценки осталась неизменной и буквально означает:

«*» – очень хороший ресторан в своей категории, высокое качество кухни (оценивается тип кухни) 

«**» – отменная, превосходная или отличная кухня. Ради ресторана имеет смысл сделать небольшое отступление от заданного маршрута.

«***» – исключительная авторская кухня, великолепная работа шеф-повара, имеет смысл совершить гастрономическое путешествие в ресторан.

С 1955 года путеводитель начал уделять внимание ресторанам с вкусной качественной едой и умеренными ценами. И в 1997 году совет Мишлен ввел еще одну награду – Бибендум Гурман, или «Биб Гурман» с отличительным знаком – облизывающегося Мистера Мишлена.

Зеленая звезда Michelin появилась в 2020 году. Рестораны, отмеченные зеленой звездой, поддерживают мировые тренды, выходят в лидеры ресторанной сферы в применении технологий и практик, связанных с устойчивым развитием, экологией и т. д. При этом рестораны не должны быть похожими друг на друга: оригинальная концепция, отраженная в кухне заведения – главное условия для получения «зеленой звезды».

Незвездные рестораны, которые рекомендует гид Michelin – самый влиятельный рейтинговый справочник мирового уровня, имеют статус «Рекомендовано Мишлен» и тоже имею свои обозначения. Например, знаком с изображением вилки, ножа и тарелки помечаются те рестораны, где подают хорошую еду из свежих продуктов, а скрещенные вилка и ложка, а таких значков может быть до 5‑ти штук, обозначают уровень качества и удобное расположение заведение общепита.

Как бы там ни было, звезда Michelin – награда, которую присуждают ресторану, ресторану при отеле или шеф-повару за органолептические показатели еды (эстетику подачи, аромат, вкус и консистенцию, оригинальное сочетание и качество ингредиентов), стабильное качество, трендовость, авторское творчество и мастерство. Изысканность обстановки, обслуживание, сервировка, атмосфера и расположение ресторана на формирование оценки не влияют.


Доминик Кренн стала первой женщиной в Соединенных Штатах, которая получила три «звезды» Мишлен. Ресторан Atelier Crenn американки французского происхождения открылся в Сан-Франциско в 2011 году, а высшего признания от «Красного путеводителя» добился в 2018.  В Atelier Crenn всего восемь столиков, а дегустационное меню (маленькие порции блюд по выбору шеф-повара) предлагают за 335 долларов. Знаменитый гид описал кухню авторского ресторана как «замечательный баланс изящества, мастерства, техники и вкуса».

Как распознать инспектора Мишлен среди гостей?

Пожалуй, этим вопросом задается каждый шеф-повар в погоне за заветной звездой. Однако распознать в толпе разведчика, занимающегося присвоением звезд практически нереально. Инспектор Мишлен – тайный посетитель ресторана, который искусно замаскирован под обычного гостя. Согласно корпоративному уставу работы в Мишлен, лицо и имя действующего инспектора никому не известно, поэтому подкупить должностное лицо при исполнении обязанностей не получиться при всем желании и влиятельных возможностях. Его появление в заведении всегда неожиданно, и как правило, в час пик. Инспектор делает заказ, обедает, расплачивается и уходит, не привлекая к себе внимание. Разоблачение мистера инкогнито означает увольнение.

Профессиональное кредо инспекторов Мишлен основано на честности, конфиденциальности, профессионализме, независимости и объективности. Ведь оценка ресторана – огромная ответственность перед посетителями заведения, шеф-поваром и всем персоналом.

Как стать экспертом Мишлен?

Чтобы стать инспектором Мишлен, мало быть гурманом и знатоком высокой кухни. Среди требований к кандидатам в эксперты – высшее образование в области HoReCa, в частности – «Гостиничного бизнеса», длительный опыт работы в сфере услуг и успешное прохождение нескольких этапов интервью. Претендент преступает к самостоятельной работе не сразу, только после прохождения обучения по оценке кухни и практической работы в паре с наставником.

Работа тайным агентом в Мишлен высокооплачиваемая, но далеко не легкая. В штат входит 90 инспекторов международного класса. За год каждый из них должен посетить около 800 ресторанов в разных уголках мира.

Чтобы присвоить первую звезду, заведение посещают не менее 4‑х инспекторов в непредсказуемое время. Вторая звезда присваивается после 10–12 тайных визитов. Третья – за стабильность качества и вкуса, отточенное годами. Решение о присуждении звезд принимаются коллективно, на основании отчетов о проделанной работе. Звездные заведения проходят проверку на соответствие заявленному уровню каждые 18 месяцев. Одним словом, мало дотянуться до заветной звезды и получить ее. Нужно суметь эту звезду удержать в руках и не потерять среди привычного многим «и так сойдет». Как говорил легендарный Поль Бокюз: «Вкус и качество должны оставаться на высоком уровне».

Как попасть в знаменитый путеводитель и каковы главные критерии оценки?

Периодичность выхода культового гида – раз в полтора года. На его страницах можно найти не только звездных представителей кулинарного искусства, но и множество полезной информации как для гурманов, так и не особо привередливых голодных туристов. Каковы же критерии оценки ресторанов и шеф-поваров для их внесения в «Красную книгу»?

Безусловно, точные критерии оценки по сей день остаются коммерческой тайной. Однако проведя аналитику среди звездных ресторанов, можно догадаться, что главным оценочным показателем является кухня заведения, а точнее – авторское концептуальное меню от шеф-повара. В ресторанах, отмеченных звездами Мишлен, чаще всего прослеживается французский стиль. Учитывая происхождение справочника и высокой кухни, данное условие кажется вполне объективным: утонченные линии в уникальном оформлении блюд, изысканные и экстравагантные сочетания ингредиентов, наличие творческих нот, европейское стабильное качество, уважение к традициям и стандартам оказывает положительное влияние на окультуривание людей через ресторанную сферу и тем самым привлекают к себе внимание. Но бывают и исключения из правил…

Посетители всегда вернутся туда, где вкусно!

Справедливости ради стоит отметить, что стабильные качество и вкус формируют спрос, что для оценки является немаловажным условием. Например, в 2016 году мишленовскую звезду присвоили скромной уличной палатке в Сингапуре. Ее владелец – Чан Хон Мен, на протяжении 35‑ти лет готовил курицу в соевом соусе с рисом, за которой ежедневно выстраивались очереди с самого утра и до закрытия смены. «Посетители всегда вернутся туда, где вкусно!» – подумали инспекторы Мишлен. И попробовав блюдо, оценили его по достоинству.

Настоящее искусство, созданное с душой, обязательно заметят!

Разумеется, звездность ресторана увеличивает его посещаемость и влияет на ожидания гостей. Угодить вкусу каждого весьма сложно. Поэтому многие заведения в силу излишней ответственности, нервозности, эмоциональности, отсутствия командного духа и хороших поставщиков рискуют потерять свой звездный статус. Всегда обидно получить высокую награду за дело всей своей жизни, а после потерять ее. Но не будем о грустном. В любом случае, кулинарное мастерство, возведенное в искусство, науку и культуру, рано или поздно будет признанно и размещено в самом авторитетном издании кулинарного мира. Желаем удачи всем, кто к этому стремится, верит и творит от души, несмотря ни на что.

Лилиана Бергер.

Другие статьи
Смотреть все

Результат не всегда оправдывает ожидания. В элементе непредсказуемости есть особый шарм, который каждый воспринимает ...

Впервые, спустя 120 лет существования гида Мишлен, на его страницах появятся адреса московских ресторанов, которые по...

Генеральный Директор ООО "ДИННЕР СЕРВИС"
Профильный специалист/руководитель
Руководитель товарного направления «HoReCa, медицина и пищевые производства» в компании «Союзспецодежда»
Вверх