Top.Mail.Ru

Кто делает бизнес

06 Октября 2015
Кто делает бизнес

Журнал «РесторановедЪ» как раз накануне выпуска сентябрьского номера провёл в петербургском отеле ROSSI Boutique Hotel & Spa двухдневный семинар-практикум для рестораторов «Управление персоналом версия 4.0, или Сотрудник ресторана как генератор продаж». Как считают опытные организаторы семинаров, тема по проблемам персонала собирает наименьшее количество слушателей — и это парадоксально, ведь «персональная проблема» по-прежнему является одной из самых актуальных для рестораторов. Мы — организаторы начинающие, не знали, что данный семинар невозможен и, наверное, именно поэтому он у нас получился. Более того — к нам приехали рестораторы не только из Петербурга, но и из Ленинградской области, Пскова, Великого Новгорода и даже из казахстанского города Чимкент.

«До 76 откликов на одну вакансию в ресторанно-гостиничной отрасли наблюдалось зимой, но и сейчас их немало — более 50!» — говорит Екатерина Скляренко.

Люди начали активно искать работу


Снижение работодательской активности и повышение соискательской отметила в своём выступлении Екатерина Скляренко, руководитель пресс-службы «HeadHunter Северо-Запад».

— До 76 откликов на одну вакансию в ресторанно-гостиничной отрасли наблюдалось зимой, но и сейчас их немало — более 50! — говорит Екатерина.

И это при том, что налицо по-прежнему дефицит поваров, официантов, работников кухни и прочего обслуживающего персонала. Не парадокс ли рынка? Впрочем, уточним: дефицит хороших поваров, официантов и прочих, а каких-нибудь — пруд пруди. Так что не парадокс.
Самая популярная позиция у работодателей — повар: 28% вакансий в сегменте HoReCa, по данным hh, отдаётся именно поварам. Следующие по требуемости — официант и бармен (23% вакансий), а также персонал кухни (17%). Управляющих рестораном либо баром требуется всего в 14% вакансий, а шеф-поваров — в 7%.

Чаще всего работодатели требуют персонал с опытом работы от года до трёх лет, но и без опыта принимают охотно. Менее всего, кстати, востребованы специалисты высокого уровня, с многолетним опытом работы — возможно, потому что они сами хорошо знают рынок и бывают извещены об имеющихся вакансиях непосредственно рестораторами до того, как эти вакансии появятся в широком доступе.

Бизнес делают люди


Современные рестораторы, как отметили эксперты семинара, понимают значимость людей, пришедших работать на предприятия. «Бизнес делают люди» — это название Георгий Мтвралашвили, основной спикер семинара-практикума, даже дал одному из своих выступлений.

Георгий, будучи сам ресторатором и директором ресторанной консалтинговой компании RestoStart, понимает, насколько важно построение в ресторане правильных отношений. Он дал конкретные рекомендации приехавшим на семинар рестораторам, показав, например, как правильно построить оргструктуру:

— Иногда, и даже очень часто, сотрудники заведения не знают, к кому можно обратиться с каким-либо рабочим вопросом или проблемой, — объяснил он. — Я в своих ресторанах вывешиваю даже специальные графики со стрелками, чтобы каждому было предельно ясно, к кому идти за помощью.

Не менее важно, чтобы сотрудники совершенно ясно понимали свои обязанности — и здесь нужно вспомнить о должностных инструкциях.

— А у нас практикуются так называемые карты компетенции, — подсказывает спикеру один из сидящих в зале рестораторов. — Мы в них подробно перечисляем не только то, что человек должен делать на предприятии, но и что он может делать по нашему распоряжению.

— Да, — соглашается Георгий, — поскольку иногда требуется, чтобы человек вышел в свой выходной, а он, хотя, скорее всего, по-человечески и поймёт, что это надо бы сделать, но в должностной инструкции этого нет, и он может отказать.

Словом, рестораторы к опыту экспертов добавляли свой личный опыт, расширяя познания всех присутствующих.
Иногда сотрудники заведения не знают, к кому можно обратиться с каким-либо рабочим вопросом или проблемой. Для этого в ресторане можно вывесить специальный график со стрелками, чтобы каждому было предельно

Тяга к «свалившемуся счастью»


Впрочем, до того как предлагать сотруднику ознакомиться с должностной инструкцией, этого сотрудника нужно найти и заполучить. Разговоры о том, что не хватает качественного персонала, ведутся во всём мире — даже если при этом в стране отмечается безработица.
При этом уровень заработной платы, несомненно, важен, но, как утверждают эксперты, не является определяющим.

— Зарплата — само собой, должна быть не ниже рыночной, — отмечает Георгий Мтвралашвили. — Но сегодня люди особенно интересуются премиальными или бонусными системами.

Георгий называет это тенденцию желанием испытать «свалившееся счастье»: деньги, появившиеся как бы ниоткуда, неожиданно, незапланированно. И если ресторатор предусмотрел в своём фонде оплаты труда расходы на подобные бонусы (и продумал условия их получения для своего персонала), то он может не только надеяться, но даже и рассчитывать на то, что люди повысят производительность труда и выручку в его заведении в расчёте на данные бонусы. Георгий рассказывает историю о фантастическом официанте, получавшем в одном из ресторанов зарплату, которая вместе с чаевыми была в полтора раза выше зарплаты директора этого ресторана, — правда, как отмечает Георгий, это всё же уникальный случай.

— А вот на уровне зарплаты управляющего держится достаточно большое количество официантов! — подчёркивает он. — Но ведь именно они и делают основную выручку заведения.
Если ресторатор предусмотрел в своём фонде оплаты труда расходы на бонусы (и продумал условия их получения для своего персонала), то он может не только надеяться, но даже и рассчитывать на то, что люди повысят производительность труда и выручку в его заведении в расчёте на данные бонусы.

Мы должны продать свой ресторан соискателю


Конечно, всё это следует продумать до объявления поиска персонала. Лучше всего, как рекомендуют эксперты, ресторатору самому ответить на вопрос: чем моё заведение отличается в плане привлекательности для сотрудников от других подобных заведений на рынке?

— Не забывайте, ведь не только мы подбираем персонал — он тоже подбирает себе заведение, — говорит Георгий Мтвралашвили. — И мы должны продать свой ресторан соискателю!

А вот чтобы принятый сотрудник остался с нами надолго, не менее важно, чем уровень заработной платы и бонусной программы, организовать его сопровождение в первые, самые сложные дни и недели работы в заведении. То есть — подумать о стажировке.

Эксперты предлагают ввести специальный стажировочный лист — программу сопровождения новых работников, в которой указан порядок введения их в работу: ознакомление с компанией, её историей, политикой, условиями труда и так далее; оформление договора с наставником; ознакомление со структурой предприятия, разъяснение задач и требований к работе; введение сотрудника в коллектив и прочее — пример подробного стажировочного листа был выдан в раздаточных материалах каждому приехавшему на семинар ресторатору.

Вообще, к «раздатке» эксперты отнеслись серьёзно: рестораторы получили подробные инструкции по набору и сопровождению новых сотрудников.
К раздаточному материалу эксперты отнеслись серьёзно: каждый приехавший на семинар ресторатор получил подробные инструкции по набору и сопровождению новых сотрудников.

Занимайтесь размышлениями, как улучшить свой бизнес!


Об управлении персоналом в сетевых заведениях рассказали Николай Митчин, управляющий партнёр сетей немецких кнайпе Jager Haus, бельгийских брассерий Kriek, чешских господ Karlovy Pivovary и недавно открытого на Невском проспекте русского гастропаба «Иван да Марья» (их все развивает компания Beer Family Project), и бизнес-тренер компании Наталья Рубина — более подробно мы об этом расскажем в следующем номере нашего журнала.

А Елена Львовская, управляющий директор ресторана Le Boat и арт-директор холдинга White Group, куда входит этот ресторан, окончательно убедила присутствующих на семинаре в том, что официант — самый важный сотрудник в ресторане. Материал Елены с этим названием можно прочитать уже в этом номере журнала на стр. ??. Елена говорила о «команде мечты» — о том, как встроить в неё сотрудников разного менталитета. Речь шла, прежде всего, об украинском персонале, для которого сегодня актуальна работа в России, и о «таджикско-узбекском».

В целом же задачу ресторатора обрисовал Георгий Мтвралашвили. Для этого он вспомнил историю с пресс-конференцией Генри Форда. Когда в обозначенное время журналисты собрались, Форд попросил всех их задать ему вопросы. Он записал каждый вопрос в тетрадь, а потом позвал одного-второго-третьего сотрудников и поручил им отвечать на эти вопросы. После чего собрался уходить.

На удивлённые возгласы журналистов Форд ответил: «Эти люди получают зарплату за то, чтобы организовывать всё то, о чём вы спрашиваете. Они это знают лучше меня, и логично, что именно им и следует отвечать». «Но чем же тогда занимаетесь вы?» — спросили журналисты. «Я занимаюсь самым главным, — ответил Генри Форд. — Я занимаюсь размышлениями, как улучшить бизнес».

— Вот каждый из вас, рестораторов, должен помнить о таком подходе к своему бизнесу, — сказал Георгий Мтвралашвили. — Вы должны заниматься размышлениями, как его улучшить, а не решать текущие проблемы по опозданию официанта Васи или невыходу на работу мойщицы Симы. Но для этого у вас должны быть надёжные помощники в лице персонала, от управляющего до старшего официанта, которые занимаются своим делом и отвечают за него. Иначе вы пребываете в иллюзии, что если вы вывели на работу официанта и мойщицу, то ваш бизнес состоялся. Нет, это только иллюзия.

Собственно, разрушению иллюзий и был посвящён наш семинар — разрушению ради того, чтобы бизнес состоялся!

Удачи в бизнесе, господа!
Главная задача ресторатора — заниматься размышлениями, как улучшить свой бизнес, а не решение текущих проблем. Но для этого у него должны быть надёжные помощники, которые занимаются своим делом и отвечают за него.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх