Top.Mail.Ru

Современный бар требует от бармена постоянного движения вперед

01 Октября 2012
Современный бар требует от бармена постоянного движения вперед

Григорий Бабарайка, президент П.А.Б. – Петербургской Ассоциации Барменов

На подъеме горячие алкогольные напитки


Сегодня на подъеме горячие алкогольные напитки и коктейли: очень сильный рост их продаж по сравнению с тем, что было 4-5 лет назад, может отметить каждый бар, переживший этот рубеж. Это, конечно, отнюдь не современное изобретение – все мы знаем старый добрый глинтвейн, который разливался еще в советских ресторанах, помните? Выходили повара с большими ведрами и поварешкой, как компот, разливали глинтвейн. Эти традиции в период перестройки у нас потерялись, а сейчас возрождаются – конечно же, не с такой подачей, а более современно. Сейчас подача глинтвейна индивидуальна, он представляется каждому гостю в отдельном бокале, но это все тот же напиток – ароматный, терпкий, горячий. Для этого у кого-то в барах устанавливаются небольшие плитки – электрические или газовые, как у туристов, а кто-то разогревает напиток на кофемашине при помощи пароотвода.

Кроме глинтвейна, к нам сегодня пришли горячие напитки со всего мира – гроги, тодди и так далее. Из Америки, из Шотландии, Англии: там тоже очень популярны горячительные напитки. Иногда они подаются достаточно непривычно для нас, вместе с молоком – например, виски с молоком, - для вкуса туда добавляется сахар.

Традиции в современном мире смешиваются, и бармены сейчас даже не всегда разделяют эти напитки. Раньше, к примеру, был вполне определенный напиток, пришедший к нам от древнеиндийских племен, – панч, или пунш. Название его произошло от слова «пять», потому что в нем было пять компонентов. Сейчас же в нем может быть и пять, и десять компонентов, и все равно он равно будет называться пуншем. Но одно остается неизменным: такие напитки ни в коем случае не варят, а только разогревают до 70, максимум до 80оС, чтобы не убить все полезные вещества.

Коктейльная культура растет


Хочу отметить, что эта тенденция – рост интереса к горячим алкогольным коктейлям – вписывается в более общую тенденцию интереса гостей к коктейлям вообще. Мы уже давно бились за коктейльную культуру, и наконец, она к нем пришла – из Европы, из Америки, – и начинает давать свои плоды. Конечно, все это не новое, а хорошо, очень хорошо забытое старое. Просто в 1862 году компонентов было меньше, наверное, раз в сто, чем мы имеем сегодня. И рецептуры-то все давние, но ингредиенты более разнообразные. Тогда в рецептах указывали, например, кусочек сахара, дольку лимона – словом, выбор-то был ограничен. А сейчас одних сиропов сотни видов, и вместо сахара можно добавить ванильный, вишневый, апельсиновый – любой, – и каждый будет придавать коктейлю свои оттенки вкуса. То есть мы нового ничего не придумали, просто разнообразили старые рецепты.

Сегодня востребованы профессиональные бармены


Так как коктейльная культура растет, у нас открывается все больше коктейльных баров. И радует то, что руководители этих баров, владельцы берут наших учеников уже не на должности барменов, а на должности бар-менеджеров. То есть профессиональные бармены – окончившие специализированную школу, получившие диплом, – сегодня стали очень востребованы. Вспомните, что было несколько лет назад: брали людей фактически с улицы! А сейчас диплом стал по-настоящему действенным: требуются квалифицированные бармены.

Более того: сейчас при приеме на работу проверяют кандидата на знание коктейлей, на знание технологических карт. Раньше, помню, не понимали, зачем вообще профессиональный бармен нужен, мне даже открыто говорили: «Зачем мне в баре человек, который слишком много знает?» А сегодня его гоняют на знание того, другого, третьего... То есть растут не только требования владельцев баров, но растет и их понимание специфики нашей профессии.

Дело в том, что сегодня очень вырос уровень гостя. Наши гости ездят по всему миру, видят разные бары в разных странах, и могут спросить бармена абсолютно о любом ингредиенте, любом коктейле. И если бармен не может представить свой напиток правильно, не может грамотно предложить то, что он продает, – это становится не только его проблемой, но и проблемой владельца заведения, так как заведение теряет гостя. И работодатели стали это осознавать. Они сегодня требуют от кандидата наличие не просто опыта, но в добавок еще и знаний.

Пришло время учиться возрастным барменам


Я прогнозирую, что бармены, имеющие пусть даже большой опыт, но не обладающие современными знаниями, скорее всего, в результате останутся без работы. Если, конечно, не начнут учиться по Интернету, в Школе барменов, просто у молодых коллег. Дело в том, что даже десять лет назад не требовалось ничего из того, что требуется сейчас: коктейльная культура как таковая у нас не была развита. И эти знания им не были нужны в принципе!

Максимыч (Анатолий Максимович Литун), вероятно, останется в истории барной культуры Петербурга тем, что стал первым возрастным барменом, без всяких предрассудков пришедший учиться современному барменскому искусству у молодых. 30 лет проработав в ресторанном бизнесе, будучи при советской власти буфетчиком, а после перестройки – барменом, он на шестом десятке лет начал учиться заново. Сегодня в плане востребованности он даст фору любому молодому коллеге: Максимыч работает в двух барах, его приглашают на кейтеринговые мероприятия, он участвует – периодически побеждая! – во многих барных конкурсах. Мы писали об этом мастере своего дела в майском номере журнала «РесторановедЪ» за 2010 год, а в этом году Анатолию Максимовичу Литуну было присвоено почетное звание «Лучший работник торговли и услуг в Санкт-Петербурге».

Проблема возрастных барменов в том, что им часто стыдно и страшно просить у молодых помощи: а ну как не справлюсь! а ну как на смех поднимут! Максимыч советует преодолеть свой страх: то, что это возможно, он доказал собственным опытом. А когда преодолеешь – начнется совсем другая жизнь, новая, молодая. Возраст – понятие очень относительное!

Дело в том, что кто преодолел этот страх, тот очень быстро понимает, что его стаж у него никто не отнимет. Знания он наработает, а опыт станет не просто подспорьем – опыт вкупе со знаниями дадут возможность обрести поистине вторую молодость. И если у такого человека к тому же еще и нет проблем с дисциплиной, то его возьмет любой работодатель – на возраст там уже никто не обращает внимания.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Номинация «Лучший бармен» традиционно является самой весёлой — и в этот раз было так же. Причина веселья отнюдь не ал...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх