Top.Mail.Ru

Александр Николя: «Если бы в жизни и в работе все было просто, было бы скучно!»

27 Сентября 2011
Александр Николя: «Если бы в жизни и в работе все было просто, было бы скучно!»

Этот месяц – сентябрь 2011 года – для Александра Николя, шеф-повара знаменитого петербургского ресторана miX, открытого Аленом Дюкассом в отеле W Hotel St.Petersburg, стал юбилейным: ровно 20 лет назад он начал свою поварскую карьеру. Началась она с должности ученика на кухне ресторана французского Сената.

Ален Дюкасс, знаменитый шеф-повар и ресторатор, является обладателем высшей награды Франции – ордена Почетного легиона. Месье Дюкасс – пожалуй, самый титулованный ресторатор в мире. Он управляет уникальной гастрономической группой, объединяющей более 50 проектов. В их числе: Louis XV при легендарном Hotel de Paris в Монако (3 звезды Michelin); парижские Plaza Athenee при одноименном отеле (3 звезды Michelin), Alain Ducasse Restaurant (3 звезды Michelin) и Aux Lyonnais; гостиница на 12 номеров La Bastide de Moustiers в Провансе (1 звезда Michelin); сеть Chateaux & Hotels de France; несколько постоялых дворов с гастрономическими ресторанами; заведения Brasserie; Alain Ducasse Restaurant в Essex House в Нью-Йорке; miX в Нью-Йорке и Лас-Вегасе; международная модная сеть Spoon Food & Wine; ресторан Chanel в Токио; Auberge Iparla в Каталонии и многие другие проекты. Весной этого года Ален Дюкасс открыл свой первый и единственный ресторан miX в России, выбрав для этого петербургский отель W. Шеф-поваром он назначил своего давнего ученика Александра Николя.

Париж, Лондон, Санкт-Петербург


- Александр, Вы обошлись без поварского образования?

- Не обошелся, конечно! Работая учеником на сенатской кухне, я параллельно учился в профессиональной школе. Во Франции есть разные виды школ, и одна из них, которую окончил я, строилась на принципе параллельного обучения в школе и работы в ресторане: две недели я учился, две недели – работал, - и так на протяжении двух лет. Такой подход к обучению очень помогает закреплять теоретические знания практическими навыками, это на самом деле удобно. После ресторана Сената я перешел поваром в ресторан отеля «Ланкастер», а потом работал во французской армии на Таити – кормил солдат.

Вернувшись в Париж, Александр Николя работал в разных ресторанах, узнавал разные виды национальных кухонь – набирался опыта. Год работал во французском ресторане во Флориде, США, после чего перебрался в Лондон, где и познакомился с месье Дюкассом.

- В Лондоне я четыре года работал в ресторане Spoon у месье Дюкасса, помогал открывать ресторан Ducasse at The Dorchester в отеле The Dorchester и затем вернулся в Париж на должность шефа в ресторане Spoon. Примерно через год месье Дюкасс направил меня в свой ресторан Le Relais du Park (3 звезды). Там я работал два года, после чего приехал в Россию, в ресторан miX, заняв здесь должность шефа.
40 процентов продуктов, которые мы используем в ресторане, - местные

- Александр, в чем специфика дюкассовских ресторанов?

- Прежде всего в продуктах – мясе, рыбе, овощах. Философия месье Дюкасса заключается в том, что он стремится использовать только местные продукты – что, например, было сделано для свадебного меню принца Монако. Здесь, в miX, мы стараемся делать то же самое: 40 процентов продуктов, которые мы используем, - местные.

- Для России это как раз является одной из главных проблем: ресторанам у нас очень трудно использовать местные продукты. Дорого, нестабильно, просто нет… Как Вы с этим справляетесь?

- Это действительно сложная задача, но мы пытаемся ее решить. Мы сотрудничаем с одной из местных компаний, основная задача которой – объезжать окрестные фермы и собирать хорошие качественные продукты от конкретных фермеров. Таким образом, благодаря философии месье Дюкасса, мы, с одной стороны, помогаем местным производителям, с другой – даем возможность гостям ресторана попробовать аутентичные продукты, выращиваемые здесь. Конечно, мы используем и другую продукцию, возим продукты и из Европы – из Голландии, Италии, Франции. Но для нас ценно то, что мы покупаем в России, по двум причинам: это местные продукты, и они дешевле. У вас очень хорошие грибы, хорошее мясо, рыба – все это мы используем в полной мере.

- Рестораторы говорят, что рыба, к примеру, из Норвегии, дешевле нашей…

- Норвежский лосось дешевле потому, что там у них огромное производство, но вы знаете, что в России тоже есть лосось? Я пытался найти поставщика, который бы поставлял нам российского лосося, и это было сложно! Не все даже знали о том, что в России тоже есть такая рыба.

- А какое именно мясо у Вас из России?

- Прежде всего фермерская телятина. Но нам нужно покупать целую тушу теленка – иногда повара такого раньше вообще не видели, я их учу, как ее разделывать.

- И Вам приходится составлять специально меню, чтобы полностью использовать телячью тушу?

- Да! Составляю. Из части мяса можно делать соус, какие-то части идут в действующее меню, какие-то части – впрок, для приготовления новых блюд. Так что отходов у нас не бывает! – он смеется.
Планируем заготавливать продукты на зиму

- Александр, расскажите, пожалуйста, о том, как именно Вы составляете меню. Как я понимаю, во многом это зависит от наличия продуктов…

- Сейчас мы вступаем с не самое легкое для России время года – очень трудно будет найти овощи для меню. Над этим мы сейчас работаем. Сложно рассчитать логистику, поскольку трудно понять, сможет ли поставщик нам поставлять до декабря мясо, к примеру, кролика – мы хотим, чтобы оно было в меню. И пока непонятно, сможет ли он это сделать или в середине сезона скажет: «Все, мясо кончилось!» - и мы останемся без кролика.

- И как же решается эта проблема? Скажем, свежие российские овощи зимой Вы определенно не сможете получать…

- Мы попытаемся сделать то же, что уже делали в одном из наших ресторанов, - будем заготавливать этот продукт на зиму. Консервировать овощи в спокойный сезон, чтобы потом продавать их в уже готовом виде. Сейчас уже начинаем заготавливать ветчину собственного приготовления, делать колбаски на завтрак – все из российских продуктов.

- А что более всего любят гости?

- У нас очень хорошо идет говядина, иногда продаем много кролика, а иногда – молочных поросят. Наши гости также любят ягнятину. Что касается рыбы и морепродуктов, то русские люди не едят их очень много. Самыми популярными, наверное, являются сибас и гребешки. Сибас мы везем, конечно, из Франции, а гребешки российские!

Кухня имеет множество особенностей


- Александр, в чем еще специфика в организации работы кухни Вашего заведения?

- Работа кухни строится в зависимости от работы самого ресторана. Наше заведение отличается от всех российских тем, что в нем мы, по европейскому принципу, установили два перерыва. Гости у нас завтракают с 06.30 до 10.30, потом обедают с 12.00 до 15.00 и ужинают с 18.30 до 24.00: с 10.30 до 12.00 и с 15.00 до 18.30 для них дверь ресторана закрыта. Российские заведения, в отличие от европейских, к такому распорядку не привыкли, для них он достаточно необычен. Но это делается по многим причинам. День в ресторане очень длинный. Работа с утра до вечера психологически тяжела и для официантов, и для поваров. И когда в дневное время ресторан стоит фактически пустой, персонал поневоле расслабляется. А людей нужно держать занятыми все время! Чтобы этого не происходило, мы объявляем для гостей перерывы и начинаем заниматься, например, заготовками. В это время у нас происходит подготовка к ужину и к следующему дню. В Европе такой перерыв делается несколько по иной причине: там повар начинает свой рабочий день в 9 утра и заканчивает в 12 ночи – это очень тяжело. Поэтому в обеденный перерыв, который там достигает четырех и более часов, он может отдохнуть, полежать. В России, думаю, такое тоже возможно. Но у нас в течение дня сменяются три смены: первая смена приходит в 6 утра, вторая – в 13.30 и третья – в 15.30. Поэтому им не нужен длинный обеденный перерыв.

- И работа не прекращается ни на минуту, несмотря на то, что для гостей заведение закрыто?

- Да!

- Кроме того, в Вашем ресторане открытая кухня – это тоже особенность заведений Алена Дюкасса?

- Кухни в некоторых ресторанах закрыты, в некоторых открыты. В miX открыта. Это, с одной стороны, сложно для поваров – гости все время смотрят на то, как мы работаем, но с другой стороны – открытая кухня стимулирует всех, держит в тонусе. Кроме того, нам нужно всегда здесь поддерживать чистоту, следить за порядком – и это хорошо! За сутки наша кухня трижды моется целиком: после завтрака, после обеда и после ужина.

- И еще на ней установлена какая-то фантастическая плита, единственная в мире, которую делали по спецзаказу…

- Плиту действительно делали по заказу, специально для этого ресторана, все детали собирали вручную. Срок ее работы рассчитан на 25 лет. Особенно интересно в ней то, что в ней чередуется газ и электричество – есть и газовые модули, и электрические. Все конфорки настроены таким образом, что основная часть тепла концентрируется в одном месте и лишь немного распределяется по периферии – это очень удобно при приготовлении соусов. Здесь же расположен тепан, решетка-гриль и так далее – по всему периметру плиты.

Повару мало уметь хорошо готовить: важно, чтобы он любил свое дело


- Как Вам работается с нашими поварами и официантами? Не секрет, что все, кто приезжает в Россию из-за границы, отмечают слабость подготовки нашего персонала. Они менее обучаемы, менее дисциплинированы, их надо постоянно контролировать – в то время как повара-иностранцы беспрекословно слушают указания своего шефа и всегда следуют им.

- Нет, - он смеется, - могу Вам сказать, что персонал везде одинаковый. Везде есть хорошие специалисты и чуть похуже. Единственное отличие, возможно, в том, что месье Дюкасс всегда подбирает высокопрофессиональных специалистов – это касается и кухни, и зала. В его заведениях все должно быть на высоком уровне. Повару мало уметь хорошо готовить: нужно, чтобы он любил свое дело. Если этого нет, гость никогда не вернется в его ресторан, какая бы хорошая кухня там ни была.

- А как можно сразу понять, любит ли человек свое дело?

- Это, конечно, сложно – но с опытом это видение приходит. Ты замечаешь, как человек отвечает на вопросы, как стоит или сидит, как вообще себя ведет на собеседовании – и на основе этого уже можно сделать какие-то выводы. Когда я набирал здесь свою команду, может быть, и допустил пару ошибок, но в целом – я очень горд своими поварами, очень доволен тем, как они работают и как смогли всего за несколько месяцев сделать такую большую работу. Все они – и официанты, и работники кухни – каждый день задают мне какие-то вопросы, учатся, им все интересно, они ежедневно выспрашивают меня, как я делаю ту или иную процедуру, то или иное блюдо. И это правильно! Значит – им важно понять, что я здесь делаю, важно сделать так же и еще лучше. Я счастлив с ними работать и очень им благодарен!

В сентябре начинаем готовить январское меню


- Александр, расскажите, пожалуйста, о принципах составления меню: оно у Вас очень небольшое, буквально в несколько позиций – почему решили его ограничить?

- Такие меню во всех ресторанах месье Дюкасса. У нас 6 закусок, 5 рыбных блюд, 5 мясных и 6 десертов. Когда в меню слишком много позиций, то внимание гостя рассеивается, ему трудно сосредоточиться. Меню составляется за три месяца до введения, потому что его нужно отправить в Париж месье Дюкассу, который должен дать свои комментарии. Мы их учитываем и в соответствии с ними меняем меню. Затем нам нужно сделать перевод с французского на английский и русский языки, опробовать все рецепты – словом, на все про все уходит как раз около трех месяцев.

- Бывали случаи, когда месье Дюкасс по каким-то причинам отклонял какие-либо блюда?

- Он никогда ничего не отклоняет – только корректирует. Месье Дюкасс очень открыт новым предложениям. Кроме того, я здесь уже шесть месяцев, немного изучил русских людей, и месье Дюкасс доверяет моим взглядам.

- Меню меняется сразу целиком?

- В сентябре мы заменим сразу 16 блюд, так как лето закончилось, наступает осень. И в сентябре же мы начнем работу уже над январским меню.

- Какие Вы заметили особенности русского вкуса?

- Русские люди любят соусы, причем в большом количестве. Мы постараемся этого придерживаться, но будем подавать блюда все же со своим акцентом, как это делается у месье Дюкасса. К следующему меню буду делать Пожарские котлеты!

- То есть потихонечку изучаете русскую кухню?

- А французская кухня во многом из России.

- Это, несомненно, взаимно!

- Конечно! У наших кухонь взаимное проникновение. Так и в меню нашего ресторана. Я говорю своей команде, что в следующем меню хочу поставить какое-то русское блюдо – к примеру, салат Оливье. Но не обычный салат Оливье, а с налетом дюкассовских идей. И мы начинаем разрабатывать свою подачу – особую нарезку овощей, может быть, какой-то дополнительный ингредиент, - мы пробуем, обсуждаем, решаем. И это позволяет команде совместно работать над меню.

- То есть параллельно развиваете команду, развиваете своих поваров?

- Да, молодым поварам всегда интересно попробовать что-то сделать: не получится – значит, не получится, ничего страшного; а если получится – поставим в меню. Им ведь все время хочется самим что-то сделать, внести свой вклад!

- А как Вам самому работается в российском заведении?

- Сейчас уже проще! – он смеется. – А поначалу было очень сложно. Когда приезжаешь из Франции, думаешь – любые продукты можно найти! В Париже ведь это сделать очень легко. А здесь, оказывается, все не так. Мне приходится посылать картинки, объяснения поставщикам, какой именно продукт мне нужен. И все равно они иногда отвечают: «Нет, мы не можем этого предоставить, у нас этого просто нет!» И это и есть, конечно, самое сложное. Кроме того, это сложно еще и потому, что мы, во-первых, не знаем, когда будет поставка, а во-вторых – будет ли она вообще?

- И, наверное, в каком качестве…

- Вы знаете, сейчас с качеством как раз стало получше! Мы с самого начала установили очень жесткую планку и придерживаемся ее. И, разумеется, если качество продукта не соответствует нашим требованиям, я его брать не буду. Поставщики это знают и им, конечно, тоже неинтересно терять деньги, а может быть, и клиента. Как бы там ни было – постепенно привыкаем друг к другу!

- Александр, желаем Вам удачи и – поменьше трудностей в Вашей профессии!

- Это даже не трудности – это просто сложные, но решаемые задачи, - он улыбается. – Если бы было слишком просто, было бы скучно!

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх