Каждое место диктует предпринимателю свой ассортимент, свою ценовую политику и свои особенности продажи — и только исходя из этого нужно строить технологический процесс выпечки. Но прежде чем говорить о местоположении, я расскажу о классификации пекарен, чтобы предприниматель мог понять, чем они различаются. В целом, пекарня может быть трёх типов.
Неклассическая пекарня работает в основном на замороженных полуфабрикатах, хотя и может предлагать готовые кондитерские изделия. Среди главных преимуществ такой пекарни для бизнесмена — недорогое оборудование, небольшая площадь и, соответственно, минимальные капиталовложения. Поэтому подобных предприятий на рынке очень много — и именно в этом состоят их главные недостатки: высокая конкуренция и одинаковый ассортимент, потому что выбор поставщиков на самом деле невелик — всего пять-шесть заводов, выпускающих фактически одно и то же, а значит, и стопроцентная зависимость от поставщиков.
В смешанной пекарне, помимо замороженных полуфабрикатов, составляющих по-прежнему большую часть продукции, и некоторого ассортимента «кондитерки», появляется производство собственных изделий. При этом у бизнеса сразу возникает уникальность, поскольку такой товар купить больше нигде нельзя, и повышается маржинальность. Соответственно, появляется проблема номер один: необходимость пекаря.
Тех, кто выпекает полуфабрикаты, можно научить, отрегулировав режимы оборудования, — в этом ничего сложного, по большому счёту, нет. С этим справляются самые обыкновенные продавцы. Но для того, чтобы печь свою продукцию, нужен профессиональный пекарь.
Наши мини-пекарни именно смешанные, и наши пекари производят до сорока наименований продукции: с утра и днём они отпекают её основную часть, вечером делают заготовки на следующий день.
Это самый сложный и пока самый непонятный в экономическом отношении тип. Я знаю одну такую пекарню: шикарное оборудование, огромное количество денег, выделенное на её открытие и развитие, но проходимость — двести человек в день. Ни о какой большой экономической эффективности и быстрой окупаемости речи быть не может.
Поэтому организовывать третий тип пекарни достаточно опасно, прежде всего, именно с точки зрения капиталовложений: здесь минимальным количеством оборудования не обойдёшься — нужны профессиональные печи, тестомесы и прочее, а если речь идёт и о кондитерских изделиях, то добавляется ещё более сложное оборудование.
Но в случае решения открыть пекарню с полностью собственным производством предприниматель сразу же получает и множество плюсов — уникальность продукции, достаточно большую рентабельность, собственный бренд и, конечно же, возможность продавать свою продукцию оптом, чтобы оборудование не простаивало.
Тип пекарни можно выбрать, исходя из особенностей её местоположения. Но для начала предпринимателю нужно понять эти особенности, а значит — изучить жизнь района, где он планирует размещать свою пекарню.
К примеру, в жилом комплексе всё происходит вечером — утром и днём за выпечкой вообще никто не заходит. Но люди приходят на чашку кофе с пирожным — и в это время нужно работать как кофейня. Печь с утра здесь совершенно не нужно, потому что все продажи начнутся только в шесть вечера, — печь надо днём.
А где-то в проходных местах поток идёт с самого утра, с половины восьмого до девяти, а потом днём в обед — и здесь надо уже к семи всё испечь, чтобы продукция была свежая и запах стоял!
Поэтому в разных местах выпечка организуется по-разному. Если где-то я с утра делаю максимум ассортимента, а потом допекаю, то где-то — совсем наоборот: минимум для утра и максимум для вечера.
То же касается ассортимента. В жилом комплексе по ценовой политике идёт продукция средний и средний плюс, и не нужно там открывать дорогую пекарню-кондитерскую — в отличие, скажем, от центра города с хорошим гостевым потоком.
Хотя жилые комплексы бывают разными, и это обязательно нужно учитывать. Городской новый жилой комплекс — это одно, а, к примеру, комплекс в Мурино — другое. У меня в Мурино есть пекарня, и там продукция уходит в средний и низкий ценовой сегмент: там живут студенты, которым родители купили квартиры, молодые мамы, приезжие — им нужны простые пироги, пирожное «Картошка» и эклер.
В торговых центрах хороший покупательский поток, но располагать там пекарню достаточно непредсказуемо: туда приходят посидеть, выпить кофе, а не покупать пакет булочек. И значит, ты должен вывести ассортимент на «еду здесь». У меня была пекарня в ТЦ — ничего не могу сказать, ни хорошего, ни плохого: ценовой сегмент средний плюс с натяжкой.
Так что ценовой сегмент надо выбирать в зависимости от целевой аудитории, которую надо чётко определить. От этого же исходить и в организации технологии производства. Словом, выстраивайте работу пекарни в соответствии с жизнью района, где она располагается.
Жилой комплекс, к примеру, не терпит маленьких площадей: не хотят люди идти в маленькое помещение. Потому что они никуда не торопятся и хотят, напротив, прийти, сесть с детьми и так далее. Я не говорю, что там нужно делать большое кафе, но посадочные места нужны обязательно. В моих пекарнях торговые залы составляют от 40 до 80 кв. метров. При этом ту пекарню, где 80 метров, люди воспринимают как кафе и просят какой-то еды. А для этого нужна уже какая-то кухня, что усложнит работу пекарни, но мы думаем сейчас об этом.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...