Top.Mail.Ru

Татьяна Колпак: «Культура понимания кофе в России пока только формируется»

04 Сентября 2013
Татьяна Колпак: «Культура понимания кофе в России пока только формируется»

В этом году исполняется пять лет бренду Costa Coffee в России. Дата интересна по нескольким причинам. 5 лет — это немного. По сути, это только начало пути. Однако эти годы вполне обозначили положение бренда на российском рынке. Costa Coffee нашла своих постоянных гостей, поклонников и любителей своего продукта, выявила проблемы и сложности рынка и, как минимум, внесла свой вклад в формирование в России кофейной культуры. И 5 лет с этой точки зрения можно считать неким условным рубежом, временем подведения первых итогов. О проблемах и сложностях российского кофейного рынка мы говорим с вице-президентом бренда Costa Coffee в России Татьяной Колпак.

Татьяна Колпак окончила Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева и прошла Президентскую программу по управлению в Высшей школе экономики с последующей стажировкой в Испании в группе компаний «Парадиз». Свою карьеру в «Росинтер» она начала в 1994 году. До 2002 года она принимала участие в открытии ряда ресторанов, включая запуск сети T.G.I. Friday’s в России. Татьяна также работала в таких компаниях как «Ашан», IKEA и LPQ. В 2010 году она вернулась в «Росинтер» в качестве директора по операционной деятельности сети кофеен Costa Coffee. В 2011 году российская сеть Costa Coffee была второй по величине франчайзинговой сетью среди международного бизнеса Costa Coffee в Европе. В 2012 году «Росинтер» получил эксклюзивные права на развитие Costa Coffee на территории Российской Федерации, а также право на заключение договоров субконцессии, предоставляющих партнерам право на открытие одной или нескольких кофеен. Татьяна Колпак сегодня занимает пост вице-президента бренда Costa Coffee в России, а компания «Росинтер» находится в стадии разработки программы субфранчайзинга.

Кофе, сваренный вручную, неизбежно придет на смену растворимому продукту


— Татьяна, три с половиной года назад в нашем журнале вышло интервью с Владиславом Роговым, управляющим директором Costa Coffee в России: тогда в Петербурге, на Невском проспекте, открылась первая собственная кофейня компании. Мы говорили в том числе и о сложном петербургском рынке, на котором хотя конкуренция, с одной стороны, вроде бы и невелика, но с другой — петербургский потребитель очень избирательный, его не удивишь просто открытием новой кофейни — и, судя по тому, что она закрылась достаточно быстро, рынок оказался сильнее этого открытия. Сейчас в Петербурге пять кофеен — четыре в аэропорту и одна на Лиговском проспекте. Как вы оцениваете петербургский рынок кофеен сегодня?

— Есть один универсальный для всех рынков способ найти своего гостя: предоставить настолько хороший ключевой продукт, который не могут повторить конкуренты. Мы уверены в качестве нашего ключевого продукта, и поэтому действующие кофейни соответствуют нашим ожиданиям. На мой взгляд, кофейный рынок находится в самом начале своего развития: не каждый житель мегаполиса рассматривает утренний кофе, купленный в кофейне, как часть ежедневного распорядка дня. Но я уверена, что очень скоро на смену растворимому кофе, приготовленному на собственной кухне, придет привычка употреблять качественный продукт, сваренный вручную высокопрофессиональным бариста. В каком-то смысле наш бренд воспитывает любителей кофе, прививает привычку к лучшему.

— В чем особенности московского кофейного рынка?

— На московском рынке присутствует значительное количество заведений, которые именуют себя кофейнями, при этом таковыми не являясь. Эти заведения предлагают ожидаемое качество еды, напитков и сервиса и выполняют функцию, скорее, кафе, что, безусловно, неплохо. Но эти места не умеют пока работать с кофе, не ставят качество и инновации кофейных напитков на первое место и, на мой взгляд, лишь запутывают покупателей, давая неправильное представление о том, что же такое кофейня и какое удовольствие можно получить при посещении настоящей кофейни.

— Наконец, регионы. Насколько перспективным кажется вам развитие компании в эту сторону? Не секрет, что кофе в российских регионах не особенно любят и ожидания владельцев кофеен часто не оправдываются. Другими словами — рынок пока явно не готов к приему крупной кофейной компании. Однако Сoffeeshop Сompany идет в регионы и вполне довольна результатами. Каким видите региональный кофейный рынок вы?

— На мой взгляд, ситуация похожа на то, как развивался рынок fashion-индустрии. Моду и стиль задавали большие города — Москва и Санкт-Петербург. Со временем понятие того, что является приемлемым качеством, дошло и до отдаленных от Москвы мест. Я думаю, что традиция употреблять качественные кофе и продукты со временем будет востребована и в регионах. Но пока есть место для развития в крупных городах и культура понимания кофе только формируется, рано говорить о качественном развитии регионов.

Наша кофейная сеть на российском рынке небольшая, но значимая


— Каков, по вашим данным, объем вложений в одну кофейню в Москве и Санкт-Петербурге и насколько эта цифра отличается от объема вложений в кофейню на региональном рынке? За какой период наступает окупаемость в столице, Петербурге и регионах?

— В уравнении на вычисление прибыльности много неизвестных. Как и в любом бизнесе, место расположения — ключевой фактор. Кофейный бизнес — бизнес высокого количества транзакций. Поэтому если есть желание играть на этом рынке, помимо хорошего качественного кофе (я имею в виду не только кофейные зерна, но и технологии) стоит сфокусироваться на поиске подходящей локации. Могу с уверенностью сказать, что это интересный бизнес, который стоит свеч.

— До сих пор на российском кофейном рынке лидируют «Кофе Хауз» и «Шоколадница». В Петербурге сильна любовь народа к «Идеальной чашке». Насколько вы рассматриваете эти сети как конкурентов? Или для Costa Coffee конкурентом скорее является Starbucks?

— Я думаю, что в этом случае о конкуренции можно говорить условно. Я верю в то, что, однажды посетив Costa, гость вернется к нам снова. Мы скорее конкуренты в выборе мест расположения наших заведений. И, конечно, лояльность к выбранному однажды бренду — сильная вещь. Нам есть что предложить гостям!

— Понятно, что каждая кофейня борется за увеличение количества гостей, увеличение среднего чека, но — каким образом? Беда в том, что фактически ни одна из них не может предложить что-либо уникальное, то, чего нет у соседа…

— Costa — одна из немногих сетей, предлагающих своим гостям кофе, сваренный вручную. Зерно закладывается в кофемолку прямо перед приготовлением, степень помола контролируется каждые 4 часа. Давление, температура воды и прочие тонкости, которые непосредственно влияют на качество эспрессо, всегда на контроле у бариста. Эспрессо — сердце любого кофейного напитка. Мы стремимся к идеальному эспрессо. Качество конечного продукта невозможно проконтролировать, работая на автоматических кофемашинах. Flat White, Corto — напитки, требующие особой работы с молоком. Этим навыком обладают очень немногие бариста. Мы предлагаем эти напитки нашим гостям — и это свидетельство того, на каком высоком уровне работает наш бренд.

— Татьяна, какие вы можете назвать главные итоги пяти лет пребывания на рынке бренда Costa Coffee?

— Бренд Costa Coffee входит в состав холдинга «Росинтер Ресторантс». Это дает нам прекрасную возможность получить все, что необходимо для работы на высоком операционном уровне. Первый и самый важный результат — сформирована команда влюбленных в свое дело профессионалов, для которых управление брендом больше, чем просто работа. К нашим услугам также опыт международного уровня и помощь английских партнеров. Это крепкая основа построения бизнеса. Я думаю, что Costa на данный момент небольшая, но значимая кофейная сеть на российском рынке. Как результат — бизнес демонстрирует хорошие финансовые результаты, накоплен уникальный опыт, и мы готовы к расширению географии присутствия Costa в России.

— Спасибо и — удачи!

На московском рынке присутствует значительное количество заведений, которые именуют себя кофейнями, при этом таковыми не являясь. Они не умеют работать с кофе и дают своим гостям неправильное представление о том, что же такое кофейня.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх