Top.Mail.Ru

Татьяна Колпак: «Культура понимания кофе в России пока только формируется»

04 Сентября 2013
Татьяна Колпак: «Культура понимания кофе в России пока только формируется»

В этом году исполняется пять лет бренду Costa Coffee в России. Дата интересна по нескольким причинам. 5 лет — это немного. По сути, это только начало пути. Однако эти годы вполне обозначили положение бренда на российском рынке. Costa Coffee нашла своих постоянных гостей, поклонников и любителей своего продукта, выявила проблемы и сложности рынка и, как минимум, внесла свой вклад в формирование в России кофейной культуры. И 5 лет с этой точки зрения можно считать неким условным рубежом, временем подведения первых итогов. О проблемах и сложностях российского кофейного рынка мы говорим с вице-президентом бренда Costa Coffee в России Татьяной Колпак.

Татьяна Колпак окончила Московский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева и прошла Президентскую программу по управлению в Высшей школе экономики с последующей стажировкой в Испании в группе компаний «Парадиз». Свою карьеру в «Росинтер» она начала в 1994 году. До 2002 года она принимала участие в открытии ряда ресторанов, включая запуск сети T.G.I. Friday’s в России. Татьяна также работала в таких компаниях как «Ашан», IKEA и LPQ. В 2010 году она вернулась в «Росинтер» в качестве директора по операционной деятельности сети кофеен Costa Coffee. В 2011 году российская сеть Costa Coffee была второй по величине франчайзинговой сетью среди международного бизнеса Costa Coffee в Европе. В 2012 году «Росинтер» получил эксклюзивные права на развитие Costa Coffee на территории Российской Федерации, а также право на заключение договоров субконцессии, предоставляющих партнерам право на открытие одной или нескольких кофеен. Татьяна Колпак сегодня занимает пост вице-президента бренда Costa Coffee в России, а компания «Росинтер» находится в стадии разработки программы субфранчайзинга.

Кофе, сваренный вручную, неизбежно придет на смену растворимому продукту


— Татьяна, три с половиной года назад в нашем журнале вышло интервью с Владиславом Роговым, управляющим директором Costa Coffee в России: тогда в Петербурге, на Невском проспекте, открылась первая собственная кофейня компании. Мы говорили в том числе и о сложном петербургском рынке, на котором хотя конкуренция, с одной стороны, вроде бы и невелика, но с другой — петербургский потребитель очень избирательный, его не удивишь просто открытием новой кофейни — и, судя по тому, что она закрылась достаточно быстро, рынок оказался сильнее этого открытия. Сейчас в Петербурге пять кофеен — четыре в аэропорту и одна на Лиговском проспекте. Как вы оцениваете петербургский рынок кофеен сегодня?

— Есть один универсальный для всех рынков способ найти своего гостя: предоставить настолько хороший ключевой продукт, который не могут повторить конкуренты. Мы уверены в качестве нашего ключевого продукта, и поэтому действующие кофейни соответствуют нашим ожиданиям. На мой взгляд, кофейный рынок находится в самом начале своего развития: не каждый житель мегаполиса рассматривает утренний кофе, купленный в кофейне, как часть ежедневного распорядка дня. Но я уверена, что очень скоро на смену растворимому кофе, приготовленному на собственной кухне, придет привычка употреблять качественный продукт, сваренный вручную высокопрофессиональным бариста. В каком-то смысле наш бренд воспитывает любителей кофе, прививает привычку к лучшему.

— В чем особенности московского кофейного рынка?

— На московском рынке присутствует значительное количество заведений, которые именуют себя кофейнями, при этом таковыми не являясь. Эти заведения предлагают ожидаемое качество еды, напитков и сервиса и выполняют функцию, скорее, кафе, что, безусловно, неплохо. Но эти места не умеют пока работать с кофе, не ставят качество и инновации кофейных напитков на первое место и, на мой взгляд, лишь запутывают покупателей, давая неправильное представление о том, что же такое кофейня и какое удовольствие можно получить при посещении настоящей кофейни.

— Наконец, регионы. Насколько перспективным кажется вам развитие компании в эту сторону? Не секрет, что кофе в российских регионах не особенно любят и ожидания владельцев кофеен часто не оправдываются. Другими словами — рынок пока явно не готов к приему крупной кофейной компании. Однако Сoffeeshop Сompany идет в регионы и вполне довольна результатами. Каким видите региональный кофейный рынок вы?

— На мой взгляд, ситуация похожа на то, как развивался рынок fashion-индустрии. Моду и стиль задавали большие города — Москва и Санкт-Петербург. Со временем понятие того, что является приемлемым качеством, дошло и до отдаленных от Москвы мест. Я думаю, что традиция употреблять качественные кофе и продукты со временем будет востребована и в регионах. Но пока есть место для развития в крупных городах и культура понимания кофе только формируется, рано говорить о качественном развитии регионов.

Наша кофейная сеть на российском рынке небольшая, но значимая


— Каков, по вашим данным, объем вложений в одну кофейню в Москве и Санкт-Петербурге и насколько эта цифра отличается от объема вложений в кофейню на региональном рынке? За какой период наступает окупаемость в столице, Петербурге и регионах?

— В уравнении на вычисление прибыльности много неизвестных. Как и в любом бизнесе, место расположения — ключевой фактор. Кофейный бизнес — бизнес высокого количества транзакций. Поэтому если есть желание играть на этом рынке, помимо хорошего качественного кофе (я имею в виду не только кофейные зерна, но и технологии) стоит сфокусироваться на поиске подходящей локации. Могу с уверенностью сказать, что это интересный бизнес, который стоит свеч.

— До сих пор на российском кофейном рынке лидируют «Кофе Хауз» и «Шоколадница». В Петербурге сильна любовь народа к «Идеальной чашке». Насколько вы рассматриваете эти сети как конкурентов? Или для Costa Coffee конкурентом скорее является Starbucks?

— Я думаю, что в этом случае о конкуренции можно говорить условно. Я верю в то, что, однажды посетив Costa, гость вернется к нам снова. Мы скорее конкуренты в выборе мест расположения наших заведений. И, конечно, лояльность к выбранному однажды бренду — сильная вещь. Нам есть что предложить гостям!

— Понятно, что каждая кофейня борется за увеличение количества гостей, увеличение среднего чека, но — каким образом? Беда в том, что фактически ни одна из них не может предложить что-либо уникальное, то, чего нет у соседа…

— Costa — одна из немногих сетей, предлагающих своим гостям кофе, сваренный вручную. Зерно закладывается в кофемолку прямо перед приготовлением, степень помола контролируется каждые 4 часа. Давление, температура воды и прочие тонкости, которые непосредственно влияют на качество эспрессо, всегда на контроле у бариста. Эспрессо — сердце любого кофейного напитка. Мы стремимся к идеальному эспрессо. Качество конечного продукта невозможно проконтролировать, работая на автоматических кофемашинах. Flat White, Corto — напитки, требующие особой работы с молоком. Этим навыком обладают очень немногие бариста. Мы предлагаем эти напитки нашим гостям — и это свидетельство того, на каком высоком уровне работает наш бренд.

— Татьяна, какие вы можете назвать главные итоги пяти лет пребывания на рынке бренда Costa Coffee?

— Бренд Costa Coffee входит в состав холдинга «Росинтер Ресторантс». Это дает нам прекрасную возможность получить все, что необходимо для работы на высоком операционном уровне. Первый и самый важный результат — сформирована команда влюбленных в свое дело профессионалов, для которых управление брендом больше, чем просто работа. К нашим услугам также опыт международного уровня и помощь английских партнеров. Это крепкая основа построения бизнеса. Я думаю, что Costa на данный момент небольшая, но значимая кофейная сеть на российском рынке. Как результат — бизнес демонстрирует хорошие финансовые результаты, накоплен уникальный опыт, и мы готовы к расширению географии присутствия Costa в России.

— Спасибо и — удачи!

На московском рынке присутствует значительное количество заведений, которые именуют себя кофейнями, при этом таковыми не являясь. Они не умеют работать с кофе и дают своим гостям неправильное представление о том, что же такое кофейня.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх