Top.Mail.Ru

Павел Чесноков, владелец клуба Nebar (Санкт-Петербург): «Главная сложность клубного бизнеса заключается обычно в выборе ключевого бренд-партнёра»

22 Июля 2015
Павел Чесноков, владелец клуба Nebar (Санкт-Петербург): «Главная сложность клубного бизнеса заключается обычно в выборе ключевого бренд-партнёра»

Известный петербургский предприниматель Павел Чесноков уверен, что бизнесом должны заниматься профессионалы: в любом новом деле полезен прежний опыт. Увлечённость делом, хорошее образование, жизнь в ритме времени — такие три важные составляющие успеха он выделяет. И, конечно, постоянное стремление к достижению цели.

Павел Чесноков является владельцем популярного петербургского клуба Nebar, совладельцем «Руки Вверх бара», он также открыл Nebar Duty Free, Saint-Tropez beach club, Gatsby, Geometria Cafe, народный клуб «Мама не горюй».

Других интересов, кроме работы, у меня нет


— Павел, у вас так много проектов, создаётся впечатление, что вы постоянно генерируете новые идеи. Вы когда-нибудь отдыхаете?

— Моя проблема заключается в том, что я до сих пор не научился проводить свой досуг с целью отдыха. Даже в отпуске, будучи на пляже и наслаждаясь прекрасным видом, я найду время, чтобы открыть ноутбук или смартфон. Других интересов, кроме работы, у меня нет. Могу сказать ещё точнее: я если не работаю, то сплю. Понимаю, что нужно уметь и отдыхать, но что поделать, навык уже потерян (улыбается).

— Чем вы занимались до того, как решили пойти в клубный бизнес?

— Наверное, всё началось с музыкальной школы: именно тогда у меня появилась любовь к музыке. Как ни странно, школу эту я не закончил. Мама сказала, что пора заканчивать заниматься ерундой, и забрала меня и из музыкальной, и из обычной школы. Она настояла на том, чтобы я учил языки, и перевела меня в языковую школу, где я выучил немецкий, английский и французский. Музыкой понемногу продолжал заниматься, и в старших классах организовывал школьные дискотеки. Увлекся ди-джейнингом и зарабатывал на этом первые деньги. Ди-джеем проработал около пяти лет, а параллельно учился в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения по специальности звукорежиссёр. Но и его мне пришлось бросить (смеётся). Нужно было зарабатывать деньги, и я занялся продажей сотовых телефонов. В 2002 году, когда начался бум сотовой связи, я полностью погрузился в торговлю, ни на что другое времени не оставалось. Открыл свой магазин, потом оптовую компанию, которая занималась поставками по всей России. Этим бизнесом я владел почти десять лет, а в 2012 году рынок начал перенасыщаться и потихоньку пошёл на спад. Бизнес я продал и сразу вздохнул с облегчением: появилось время на то, чтобы вернуться в свою музыкальную историю.

— Ну вот, мы начали с того, что хорошее образование не повредит, а вы говорите, что оставляли одну школу за другой…

— Образование включает в себя различные аспекты. Отсутствие дипломов не обязательно говорит о том, что человек необразован. Любое обучение включает множество составляющих: это не только изучение источников, но и общение с людьми, и умение выбрать нужное.

«Моя проблема заключается в том, что я до сих пор не научился проводить свой досуг с целью отдыха. Даже в отпуске, будучи на пляже и наслаждаясь прекрасным видом, я найду время, чтобы открыть ноутбук или смартфон».


Когда мы познакомились с Ромео, я зарабатывал сто рублей за всю ночь, а он — пятьсот рублей в час


— За последние пять-шесть лет в Петербурге открылось очень много ресторанов и клубов. С чем вы связываете такой взрыв?

— Давайте посмотрим на целевую аудиторию. Кому нужны эти заведения? Прежде всего, тем, у кого есть деньги и потребность определённым образом их потратить. Постепенно появляется культура проведения досуга. Ресторан — не просто место, где можно поесть: это место именно для проведения досуга. Потихоньку мы подтягиваемся к Европе, к цивилизованным странам, где эта культура давно существует и развивается. Я не назвал бы это взрывом — скорее, естественным процессом. Простой цикл: закрытие-открытие заведений, успешные остаются, неуспешные закрываются.

— А как вам пришла идея создать первый клуб?

— Какое-то время параллельно со своим основным бизнесом я занимался одним клубным проектом — ничего особенного: находился он на окраине и вскоре закрылся. Но к этому моменту я уже искал партнёров, чтобы открыть собственное место для другой аудитории. И так как в клубно-ресторанном бизнесе я ещё не был силён, мне нужны были партнёры-профессионалы. Познакомился с нужными людьми, они предложили открыть кафе-пироговую. Эта идея мне очень понравилась, и мы начали искать помещение. Подходящее место нашли только через год. В 2008 году на Литейном открылась пироговая «Тесто-место». Проект просуществовал три года, у нас была даже вторая точка на Сенной. А на Литейном помещение было очень большое, даже слишком большое для пироговой, и я решил воплотить свою давнюю мечту — открыть ночной клуб. Я снова принялся искать партнёра — им стал известный питерский ди-джей Алексей Ромео. Разделив помещение на две части, мы открыли ночной клуб.

— Вы продолжаете сотрудничество с Алексеем Ромео?

— C Ромео я познакомился ещё в 97–98 годах, в это время он как раз поднимался и был восходящей городской звездой, к тому же начал работать на радио «Рекорд», а я пока был резидентом одного из петербургских клубов. Руководство клуба приняло решение приглашать к себе Dj Romeo раз в неделю в качестве звёздного гостя. В своей программе на радио он всегда объявлял, что сразу после эфира, с часу до трёх ночи, будет играть в нашем клубе. Пока он работал, я отдыхал. Только я тогда зарабатывал сто рублей за всю ночь, а он — пятьсот рублей в час. Уже спустя много лет мы с ним снова встретились, и в 2008 году совместно открыли Nebar, который уже шесть лет остаётся успешным проектом — а это, уж поверьте, серьёзный срок для клубного бизнеса! Вложения в клуб тогда составили порядка 15 миллионов, но уже через два года они полностью окупились. На волне популярности «Небара» мы открыли второй клуб в спальном районе Петербурга — Duty Free, позже я продал его другой сети.

«Мы потихоньку подтягиваемся к Европе, к цивилизованным странам, и у нас постепенно появляется культура проведения досуга, в которую входит и посещение ресторана».


Нам хотелось покорить столицу, но сегодня Москва мне неинтересна


— Павел, но ведь у вас с Ромео есть опыт и открытия «Небара» в Москве…

— Да, вместе с московскими партнёрами в 2011 году мы с Алексеем открыли «Небар» в Москве, на Тверской улице. На тот момент это был очень амбициозный проект: нам хотелось покорить столицу, и в него пришлось вложить гораздо больше, чем в Питере, — уже около 30 миллионов рублей. Из Петербурга управлять московским проектом довольно сложно, а всегда хочется делать всё на высшем уровне. Для этого нужно было жить в Москве, но у нас такой возможности не было (да и желания тоже: тогда было много интересной работы в Питере), и через пару лет мы эту историю закончили. Сейчас Москва мне не так интересна: для клубного бизнеса ситуация более позитивно складывается именно в регионах — там появляется активный спрос, а конкуренции фактически нет. В 2012-ом мы открыли Saint-Tropez beach club — пожалуй, это был лучший летний проект того сезона. В 2013-ом переименовали его в Juicy beach club — безалкогольный клуб (в 2014 году он работал под названием «Youжный»). А в прошлом году мы разделили наши доли в бизнесе. В итоге Алексею остались «летние» проекты, а мне «зимние»: Nebar, «Руки Вверх Бар» и на тот момент Geometria Cafe. Потом был Prosto bar — наше совместное детище с петербургским клубным промоутером Пашей Вайти. Идей было много, в это же время в партнёрстве с петербургской промоутерской командой LeCo я открыл ещё один клуб и на волне популярного в тот момент фильма назвал его Gatsby. Просуществовал он один сезон, так как собственник помещения сообщил нам, что передаёт объект другой команде.

— Какой из названных вами клубов самый успешный?

— Хотелось бы отметить «Руки Вверх Бар» на канале Грибоедова, который я открыл в конце 2012 года совместно с Сергеем Жуковым — солистом группы «Руки Вверх». Дело в том, что некоторое время я помогал радио «Рекорд» сопровождать артистов первой величины на гастролях в Петербурге — таких как DJ Tiesto, Dj Axwell, Westbam, Example, Above & Beyond, ATB, Paul Van Dyke. Здесь мне очень пригодилось знание языков. Среди артистов был и Сергей Жуков. У него в Москве есть своё заведение, и я спросил, интересно ли ему открыться в Питере, на что он ответил: «Почему бы и нет?» Однажды, когда он снова приехал в Петербург с концертом, я пригласил посмотреть его на свой клуб Saint-Tropez и отметить будущее открытие. Мы так хорошо посидели, что имели неосторожность упустить тот факт, что находимся в Петербурге, и забыли про развод мостов. В ещё закрытом на тот момент клубе пришлось ждать, пока их сведут. Вот так наше знакомство привело к созданию совместного проекта, в которое мы вложили около 11 миллионов рублей. Помещение для клуба искали около года.

— А чем интересен именно этот клуб, почему вы его выделяете?

— Формат заведения полностью придуман Сергеем Жуковым, и его основная цель — чтобы по приезде в Петербург бар был своеобразным домом для всех: друзей Сергея, звёзд шоу-бизнеса, спорта и обычных гостей. Однажды после концерта у нас отдыхал Иван Дорн, которого мы пригласили без широкой огласки. Он сообщил нам, что хотел бы поиграть у нас, но не на обычных дисках, а на виниловых пластинках. Мы нашли проигрыватель, и он со своей командой совершенно спокойно отдыхал в караоке-зоне. К нам приезжал московский «Камеди Клаб»: позвонил Гарик Мартиросян и спросил, можно ли поиграть у нас. Был субботний день, и мы не закрывали специально клуб, а просто выделили один большой стол для их команды. В тот вечер они отдыхали так же, как и остальные гости, которые даже не ожидали увидеть здесь команду «Камеди Клаба».

Словом, проект оказался столь успешен, что в мае 2014 года мы открыли в Колпино второе заведение «Руки Вверх Клуб», а в начале сентября — народный клуб «Мама не горюй», который находится центре, на Лиговке, но вне зоны расположения популярных заведений. Я понимал, что модное заведение здесь не получится сделать в силу специфики: модные заведения располагаются в таких местах, где люди могут свободно перемещаться из клуба в клуб. Поэтому мы решили сделать клуб «народным» — за счёт демократичных цен и доступности расположения: рядом находятся две станции метро.

«Сейчас Москва мне неинтересна: для клубного бизнеса ситуация более позитивно складывается именно в регионах — там появляется активный спрос, а конкуренции фактически нет».


В клубном бизнесе необходима вовлечённость всех участников, а гарантировать этого никто не может


— С какими основными сложностями вы столкнулись в этом бизнесе?

— Исходя из собственного опыта, могу сказать, что главная сложность заключается обычно в выборе ключевого бренд-партнёра. Дело в том, что необходима вовлечённость всех участников, а гарантировать этого, даже подписав всё на бумаге, никто не может. Человек либо заинтересован, либо нет — остальное уже технологии. Ещё не стоит забывать, что ты арендуешь помещение, и у его собственника могут поменяться планы, как это было у нас в случае с клубом «Гэтсби». Я бы ещё выделил такой момент: в процессе запуска любого заведения резко сжимается время. За короткий срок нужно выполнить большой объём работы, иногда он может включать строительство помещения с нуля. В этот период люди вынуждены работать на пределе своих возможностей, когда нужно забыть об отдыхе и личной жизни. Все это понимают, но не все выдерживают, и те, кто не выдерживает, уходят, и уже мне приходится работать за пределами своих возможностей. Но это не сложность, а скорее факт, который раздражает.

— В чём вы видите главный секрет успеха проекта?

— Проектом нужно постоянно заниматься. И это значит не просто каждый день приходить на работу, а именно постоянно заниматься изменениями. Я говорю не о перекрашивании стен. Приведу пример, опять же, из опыта по «Небару»: у нас два танцпола (на верхнем и нижнем этажах), на нижнем всегда играл house, а теперь там можно услышать другое направление — trap, которое сейчас занимает то же место, которое занимал хаус много лет назад. Нужно чувствовать потребность аудитории, тенденции, где-то их опережать и задавать их. То же касается и рекламы: раньше это были смс-рассылки, а сейчас, к примеру, инстаграм. Нужно идти в ногу со временем, иначе всё потеряется и заведение не будет успешным.

— Видите ли вы вокруг себя конкурентов?

— Конкуренция, безусловно, есть, а в Москве и Петербурге она очень высокая, но высокая не означает, что нельзя зарабатывать деньги. Скажем так: времена сверхдоходов уже ушли. Если бы сейчас я открывался на свои деньги, то не делал бы этого в Петербурге: искал бы регионы, которые пока немного отстают в этом вопросе, но очень привлекательны. Думаю, как раз их ждёт тот всплеск, о котором мы говорили ранее. Это одна из причин, почему сейчас я активно занимаюсь франчайзингом.

«Нужно идти в ногу со временем, иначе всё потеряется и заведение не будет успешным».


У нас были прецеденты с недобросовестным, скажем так, «франчайзингом»


— Но франчайзинг — это уже совсем другой вид бизнеса...

— Но направление очень интересное и амбициозное: представляете, твои клубы появляются по всей стране! Это и финансово выгодно, начиная от продажи прав на бренд и заканчивая запуском заведения. Я считаю себя профессиональным стартапером. Могу зарабатывать порядка десяти процентов от сметы. Я уже говорил, что в среднем в открытие клуба вкладывается около 10–15 миллионов рублей. А время для запуска франчайзинга уже явно наступило: у нас уже даже были прецеденты с недобросовестным, скажем так, «франчайзингом» — в кавычках. Началось всё с того, что я случайно из Интернета узнал про открытие «Небара» в Алма-Ате! Встретился с собственниками, они заплатили мне неустойку — назовём это так — за незаконное использование бренда. Похожая история была и в Москве примерно в то же время, когда мы открывали там наш второй клуб. Но, в отличие от Алма-Аты, в Москве дело дошло до суда, и мы их закрыли, так как у меня права на этот бренд. По такой же схеме открылся клуб в Челябинске. Но наряду с незаконными открытиями поступает достаточное количество запросов на запуск «Небара» на условиях франчайзинга. Но именно потому, что это другой бизнес, я сейчас заключил договор с компанией, которая будет вести франчайзинговое направление по клубам Nebar под ключ. Франчайзинговым развитием «Руки Вверх Бар» я не занимаюсь, так как права на бренд принадлежат Сергею Жукову.

— Павел, как вы расцениваете подобный плагиат?

— До сих пор удивляет, что это не считается у нас воровством. Понятия авторского права очень размыты в нашей стране, что и влечёт за собой такое грубое копирование. Сейчас я уже немного остыл и реагирую по-другому: для меня копирование моих брендов и технологий не является препятствием для развития бизнеса. Скорее, это подтверждение того, что мы успешны и делаем всё правильно. Ведь люди копируют не просто вывеску, а именно бренд, который наполнен событиями, репутацией и прочими вещами. Но они не понимают, что для дальнейшей работы недостаточно только оболочки — нужно и наполнение.

«Копирование моих брендов и технологий для меня является подтверждением того, что мы успешны и делаем всё правильно».
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Создание франшизы — это объёмный вопрос, который при отсутствии опыта лучше доверять профессионалам. Прежде всего, на...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх