Создание франшизы — это объёмный вопрос, который при отсутствии опыта лучше доверять профессионалам. Прежде всего, надо определиться, чего вы ожидаете, подготавливая свой бизнес к продаже по франшизе: получения быстрых и лёгких денег (чего ожидают многие бизнесмены, начинающие работать в этом направлении) или всё же планомерного масштабирования собственного бренда для более долгосрочных целей?
Я — за второй вариант, но, конечно же, для этого ваша бизнес-модель должна быть успешна без сомнений, иначе нет смысла её масштабировать. Во-вторых, ваш торговый знак обязательно должен быть зарегистрирован. В-третьих, у вас должно быть подготовлено и продумано абсолютно всё, начиная от миссии и стратегии проекта и заканчивая детальным, чётким и структурированным описанием каждого бизнес-процесса. И, конечно, должна быть проработана юридическая база, на основании которой вы будете выстраивать взаимоотношения со своими франчайзи.
При разработке франшизы и её продвижении необходимо ориентироваться на портрет вашего потенциального франчайзи. Надо понимать, кому интересна ваша франшиза. А интересна она, по статистике, как уже состоявшимся предпринимателям и инвесторам, так и начинающим бизнесменам — тем, кто решил вырваться из офиса и начать свой бизнес. Среди франчайзи попадаются зачастую военные на пенсии, студенты, домохозяйки (последним покупают франшизу родители или супруги). Мы ориентируемся на категорию бизнесменов / инвесторов и лиц, имеющих отношение к клубной деятельности.
Также нужно помнить, что у каждого города и региона есть свои отличительные особенности работы. Если сравнивать Санкт-Петербург и Москву с регионами, то можно выделить несколько отличий, и первое — это уровень конкуренции. Если в Санкт-Петербурге и в Москве рынок насыщен, то в регионах конкуренция ниже, и поэтому качественные проекты имеют больше шансов на существование.
Следующий момент — зарплата. В Москве и в Питере зарплата выше, чем в регионах. А вот сырьё дешевле, потому что оно поставляется именно через центральные города, а регионы получают его уже с дополнительной наценкой от дистрибьютеров. Также у нас проще, чем в регионах, получить спонсорские бюджеты, потому что офисы находятся в Москве и в Петербурге, а до регионов деньги зачастую просто не доходят.
По темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. Примечательно, что франшизы России занимают 62% отечественного рынка франчайзинга, среди них порядка 45% — это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее пяти лет, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений (всё это данные РАФ).
Тем не менее, рынок франчайзинга в России ещё очень молод, и потому не все франчайзи, да и франчайзеры зачастую понимают все аспекты и нюансы этого направления. Уже открыв франчайзинговое преприятие, можно столкнуться с тем, что франчайзи отказываются работать по наработанным схемам франчайзера и выполнять все его требования, считая себя опытными бизнесменами и руководствуясь своим пониманием ведения бизнеса.
Естественно, они совершают ошибки, наступая на грабли, на которые могли бы и не наступать, руководствуясь предписаниями франчайзера, а это чревато подпорченной репутацией бренда в целом. Подобных ситуаций можно избежать, грамотно составив договор коммерческой концессии, а также проводя разъяснительную работу с потенциальными франчайзи ещё на этапе продаж.
На том же этапе продаж необходимо отбирать франчайзи, анкетировать их, выясняя их опыт в бизнесе и непосредственно в вашей сфере деятельности, пытаться понять их психологический портрет и серьёзность намерений.
У нас есть богатый опыт, когда воровали наши торговые марки и открывали их в регионах. Например, клуб Nebar открывали в Алма-Ате, Челябинске и Москве без нашего ведома.
В Москве мы судились с этим предприятием и в итоге его закрыли, так как у нас есть права и патент на эту марку. В регионах зачастую они закрываются сами, так как те люди, которые решают открыть свой бизнес под украденной маркой, скажем так, недалёкие, и это проявляется не только в желании украсть, но и в ведении бизнеса.
В последнее время мы не делаем никаких попыток, чтобы закрыть эти заведения, так как они закрываются сами, а мы просто за ними наблюдаем.
Известный петербургский предприниматель Павел Чесноков уверен, что бизнесом должны заниматься профессионалы: в любом ...
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...