На Конгрессе Sirha World Cuisine Summit немалое место было уделено российскому рынку общественного питания. Глава World Cuisine Summit Фредерик Лёб подчеркнул, что Россия впервые была включена в международное исследование, и выводы достаточно оптимистичны: люди в России открыты ресторанному рынку.
Фредерик Лёб вспомнил Александра Куракина, который в 1808 году ввёл во Франции русское обслуживание на тарелках.
— Без него ресторанов не было бы вообще! — сказал он. — Я бы гордился таким земляком.
Вспомнил он и «книгу советской кухни», как он её назвал, — по всей видимости, это наша всем известная «Книга о вкусной и здоровой пище».
— Это библия новых тенденций! — отметил исследователь. — Она даёт возможность использовать небольшой запас продуктов и приготовить при этом что-то изысканное. Такой подход сейчас популярен во всём мире — это умный подход кулинаров советского времени.
Мария Ванифатова, представитель The NPD Group, Inc. в России, рассказала о тенденциях российского рынка. Они перекликаются с выводами, сделанными Фредериком Лёбом.
— В Европе более половины посетителей ходят в рестораны не затем, чтобы поесть, а затем, чтобы пообщаться, получить удовольствие, — говорит Мария. — Для них это не место, где люди едят, а часть некоего развлекательного комплекса. Роль общения в Европе с каждым годом растёт. В России люди ходят в ресторан не столько за общением, сколько за удобством, связанным с близостью заведения к дому, с тем, что не нужно готовить самому, и прочими. Но развитие тренда общения ожидается и в России.
Для европейского потребителя всё более важным становятся цена, а также вкус и качество еды, а удобство и лояльность брендам оказываются всё менее популярны. Для российского гостя цена играет меньшую роль: на первом месте при выборе ресторана как раз удобство и лояльность бренду, которая связана в сознании гостя с безопасностью.
Рынок фаст-фуда, по выводам исследования, в России менее развит, чем в Европе, а средний чек — примерно на таком же уровне. Однако расходы на питание вне дома в российских городах в два раза ниже, чем в других странах. Это означает, что люди ходят в рестораны и кафе гораздо реже: англичане, например, в три раза чаще ходят в рестораны, чем россияне.
— В последние несколько лет и в Европе, и в США развиваются сети концепции fast casual, — рассказывает Мария Ванифатова. — В этой концепции делается акцент на еду, качественные продукты, особый способ приготовления, кухню внутри ресторана, на обслуживание и атмосферу —именно это привлекает людей. Данный формат в России фактически не развит, и российский потребитель в широком смысле слова пока не знаком с ним. С ростом дохода этот сегмент должен начать расти и у нас.
— В России до сих пор очень мала доля семейных визитов в ресторан — только 11% посещений с детьми до 15 лет, —подчёркивает Мария. — В Европе почти треть гостей посещают рестораны с семьёй, с детьми. Для этого есть и культурные предпосылки — в России детей часто оставляют с бабушками и дедушками, — и финансовые: у семей с детьми бывает просто меньше денег. Кроме того, есть ещё одна причина, по которой в ресторан не берут детей, — курение. В Европе после запрета на курение в общественных местах, в том числе заведениях общественного питания, семейные пары стали чаще ходить в рестораны. Мы ожидаем, что то же самое может произойти и в России уже летом этого года, тем более, что российские рестораны очень активно работают с детской аудиторией — устраивают для детей мастер-классы, приглашают аниматоров.
О том, к чему нужно подготовиться рестораторам в преддверии вступления в силу закона о запрете на курение, читайте на стр. нашего издания.
Ещё один тренд — это завтраки. В России этот сегмент, в отличие от Европы, пока не развит (см. таблицу «Посещаемость ресторанов в течение дня»), хотя рост в последние годы идёт постоянно. В Европе завтрак является одним из самых быстрорастущих сегментов — это связано с ускорением темпа жизни, когда людям просто некогда завтракать дома, «и у нас есть все основания считать, — говорит Мария Ванифатова, — что этот тренд и в России получит своё развитие».
Наконец, Мария отметила ещё одну тенденцию — интерес к местной, локальной кухне. Она назвала важную особенность российского рынка: в меню наших заведений, по сравнению с европейскими странами, представлена большая доля блюд смешанной кухни и небольшая — местной. В России 69% блюд являются блюдами смешанной кухни (9% — итальянской, 13% — азиатской, 4% — других кухонь и всего 5% — местные блюда). А в Италии, к примеру, местных блюд 83%, всего 6% — азиатских и 11% — других.
— Соответственно, мы полагаем, что этот сегмент был бы для рынка интересен, и некоторые шеф-повара и рестораторы уже намереваются готовить блюда из сугубо местных продуктов, — говорит Мария. — Возможно, это станет трендом обозримого будущего.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...