Итак, как и многие другие отрасли, российский ресторанный рынок был отброшен экономическим спадом на несколько лет назад. На прошедшем в Москве саммите «Ресторанный бизнес в России» Надежда Маэда, генеральный директор MIB (одного из крупнейших инвестиционных банков Российской Федерации), обозначила, что доходы московских ресторанов, работающих в высоком ценовом сегменте, в период с ноября прошлого года по март нынешнего снизились на 20-30%, а размер среднего чека сократился фактически вдвое.
Доходы ресторанов, работающих в среднем ценовом сегменте, в ноябре-марте сократились на 10-20%, размер среднего чека - на 10%. Наиболее сильно от снижения спроса пострадали компании, организующие выездное обслуживание корпоративных мероприятий, свадеб и юбилеев. В декабре 2008 года количество корпоративных заказов упало на 70%, а бюджеты на проведение праздников сократились примерно на треть. И, кажется, в этом нет ничего хорошего.
Но! Одновременно в этом есть сразу несколько плюсов, причем как для потребителей, так и для самих участников ресторанного бизнеса. Для потребителей – конечно, то, что рестораторы сейчас просто приводят цены в своих заведениях в соответствие с жизненными реалиями: многие специалисты отмечают, что перед кризисом во множестве ресторанов они были явно завышены.
Для рестораторов – то, что они начали подходить к работе творчески, искать новые пути развития бизнеса. И у них вполне получается! Так, совладельцы банкетного зала, расположенного в центре Петербурга, поняв, что с приходом кризиса люди стали тратить меньше денег на удовольствия и резко снизили заказы на корпоративные вечеринки, очень быстро перепрофилировали свой бизнес: закрыв зал в середине января, за два месяца полностью его переделали в ночной клуб Punch, быстро снискавший популярность. Об этом клубе можно прочитать в материале «Punch, рожденный кризисом».
Вообще, формат ресторана-клуба, кафе-клуба и просто клуба сегодня развивается достаточно активно: хотя прослойка людей, привыкших обедать и ужинать в ресторанах, явно снизилась, привычка отмечать вне дома дни рождения, а тем более юбилеи и свадьбы, осталась. Да и дружеские посиделки сейчас уже вышли за рамки «кухни». Поэтому фактически каждое заведение сегодня продвигает предложения по увеселению своих гостей.
Ищут рестораторы и совсем новые варианты развития своего бизнеса, новые подходы к нему. Интересную ресторанную концепцию продолжает компания «Руян», производящая и продающая под марками Expedition, Forester и другие товары для активного отдыха. Эта компания открывает в Новосибирске ресторан «Экспедиция» с расчетом на средний чек в 1500 руб. без алкоголя, где будут представлены блюда сибирской и северной кухни. Но самое главное в том, что попробовать эти блюда можно будет, сидя в чукотском чуме или зимовье охотника. Два подобных заведения «Руян» уже открыла – в Москве и Минске, новосибирское стало третьим. Кроме того, в Москве эта компания в прошлом месяце открыла свой первый пивной бар «Экспедиция. Драйв-кафе».
Словом, кризис кризисом, а работа идет. Рестораны открываются, бизнес развивается – пусть и в новых условиях. В целом же, апрель стал более оптимистичным месяцем: согласно опросу ВЦИОМ, доля опрошенных россиян, уверенных в том, что «все нормально», выросла по сравнению с мартом на 10% - до 51%. Так что, есть для кого открывать новые заведения!
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...