Наталья Кулакова, бизнес-тренер и консультант сегмента HoReCa:
На процветание рассчитывает каждый, кто приходит в ресторанный бизнес. И успех возможен, если не допускать фатальных ошибок. Их много. Однако есть системные, повторяющиеся из проекта в проект.
Они повторяются. Сегодня мы расскажем о пяти основных просчетах, а также о том, как устранить неизбежные в этом случае последствия. Все названия и совпадения в тексте случайны.
Если на вопрос воображаемого гостя: «Почему я должен прийти к вам?» — вы ответите:«Потому что у нас уютно и вкусно!» — значит, у заведения нет концепции.
Если на вопрос: «Кто ваша целевая аудитория?» — вы ответите: мужчины и женщины в возрасте от 30 и старше, со средним уровнем дохода», — значит, у вас нет концепции.
А вот если ответ, условно, звучит так: «У нас все меню из русской печи, она стоит в зале, вы с детьми можете по субботам и воскресеньям готовить с нами в печи, наша целевая аудитория — семьи с детьми от 3 до 14 лет, которые посещают детские сады №105–119, школы №201–222 и живут в Октябрьском районе города N», — вы близки к цели!
У вас есть концепция? Здорово! Но давайте посмотрим, как она воплощена на практике.
В детской комнате семейного ресторана холодно и грязно. В ресторане фри-фло, например, по 8 часов лежат отварные яйца. В кофейне невкусные десерты. В ресторане с открытой кухней работают на этой самой кухне представители братских южных республик, ругающиеся между собой на своем родном языке… Что называется, без комментариев!
Предлагаю разобрать ситуацию на примере маркетолога, который сегодня есть практически в каждом заведении. Знаю по опыту, что время от времени у владельцев возникает вопрос: как мотивировать такого специалиста?
Как известно, лучший стимул — финансы. Не буду долго говорить. Вместо этого приведу формулу, не раз доказавшую свою состоятельность на деле. Доход маркетолога может складываться из фиксированной суммы оклада + процент от продаж банкетов + процент от товарооборота зала, доставки, блюд навынос, сувениров + бонусы от эффективности.
Примерное распределение таково: 1/4+1/8+1/8+1/2.
Если перевести формулу в конкретные цифры, то получится следующее:
Оклад вашего маркетолога, скажем, 25 тысяч рублей + 1% от личных продаж банкетов + 0,2% от товарооборота + 50 тысяч рублей составят бонусы. Итого, общий доход специалиста по маркетингу в вашем заведении — 100 тысяч рублей и более.
Понятно, что бонусы зависят от конкретных целей на определенный период времени (месяц/квартал/год).Какие цели можно ставить перед маркетологом? Варианты есть разные. Вот лишь некоторые из них:
• Увеличить посещаемость по будням с 16 до 18 до 30 человек в день (сейчас таких гостей 15). В случае достижения цели бонус составит 5000 рублей.
• Подписать десять договоров с партнерами — бонус 5000 рублей.
• Увеличить средний чек по воскресеньям на детских праздниках с 350 до 450 рублей — бонус 5000 рублей.
• Увеличить клиентскую базу гостей на сто человек — бонус 5000 рублей.
• Увеличить продажи кондитерских изделий с собой до 150 000 рублей в месяц — бонус 5000 рублей, и т. д.
Причем бонус выплачивается при выполнении задачи на 80–100% и более.
Так, если показатели достигают 100% и более, выплачивается бонус 5000 рублей, а если задача выполнена на 80–99%, то он составляет уже 4000 рублей.
Инструкций, которые не работают, множество. О них знают все. Приведу пример понятной инструкции для маркетолога — см. таблицу.
Для того чтобы можно было четко выстроить работу и проконтролировать ее выполнение, давно и успешно используется такой эффективный нехитрый инструмент, как чек-листы. Главное — составить их грамотно, для чего достаточно соблюдать несложные правила.
1. В чек-листе не должно быть более 20 пунктов.
2. При составлении данного документа нужно использовать глаголы в совершенном виде.
3. Один пункт — одна операция.
4.Отметка «нет»означает переход на другой чек-лист.
5.За пропущенные отметки чек-листа или сделанную фальшивую отметку сотрудник лишается премии.
Сложно? Едва ли. А результат, поверьте, превзойдет ожидания и не заставит себя жать. Проверено на практике.
Таким образом, сегодня мы разобрали часть ошибок, которые допускают рестораторы в работе, что, в конечном итоге, сказывается на доходах заведения и мешает его владельцу преуспеть в бизнесе не на словах, а на деле.
Но, как вы понимаете, перечень просчетов не ограничивается пятью пунктами, а потому нам будет о чем поговорить в следующих номерах журнала «Ресторановедъ».
Наталья Кулакова — российский бизнес-тренер и консультант, более 15 лет успешно разрабатывающий и реализующий н...
Наталья Кулакова, бизнес-тренер и консультант ресторанного рынка, основатель собственной школы для профессионало...
С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...
В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...
С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...