Top.Mail.Ru

«Мы никогда не будем конкурировать с ресторанами»

18 Апреля 2013
«Мы никогда не будем конкурировать с ресторанами»

Одним из самых перспективных сегментов российского ресторанного рынка считаются сети кофеен: этот бизнес сегодня очень активно развивается и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в остальных регионах. Развивается волнообразно, с периодическими подъемами и столь же периодическими спадами, оставаясь неизменно перспективным уже без преувеличения пару десятков лет, и при этом до насыщения рынка по-прежнему достаточно далеко. О главных тенденциях кофейного рынка мы решили побеседовать с Алексеем Каирой, генеральным директором одного из лидеров этого рынка — сети кофеен «Шоколадница».

Свой профессиональный путь Алексей Каира называет очень типичным для специалистов, работающих в ресторанном бизнесе. Он учился в авиационно-технологическом вузе и во время учебы начал подрабатывать официантом. Ресторанная деятельность «затянула», и Алексей, окончив вуз, связывал свою дальнейшую жизнь уже только с рестораном. «Это мое первое образование, я его продолжил, сейчас у меня есть степень MBA, но в этом отношении самое главное — люди, с которыми ты вместе работаешь, — говорит Алексей. — И здесь не нужно останавливаться в учебе!»

Не Москвой единой


— Алексей, если взять кофейный рынок в целом — СНГ, Москва, Петербург, регионы: как бы Вы расставили приоритеты?

— Если говорить о существующей ситуации, то львиная доля нашего бизнеса сосредоточена, безусловно, в Москве. Вместе с тем мы очень активно наращиваем присутствие в Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках, потому что понимаем, что «не Москвой единой» жива компания. (Улыбается.)

— То есть, условно говоря, Москва «окучена» — и «Шоколадница» сейчас идет в СНГ и регионы?

— Сейчас, наверное, вряд ли можно говорить, что мы удвоим или, допустим, утроим присутствие в Москве — однако в последние несколько лет мы открываем здесь по 20–25 кофеен в год и понимаем, что ближайшие несколько лет можем идти такими же темпами. Поэтому «окучена» ли она, как Вы выразились, я пока не знаю. Сомневаюсь… Говоря про регионы и СНГ, то здесь мы самостоятельно выходим в крупные города, города-миллионники, а в населенные пункты с меньшей численностью населения идем с помощью партнеров-франчайзи. Сегодня таким образом открыто более 50 кофеен по всей стране (своих — более 300). Это успешно работающая бизнес-модель, поскольку мы понимаем, что в города с 300, 500 тысячами жителей мы вряд ли бы сами когда-либо пошли. Наверное, могли бы пойти, но когда, с какими ресурсами, в каком далеком будущем? Это вопрос.

— А куда предполагаете продвигать свои кофейни?

— Как видите, еще не до конца исчерпана тема развития Москвы. И — Санкт-Петербург: достаточно насыщенный в отношении конкуренции город — да, однако перспектива есть. Есть города-миллионники, которые показывают неплохой рост, и мы понимаем, что сегодняшняя тенденция отражает растущее благосостояние и там. При этом кофейный рынок в этих городах еще вообще не насыщен. Поэтому сегодня мы ведем активную деятельность во всех направлениях, везде открываем свои кофейни — в Москве, в Санкт-Петербурге, в Сочи.

— То есть еще работать и работать…

— Конечно.

Меню: небольшое, но качественное


— Алексей, в ассортимент продукции «Шоколадницы» входят не только кофе-пирожные, но и супы, салаты, вина, коктейли и прочие блюда и напитки. Насколько, как Вы считаете, можно расширять меню, чтобы все же остаться кофейней, не перейти в другой формат?

— А вот — до нашего ассортимента! (Смеется.) А если серьезно, то мы, конечно, никогда не будем по меню конкурировать с ресторанами. Но мы очень внимательно слушаем нашего гостя, который говорит нам, что бы он хотел еще получить.

— Он хотел бы все! Суши, пиццу…

— Я думаю, что эти времена отходят — когда в одном месте можно было получить суши, пиццу, плов и еще покурить кальян. Пример тому — Европа: небольшое меню, но гарантированно высокий результат. И ресторан, предлагающий стейк, пасту и суши вызывает подозрение. Если смотреть на наше меню, то с момента первого открытия — а прошло уже порядка 12 лет — оно, конечно, трансформировалось. В нашей первой «Шоколаднице» меню, безусловно, было менее обширным, чем сейчас. Однако люди просили больше еды, и постепенно мы им эту еду начали предлагать. Но лишь до определенного момента. Как только ты начинаешь включаться в ресторан — начинаешь играть на чужом поле. И ты должен либо на этом поле качественно выступать, либо вообще не заниматься не своим делом. Наш ассортимент вполне удовлетворяет спрос нашего гостя, и мы при этом можем гарантировать качество. Увеличивать меню… Можно, например, ввести мясо, правильно? В теории вообще можно все. Вопрос — насколько это мясо будет качественным и насколько гости от него получат удовольствие?..

— Получат?

— Не думаю. Качественно мясо делают профессионалы. Мы умеем делать качественный кофе, качественные блинчики — это наша гордость — и определенный ассортимент кондитерских изделий и горячих блюд. Все! Этого достаточно.

— Зато у кофейни есть дополнительные возможности по продаже кофе, каких-то кофейных аксессуаров…

— Безусловно: это продажа сопут-ствующих товаров с собственной символикой. Мы пока только начинаем идти по этому пути. У нас есть несколько кофеен, где мы уже продаем продукцию с нашей символикой — посуду, подарки к праздникам, кофе, чай, шоколад. Это только начало большого пути! Мы пока только смотрим, на что лучше всего реагируют гости, что им больше всего нравится. Посмотрим!

В России постепенно формируется кофейная культура


— Алексей, как Вы считаете, сложилась ли у нас в стране кофейная культура? Люди любят кофе?

— Да. Я люблю кофе. Мои коллеги любят. Гости, которые приходят к нам каждое утро. Это постепенно становится хорошей, правильной привычкой: выпить с утра чашку любимого кофе, а другую, может быть, за обедом — это здорово.

— То есть в больших городах это уже фактически норма?

— Мы видим, что продажи кофе в зернах растут — и это здорово: значит, люди пьют хороший кофе, они хотят пить настоящий кофе, а не тот напиток, который им считался еще, может быть, десять лет назад. Понятно, что в крупных городах с этим гораздо проще, но и города поменьше идут к этому. Кстати, это касается не только кофе: то же самое происходит и с чаем. Люди покупают не дешевые пакетики, а выбирают хороший развесной чай. И это правильно! Это говорит о формировании культуры. Мы сравниваем себя с Западом, но они к этому шли десятки лет. Нашему ресторанному рынку 20 с небольшим лет: у нас все впереди.

— А кофе навынос?

— Мы также видим устойчивый рост. Эта культура в России только складывается. Еще пять лет назад невозможно было увидеть на улице человека со стаканом кофе в руках. С пивом, с каким-то другим напитком — легко! С кофе — нет. Сегодня этих людей становится все больше, и это приятно.
— Это касается только Москвы и Санкт-Петербурга или других регионах тоже?
— Безусловно, наблюдается, но менее активно. Должно пройти какое-то время, люди должны попробовать в первый раз, чтобы понять: это удобно. Мы видим, как развивается эта культура на Украине, как привыкают люди покупать кофе навынос, и думаем, что и к нам она придет в полную силу.

Кавалерийский наскок на регионы ничего не даст: нужны те, кто знает местный рынок


— Алексей, работать в регионах сложнее, чем в столице, или, может быть, в чем-то проще?

— Я бы не стал говорить, что где-то сложнее, а где-то проще. Везде есть свои особенности и детали, на которые нельзя не обращать внимания. Возьмем, например, открытие новых кофеен, подбор помещений. Если ты — крупная федеральная компания, нельзя, сидя в Москве, ткнуть пальцем в карту и сказать: «Здесь нас ждет успех!» Нужно глубокое знание рынка, знание местных особенностей. Ведь недаром даже крупные международные компании, выходя на другие рынки, очень внимательно сначала их изучают, проводят определенные исследования. И в нашем случае кавалерийский наскок также неприменим, мы используем модель франчайзинга. Нашими партнерами являются люди, у которых уже есть бизнес в этих городах. Чаще всего это успешные предприниматели, и их знание местных особенностей позволяет избежать многих ошибок, которые могли бы быть у крупной компании. Им, безусловно, проще вести свой бизнес в небольших городах. В крупных городах, которые мы для себя определяем как приоритетные и куда выходим сами, — понятно, мы изучали местный рынок, смотрели его перспективы, иногда ошибались: это совершенно нормально.

— Ошибались в чем?

— Могли, например, ошибиться с локацией, а это, как известно, один из важнейших факторов успеха. И если ты не попал в «свое» место или по каким-то причинам оно у тебя изменилось, чаще всего это приводит к негативным последствиям, касающимся товарооборота. Но команда сильная, профессиональная, поэтому количество ошибок у нас небольшое.

Монополистом быть здорово, но для рынка неполезно


— А конкуренцию чувствуете? Вот к нам западные сети пришли, тоже планируют активное развитие.

— Конкуренция — это хорошо. Конечно, у нас у всех есть два ограничивающих фактора: арендные ставки и отсут-ствие персонала. Поэтому с точки зрения рынка труда и арендных ставок конкуренция сильно усложняет работу. Вместе с тем она побуждает нас всех шевелиться активнее, что-то придумывать — не стоять на месте. Я думаю, что «Макдоналдсу» скучно было бы без «Бургер Кинга». Конечно, здорово быть монополистом! Но мы понимаем, что у нас много конкурентов, причем это не только кофейни в чистом виде, но и кафе: у человека, который хочет перекусить, сегодня выбор достаточно широк. Сделать так, чтобы люди выбирали именно тебя — задача сложная, но мы сегодня первые, и хотим такими оставаться и дальше.

— А кто дышит в спину, как бы Вы оценили своих конкурентов?

— По количеству заведений, по концепции — конечно же, «Кофе Хауз». Starbucks — очень сильный бренд, очень сильная компания. Но немного другая, не наша целевая аудитория.

— Более взрослая?

— Нет, я говорю не о возрасте. Кафе с официантами или без официантов: другая модель потребления. Когда ты приходишь в кафе с официантами, у тебя определенные ожидания, определенная модель поведения и так далее. В Starbucks все демократичнее и проще, удобно с точки зрения take away, но это абсолютно разные модели, с разной целевой аудиторией. Хотя в некоторых ситуациях мы пересекаемся.

— Starbucks как-то заметно изменил рынок?

— Они у нас уже пять лет. По Петербургу ничего не могу сказать, там три кофейни, в двух из них я был: отличные места, везде много гостей — это ожидаемо. По Москве… У нас — 200 с лишним, у них — порядка 50, но дело даже не в количестве. Когда мы стоим рядом… У каждого своя аудитория.

— То есть можно стоять рядом и иметь полные залы и там, и там.

— Конечно! Главное — чтобы было достаточно большое количество людей, которые не думают судорожно о том, как бы сэкономить последние сто рублей, а тратят деньги на себя, на какие-то свои приятные привычки и так далее. Весь бизнес во многом зависит от того, насколько население платежеспособно.

Активный рост кофейных сетей
Кофейный рынок России еще совсем не насыщен. И даже такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, нельзя считать полностью охваченными кофейными сетями, хотя, по данным агентства РБК.research, по темпу роста кофейные сети сопоставимы с сегментом фастфуда и занимают сегодня 21,7% всех российских сетевых заведений. По данным компании inFOLIO Research Group, на конец 2012 года в России насчитывалось 5212 кофеен, из которых 673 находилось в Москве и еще 467 — в Санкт-Петербурге. Несмотря на относительно высокую концентрацию кофеен в крупных городах, рынки мегаполисов далеки от насыщения. На рынке Москвы могут разместиться еще как минимум 230 точек среднего сегмента и 10–15 кофеен сегмента премиум. Санкт-Петербург может вместить 120 кофеен для среднего класса и 5–7 заведений класса премиум.

Гости ожидают от кофеен быстрого обслуживания полезных для здоровья блюд в меню
Согласно данным исследования компании РБК.research, для посетителей кофеен очень важно быстрое обслуживание, а также чтобы в меню можно было легко найти любимые блюда и напитки, а при случае попробовать новые предложения. Для российских потребителей постепенно растет важность таких факторов, как наличие зон для некурящих и наличие возможности выбора в меню полезных для здоровья блюд. В последнее время в России наблюдается очевидный рост популярности безналичных платежей, в том числе оплаты товаров и услуг пластиковыми картами.

В регионах хорошо работает модель франчайзинга
Количество посетителей кофеен наиболее велико в Новосибирске и Санкт-Петербурге. По данным компании РБК.research, почти 75% жителей Новосибирска и около 70% петербуржцев посещают кофейни хотя бы раз в полгода. В Москве значение аналогичного показателя несколько ниже и составляет 64,5%, а в других городах-«миллионерах» — 63,5%. Значительное количество посетителей кофеен наблюдается в Омске, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Челябинске, где показатели частоты посещения кофеен среди опрошенных жителей превосходят среднее по России в целом значение.
Это касается крупных городов, куда сетевые игроки рынка кофеен чаще всего выходят самостоятельно. Однако менее крупные города охватить своим присутствием сложно даже «мастодонтам»: слишком велик риск не угадать с позиционированием. В таких городах работают франчайзи.

Количество любителей кофе постепенно увеличится
Согласно результатам многих исследований, основные посетители кофеен в вечернее время — студенты и работающие молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. При этом 20–30% столиков вечером заняты исключительно женскими компаниями. В дневное время существенную часть посетителей составляют деловые люди: сегодня стало модным проводить деловые встречи в тихих, не шумных кофейнях. Однако уровень потребления кофе в России по сравнению с мировыми показателями остается крайне низким. Эксперты ожидают, что в 2014 году пить кофе будут 96,7 млн россиян, на каждого из которых будет приходиться 1,81 кг, или 489 чашек кофе в год. Что касается расстановки сил среди сетевых игроков российского рынка, то в тройку лидеров среди сетевых кофеен и кафе-кондитерских по доле посетителей в Москве и Московской области входят сети «Шоколадница», «Кофе Хауз» и Starbucks (в Петербурге — «Шоколадница» и «Кофе Хауз»). Их отрыв от остальных участников рынка достаточно велик, поэтому каких-то неожиданных изменений в расстановке сил на рынке в ближайшие годы не ожидается.

Российский рынок кофеен становится все более цивилизованным
Рынок кофеен в России сегодня четко разделился на заведения, где работают официанты, и заведения формата самообслуживания. Свои преимущества есть у того и другого сегмента, и тот и другой сегмент может интересовать одну и ту же гостевую аудиторию, которая выбирает кофейню в зависимости от целей ее посещения и наличия свободного времени. В целом эксперты отмечают, что российский рынок кофеен становится все более цивилизованным и по уровню своего развития постепенно приближается к американскому или европейскому. Отставание будет преодолено, когда посещение заведений общественного питания станет для россиян совершенно обычным событием.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх