Top.Mail.Ru

Герой дня

29 Апреля 2011
Герой дня

А насколько актуальны супы в заведениях, которые специализируются на других позициях? Там они, несомненно, также пользуются спросом. По прикидкам поваров, продажи супа в ресторанах в определенные дни могут составлять до четверти объема от проданных блюд. Доля же выручки от них колеблется между холодными и горячими закусками: больше, чем от холодных, но меньше, чем от горячих.

— Карта меню любого ресторана должна включать в меню суповые позиции, отдавая дань вкусовым пристрастиям наших гостей, воспитанных на русской традиции приема пищи, — говорит Кирилл Сухочев, бренд-шеф сети ресторанов «Две палочки». — Супы являются одной из важных групп для потребителя и занимают значительную долю в заказе. В суповой карте незаменимыми являются мясные, рыбные, вегетарианские позиции, а также супы из морепродуктов. Один из главных принципов суповой политики нашей сети — приближенность к оригиналу. Мы стремимся выдерживать вкус. К примеру, суп Лакса, традиционный сингапурский суп на креветочной основе, в нашем меню максимально аутентичен.

Правда, его чрезмерную остроту мы, конечно же, уменьшили почти в два раза — в противном случае у европейского человека возникает настоящий «пожар» во рту. Также, безусловно, мы стараемся предчувствовать и предугадывать желания гостя. Сегодня заметна мода на сливочные и крем-супы. Поэтому мы усиливаем и вносим разнообразие в этот раздел меню. Хитами в течение всего года являются кукурузный крем-суп и крем-суп из лосося. В последней ротации меню мы добавили первые блюда на кокосовом молоке. На летний период в меню появляются холодные позиции. Особенным спросом пользуется крабовый и мисо суп.

— Я считаю, что во французском ресторане обязательно должны быть представлены классические французские супы, — рассказывает о политике своего заведения в отношении первых блюд Михаил Кокот, шеф-повар ресторана «На Елисейских полях». — В нашем ресторане представлено порядка шести супов. Мы берем только классику: у нас есть классический французский куриный консоме и ряд крем-супов — тыквенный, грибной и прочие. Летом мы заменяем их на более легкие холодные — огуречно-мятные, томатные и прочие. Особого акцента на супах не делаем, но замечаем, что гости, пришедшие до 17.00, обычно заказывают первое. Потом оно заказывается гораздо реже: это блюдо с полным правом можно назвать блюдом дня.

Снизить себестоимость супа без потери его качества
весьма проблематично


Один из классических супов, представленных в ресторане «На Елисейских полях», — французский луковый суп. Он варится на белом вине и курином бульоне. Правда, повар выбрал оригинальную подачу: вместо гренок суп подается под шапкой из слоеного теста, запеченного с сыром Пармезан. Для этого супа очень важно сделать удачный выбор белого сухого вина: его испортит и слишком дорогое, и тем более слишком дешевое вино. На одну бутылку уходит 1,5-2 килограмма лука.

И если по себестоимости в отношении используемых продуктов этот суп нельзя назвать крайне дорогим, то в отношении трудозатрат он, несомненно, дорог: сначала вино с луком нужно выпарить, потом добавить куриный бульон, и при этом повар должен быть рядом постоянно. Как рассказывает Михаил, луковый суп, если повар отвлечется, может в одну секунду подгореть, его запросто можно пересолить и даже переварить. Иногда Михаил занимается на кухне исключительно тем, что варит луковый суп.

В целом, затраты на приготовление супа в ресторане достаточно объемны. Например, консоме очень долго варится, с большим количеством мяса. Для него делается овощная оттяжка. Этот суп также трудоемок: как рассказывает повар, не каждый его сможет сварить с первого раза. Более того, сварить большой ресторанный объем консоме одному вообще не под силу: он попросту не успеет одновременно сделать сразу несколько необходимых процессов. Конечно, есть крем-супы, которые могут обойтись не столь дорого — например, тыквенный.

— Хотя, — усмехается Михаил Кокот, — мы используем достаточно дорогую тыкву — стоимостью сто с лишним рублей за килограмм. А идет ее на одну порцию много: у такого супа должна быть определенная богатая и насыщенная консистенция — это густой суп, а не просто овощной бульончик. И густота достигается именно количеством тыквы, которая запекается, потом варится в бульоне, потом ее блендерят, протирают через шумовку — то есть процесс ее приготовления также достаточно трудоемкий.

В соотношении супового объема, как говорит Михаил, 2/3 будет занимать именно основной продукт — тыква или грибы, если речь идет о грибном крем-супе. А вес одной порции супа может быть различен: консоме, к примеру, предлагается 350 г. Этот суп выносится в отдельной кастрюле, по желанию гостя его можно долить в тарелку или угостить кого-то еще из сидящих за столиком. Другие супы, в том числе тыквенный, весят 250-300 г.

— То есть непосредственно тыквенной массы должно быть около 200 граммов в каждой порции, — уточняет Михаил. — Кроме того, учтите зачистку, то, что она уваривается и упаривается…

Себестоимость грибного крем-супа тоже нисколько не ниже — даже при условии, что эти грибы будут удачно куплены. Михаил варит для гостей суп из белых грибов и покупает эти грибы замороженные калиброванные.
— Если брать некалиброванные грибы, то при открытии пакета в нем можно обнаружить, например, шишки или еще что-то совершенно несъедобное, — объясняет шеф-повар. — В пакете же с калиброванными грибами даже земли нет, поэтому ты сразу видишь продукт и понимаешь, сможешь ты с ним работать или нет.

Замороженный калиброванный гриб стоит около 600 рублей за 1 кг. Для приготовления супа грибы размораживают и обжаривают — для усиления аромата.

— Иногда повара в грибной крем-суп добавляют не только шампиньоны, но и, например, картофель, — улыбается Михаил Кокот. — И делается это именно ради снижения себестоимости. Но наши гости тут же поймут, что это вовсе не тот суп, к которому они привыкли и который любят…

Овощи для супа поставляются под заказ. Тыква должна быть крепкая, насыщенного оранжевого цвета, чтобы в супе сохранить и цвет, и нужную консистенцию.

— Ведь цвет при варке всегда теряется, — объясняет Михаил Кокот, — и если тыква будет неяркая, то и суп потеряет всю свою привлекательность. Кроме того, в ее вкусе должна присутствовать определенная сладость, она не может быть водянистой.

На летние супы овощи выбираются также крайне тщательно: иногда шеф-повар сам специально едет для их закупки. Огурцы не должны быть водянистые, помидоры нужны только мясистые, ароматные.

Михаил готовит и знаменитый французский суп буйабес — причем исключительно на праздники: слишком этот суп дорог по себестоимости, чтобы быть каждодневным. Он варится из свежей рыбы с добавлением морепродуктов.

В приоритете — новые азиатские вкусы



— Суповая карта нашего ресторана формировалась с начала его основания, — рассказывает Кирилл Сухочев. — Были оригинальные рецепты традиционных японских позиций. Что-то я изобретал сам, например, сливочный суп из угря. Вместе с рыбным супом с морепродуктами и крабовым он вошел в основную базу первых блюд. Это три кита нашего предложения по первым блюдам. Позже к ним добавился крем-суп из лосося. Сейчас делаем акцент на Азию, у гостей в приоритете — новые азиатские вкусы. В качестве актуального решения этой тенденции появились промо по азиатским странам, которые мы регулярно проводим. Предлагаем, например, блюда из Таиланда. Недавно был Сингапур.

В подобных предложениях обязательно присутствуют традиционные местные супы: тот же суп Лакса с креветкой и рисовой вермишелью, тайский Том Ям. Сингапурский суп благодаря своему успеху среди гостей-супоедов после завершения промо плавно переехал в основное меню. Вообще, большинство наших позиций — это именно отражение предпочтений гостей. Но мы стремимся к постоянному обновлению предложения и два раз в год ротируем около 20% от всего супового предложения, но не больше, чтобы не травмировать гостя.

Мастер-класс по приготовлению Тайского супа можно посмотреть на стр. 94 нашего журнала.

В целом, в японской кухне по сравнению с русским суповым богатством довольно узкая палитра супов. Традиционным супом является мисо, производящийся путем ферментизации соевых бобов с помощью специального вида плесневых грибов. Считается, что мисо предотвращает болезни, связанные с радиацией. Этот суп японцы особенно любят и едят ежедневно.

— В составе японских супов много лапши, — продолжает Кирилл Сухочев. — Это привело нас к изобретению Летающей тарелки. Почти литровый объем бульона (850 мл) и большое количество лапши в этом блюде по своей сытности заменяют собой и первое, и второе. Чтобы представить себе масштабы, добавлю, что средний стандарт объема супа в ресторанной практике составляет 350-400 мл. Летающая тарелка стала долгожителем нашего меню и до сих пор актуальна среди гостей. Тем не менее, мы постоянно освежаем ее вкус, чтобы поддержать интерес гостя.

Что касается продуктов, используемых для приготовления супов, то, по словам Кирилла, в «Двух палочках» наработана сырьевая матрица из 150 позиций. Большинство продуктов перманентны, но есть и новые, сезонные — Том Ям, та же паста Лакса. «Мы постоянно ищем интересные предложения, — говорит бренд-шеф сети, — для этого специально выезжаем в Азию и дегустируем юго-восточную кухню, встречаемся с поставщиками как в России, так и за ее пределами». Основными продуктами для азиатских супов являются рыбный бульон, мисо-паста и сливки.

Относительная дешевизна этой позиции — диапазон стоимости супов в этой сети составляет от 60 до 260 рублей в Санкт-Петербурге и до 270 рублей в столице — и относительно невысокие трудозатраты позволяют говорить о достаточно интересном косте для заведения. Если же учесть, что «Две палочки» являются сетью, то кост становится еще более интересным. Как уточняет Кирилл Сухочев, первые блюда составляют 7,5% в общем гостевом спросе блюд и столько же — в рублевой структуре продаж (выручке). И в этом плане города «Двух палочек» (Москва и Санкт-Петербург) не отличаются.

Апрельский номер журнала \"РесторановедЪ\" посвящен концепции ресторанов, специализирующихся на первом блюде.

Читайте статьи журнала \"РесторановедЪ\", посвященные концепции супного ресторана:

На первом плане первое блюдо

Суп навынос и с вином

Ксения Ефимцева: «Мы за легкую, но сытную и здоровую еду»

Суп-пюре Горис
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх