Top.Mail.Ru

Равиль Трегулов: «Судьи конкурса хотят видеть возможности повара и продукта»

04 Апреля 2014
Равиль Трегулов: «Судьи конкурса хотят видеть возможности повара и продукта»

Равиль Трегулов — шеф-повар, который получил первое место и золотую медаль в номинации «Чёрный ящик: холодное банкетное блюдо на 6 персон» на IX Международном профессиональном конкурсе шеф-поваров «Балтийская кулинарная звезда», проводимом Академией гостеприимства на выставке ExpoHoReCa в прошлом году. Его победа внесла существенный вклад в общую победу нашей команды в этом конкурсе! В преддверии проведения новой, юбилейной «Балтийской кулинарной звезды» мы говорим с Равилем о его подготовке к прошлому конкурсу — о том, насколько важно работать в команде и учитывать все нюансы в приготовлении блюда.

Равиль Трегулов окончил Санкт-Петербургский торгово-экономический колледж. В 1998-м году попал на практику в ресторан «Камелот», был очарован заведением и остался там на несколько лет, работая в последние годы уже в должности су-шефа. Был приглашён шеф-поваром в один из петербургских ночных клубов, но быстро понял, что эта работа отдаляет от гастрономии: кухня там была отнюдь не главным интересом. Пошёл су-шефом в ресторан «Мечта Молоховец», после чего перешёл в ресторан «Атлантис», а следом — шеф-поваром в отель Forest mix в Репино. Сейчас Равиль работает шеф-поваром в петербургском ресторане «Декантер».

Один в поле не воин, а в конкурсе не победитель


— Пока ты не участвуешь в конкурсе, кажется, что это достаточно просто: ты же готовишь каждый день, выходишь к гостям — так же и на конкурсе легко выступишь. А когда начинаешь готовиться, осознаёшь, что всё гораздо сложнее, чем тебе представлялось изначально. Ты работаешь в боксе, фактически в одиночку, сделать нужно очень много всего, идёт жёсткий учёт времени, да ещё и судьи за тобой всё время наблюдают — они даже в бокс заходят, холодильники открывают, смотрят, как и что ты туда положил. То есть без подготовки, сразу на победу рассчитывать вряд ли возможно.

— Но ведь вы за год до этого получили бронзу, выйдя на конкурс в этой же номинации «Чёрный ящик: холодное банкетное блюдо на 6 персон» и именно в первый раз...

— Я очень старался — да, действительно, до этого не участвовал ни в каких конкурсах, — но ведь бронза всё же не золото. Тогда я, конечно, понимал общую задачу: приготовить фуршетное блюдо на столько-то персон; знал перечень продуктов и знал, что будет чёрный ящик с неизвестным продуктом. Но человек, выступающий впервые на конкурсе, не может понимать его общий уровень и уж тем более не может знать, что конкретно ему нужно сделать для победы. Второй раз у меня была достаточно долгая подготовка, причём мы готовились командой. Нам помогала Академия гостеприимства, председатель её правления Елена Георгиевна Щербакова, у нас был хороший менеджер, тоже очень много нам помогавший.

— Чем помогал Александр Денисов — своими советами?

— И советами, конечно, тоже, но помимо этого — он предоставлял нам в любое время свою кухню, где мы могли бы отрабатывать блюда. И мы так и тренировались у него. Он нам и продукты находил, и необходимое оборудование предоставлял — словом, сделал для команды очень много. Да и ребята — Кирилл Шнейдман, Сергей Селиванов и я — мы все держались вместе, обсуждали каждый этап приготовления своих блюд, давали друг другу советы и очень подружились за время подготовки. Потому что одному, конечно, сложно: ты один что-то делаешь, придумываешь, потом мы собираемся, ты презентуешь своё блюдо, и начинается обсуждение: что хорошо, что очень хорошо, а что лучше убрать или заменить. Мы до конкурса на протяжении полугода встречались, наверное, каждую неделю.
Ты должен приготовить больше, чем один кусочек рыбы с одним соусом

— Так как вы участвовали второй год в одной номинации, наверное, смогли учесть прежние недочёты?

— Конечно! Они у меня и были в первый раз именно из-за отсутствия опыта. Мы проанализировали, почему в прошлом конкурсе победил кто-то другой, в чём заключались наши ошибки и что нам нужно сделать для победы.

— И что нужно было сделать?

— Нужно было учесть, что именно оценят судьи. Они ведь все — очень опытные повара и будут ценить не только то, что ты приготовил очень вкусную рыбу — предположим, замечательно её пожарил. Они хотят видеть больше. Они хотят видеть один кусочек, например, в варёном виде, другой — приготовленным на низких температурах и так далее.

— То есть хотят видеть возможности повара и продукта?

— Да! И всё ли ты использовал в этой рыбе? Ведь повар может вырезать самую ровную часть, сделать из неё «конфету» — и всё, остальное выбросить. А судьи не спросят, где остальная рыба и куда ты дел кости, они просто отметят в своём итоговом листе нерациональное или неполное использование продукта. Очень важно принести горячее блюдо, а из этих костей, например, сварить соус: все эти нюансы важны. Кроме того, если на других конкурсах нужно просто приготовить какое-то блюдо, то у нас важна его идея. Блюдо на нашем конкурсе не может быть просто выложено на какой-то железный поднос и подано судьям, нет: все стараются найти какую-то «фишку». Кто-то придумывает подачу в стеклянном водопаде, кто-то подаёт в книжке...

На конкурс пошли со щитом!


— В чём заключалась идея вашего блюда?

— Мы с Александром долго думали, как его подать. А в баре отеля, в котором он тогда работал, висел деревянный щит с железной окантовкой — брутальный такой предмет. И мы однажды остались с Сашей вдвоём — ребята уехали, — пили чай и обсуждали, что же сделать и как нам наше блюдо подать. И вдруг одновременно повернули головы и посмотрели на щит. Я говорю: «Он снимается?» — «Да». Молча снимаем, зачищаем стол, ставим этот щит и начинаем думать: «А ведь хорошая идея!» Вот, от этого и оттолкнулись. Была ещё небольшая сложность подобрать, в чём именно подавать блюдо — ты же не положишь его на сам щит: нужна была соответствующая мини-посуда. Я потом нашёл маленькие керамические тарелочки, ведёрки — они как раз и по цвету подошли.

— У вас там ещё и цветы, на щите...

— Да, мы отдекорировали его цветами, потому что мысль была не «война и щит», а напротив — война закончилась, накрывается праздничный стол, весна, расцветают цветы — и эта идея всем тоже понравилась.

Мне пришлось прорабатывать всё


— Равиль, а как же вы над блюдом работали? Это же чёрный ящик, вы не знали, какие именно продукты там будут.

— Я знал общие продукты, которые даются всем участникам этой номинации — у нас у всех был список: спаржа, авокадо, ростки, зелень и прочее. Мы не знали только основной продукт и два дополнительных, которые тоже будут в ящике и которые ты также должен использовать. Поэтому если Кирилл и Серёжа, у которых в номинациях были палтус (у одного) и свинина (у другого), прорабатывали свои блюда из этих продуктов изо дня в день, то мне пришлось прорабатывать всё. Я брал индейку — прорабатывал, брал курицу — грудку или окорочок, брал оленя, утку, рыбу, говядину, свинину — и всё это поочерёдно прорабатывал. Это достаточно затратно, но по-другому никак. Если ты возьмёшь что-то одно, а тебе попадётся другое, то всё свое подготовительное время ты потратил напрасно. Поэтому приходилось прорабатывать всё. Больший акцент делал на свинину, птицу, хотя рыбу, конечно, тоже брал. А чтобы подготовиться максимально, я продумал универсальные гарниры. У меня была спаржа с низкотемпературным желтком, а она подходит фактически ко всему — к птице, к рыбе, кроме того, это красиво, и я знал, что смогу относительно быстро её сделать. Был сельдерей: я сделал из него шарик, вынув мякоть, и туда должен был положить паштет или рыбный мусс из того, что попадётся в чёрном ящике. Проработал эспуму из тыквы и пару запасных гарниров, если попадётся рыба.

— То есть у вас был список универсальных гарниров, подходящих для нескольких блюд сразу?

— Да, которые я мог при необходимости быстро выбрать и сделать. Кроме того, у меня был список действий — как именно, в какой последовательности я всё это буду делать. Это очень важно, потому что два часа — очень маленький срок для приготовления достаточно сложного блюда в большом количестве: ты очень быстро собьёшься и запутаешься в последовательности приготовления того или иного ингредиента, если не будет под рукой чёткого плана. Мне нужно было этот щит накрыть на шесть персон и, кроме того, приготовить блюдо для нескольких судей — в целом, как получалось, мне нужно было сделать 16 или 17 порций. Больше того: это ведь ещё и холодное фуршетное блюдо, то есть кроме как приготовить его ещё и остудить нужно. Поэтому была настоящая сложность: как всё успеть.

— И как всё успеть?

— Я прорабатывал на кухне, у меня сидел проверяющий с секундомером: «Ты не успел! Ты опять не успел!» Опять же — если ты на родной кухне не успел, значит, там ты тем более не успеешь: тот бокс тебе незнаком. То есть ты должен сделать не за два часа, а за час 45 минут, чтобы понимать, что есть ещё какой-то запас времени. Вот я и делал, и потихоньку вышел на нужное время.

Максимальное количество баллов ставится за вкус, но только на одном вкусе не выедешь


— Кроме того, наверное, ещё и делать всё нужно было правильно, красиво и чисто...

— О, за этим судьи очень строго следят — как и за чистотой в боксе. Не дай Бог ты какие-нибудь два ингредиента на одной доске вместе порезал или что-то кинул на стол. У них очень европейский подход: если ты пачку масла в фольге раскрыл на доске, на которой работаешь, тебе сразу же минус балл: непищевой продукт (фольгу) нельзя класть на рабочую доску. Они смотрят сами, сколько баллов у тебя отнять. Там несколько критериев — чистота работы, опрятность, скорость и так далее. И вкус, безусловно. За вкус, конечно, максимальное количество баллов — 30 из 80-ти, — но за всем прочим они тоже бдительно следят.

— А продукты вам предоставляли организаторы конкурса?

— Да, и с продуктами было всё очень хорошо: мы их ежедневно получали свежими, и с этим не было никаких проблем. Раньше бывало, что привозили в первый день свежую зелень, и она оставалась на три дня. А ведь на третий день зелень уже не та, и ты хоть и понимаешь, что не виноват в том, что положил в блюдо увядший продукт, и все это понимают, но настроение-то тоже уже не то. В этом конкурсе всё было замечательно — мы работали спокойно.

Нельзя выбирать самую хорошую часть, игнорируя всё остальное


— Равиль, а что вам в результате попалось-то?



— Попалась говядина — рибай. Опять же, рибай был очень большой, и не факт, что тебе нужно было использовать его целиком. Но факт, что ты должен был взять не просто самую хорошую часть, убрав всё остальное как ненужное. Я его разрезал пополам, убрал одну половину в холодильник, а с другой начал работать. И заходили финский и эстонский судьи, смотрели, что же ты из мяса взял — не просто вырезал мякоть, а забрал весь кусок: хорошо. Лучшую часть этого куска, мякоть, я взял на низкотемпературную обработку — сделал ростбиф, из части чуть погрубее сделал колбаску (тоже на низкой температуре), а из обрезков — паштет.

— Представили продукт в трёх видах...

— Да, и это тоже очень хорошо оценивалось — ты сделал три разные вещи из одного куска мяса. И сделал их не потому, что тебе так захотелось, а потому, что это предполагал сам продукт: он ведь не только из хороших частей состоит, а ещё и из обрезков — куда их деть? Выбросить? Нет, их тоже можно использовать. Плюс у меня было два или три соуса, гарниры.

— Вы успели вовремя всё приготовить?

— Успел, и это важно, потому что за каждую просроченную минуту отнимается один балл. Кроме того, судьи смотрели, насколько удобно это блюдо есть в условиях фуршета — чтобы ничего не падало, не капало, не разваливалось и всё можно было съесть аккуратно. Поэтому мы, уже зная это, заранее продумывали блюда, соответствующие всем этим требованиям.
И победили! В прошлом году наша команда заняла первое место в конкурсе «Балтийская кулинарная звезда». У каждого её члена есть чему поучиться, и интервью и мастер-классы с Кириллом Шнейдером и Сергеем Селивановым мы представляли в сентябрьском и октябрьском номерах нашего журнала соответственно, а мастер-класс Равиля Трегулова представляем в этом.

На конкурсе ты должен использовать весь продукт, который тебе дали, включая кости. Именно на умение работать с продуктом целиком обращают внимание судьи.
Судьи придают очень большое значение представлению продуктов в нескольких видах — смотрят, сколько позиций ты сделал из того, что тебе предоставлено. Потом оценивают главное — вкус: это считается вершиной мастерства повара — то, что он может получить от продукта.
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Какой опыт дает повару участие в профессиональных конкурсах? Насколько важно иметь профильное образование? Где можно ...

Шеф-повар Равиль Трегулов рассказывает о ресторане, своей работе, отношении к профессии и трендам, оснащении современ...

Шеф-повар Равиль Трегулов: "В постном меню ресторана «Декантер» мы стараемся сделать так, чтобы все ...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Вверх