Top.Mail.Ru

Чтобы культ кофе не перерос в культ еды

14 Марта 2011
Чтобы культ кофе не перерос в культ еды

Так исторически сложилось: в России люди приходят в кофейню не для того чтобы взбодриться, выпить на бегу чашечку кофе, а чтобы поговорить. У нас уже воспиталось поколение молодых профессионалов, со студенческих лет привыкших начинать рабочий день с чашки кофе «в любимой кафешке». Особенно это касается Москвы — в этом городе спешащие на работу люди заходят утром в кофейни действительно только выпить кофе. Но потом наступает ланч, и эти заведения занимают офисные работники — перекусить и… пообщаться в неформальной обстановке. А уж вечером и вовсе здесь только встречаются! Поэтому в нашей стране любое предприятие общественного питания, в том числе и кофейня, ассоциируется прежде всего с едой и довольно часто сюда приходят, чтобы поесть. Поэтому продавать только кофе и десерты не может фактически ни одно заведение: каждому нужен дополнительный закусочный ассортимент.

Вообще, в России на одном кофе кофейням не выжить — это поняли все и сразу. Поэтому каждая сеть по-своему расширяет ассортимент и по-своему повышает лояльность своих постоянных гостей, параллельно привлекая новых. «Идеальная Чашка» включила в ассортимент супы и сэндвичи, «Кофе Хауз» добавила салаты и пироги. Но расширение ассортимента — понятие тонкое. Если им увлечься, то есть риск перерасти в ресторан. Поэтому в тех заведениях, которые позиционируют себя все же как кофейни, во главе угла все равно остаются кофе и кондитерские изделия.

Кстати, вопрос о введении в кофейне алкоголя иногда решается как раз во время введения десертов: алкоголь требуется для приготовления многих из них, а значит — заведение все равно приобретает лицензию на продажу алкоголя.

— Гостей кофейни не нужно поражать какими-то кулинарными изысками и произведениями кулинарного искусства: им нужно предложить простую демократичную еду, просто чтобы они никуда не ушли, — считает Александр Затуливетров. — И это, на мой взгляд, является главным постулатом меню кофейни. Не надо придумывать завтраки с оладушками, сырниками и всем прочим — просто потому, что это тяжело для заведения! Почему закрылись фактически все несетевые кофейни? Потому что они стали пытаться «прыгнуть через голову»: а давайте делать завтраки! Давайте делать блины! Да, они хотели «как лучше»: гости просят. Но подходить к этому нужно разумно. Нельзя на трех-пяти квадратных метрах, которые составляют площадь кухни кофейни, поставить полноценное оборудование! В результате получается плохо все. Продукты портятся, их начинают пускать по второму разу нерадивые рестораторы или выбрасывать — радивые. Но разоряются в конце концов и те, и другие одинаково.

— Когда наша кофейня только открывалась, еды предполагалось по минимуму, — рассказывает Тимур Аблязов, управляющий кофейней «Манго». — И мы в большой степени смогли это сохранить. У нас незначительно увеличилась часть меню — в основном, за счет супов. Супы поначалу мы вводить не планировали, но гости их часто спрашивали. Остальной ассортимент у нас составляет порядка 4-5 блюд по каждой позиции — салаты, горячие закуски и основные блюда.

Надо отметить, что этому заведению три года, и оно изначально планировалась как кофейней-кафе: инвесторы кофейню в чистом виде открывать не рискнули. Именно поэтому они уже на стадии проектирования запланировали место для кухни, загодя закупили оборудование и не столкнулись с проблемами многих других кофейных заведений. При всем том ассортимент меню заведение не расширяет — за исключением десертной карты.

— Мы начинали всего с десяти десертов, а со временем их количество увеличилось в несколько раз, — говорит Тимур Аблязов. — Сегодня мы предлагаем гостям буквально все собственного производства — от конфет и пирожных до мороженого. Эта часть меню у нас действительно увеличивается и своего потенциала еще не достигла.

Однако непрофилирующее меню целенаправленно было ограничено, и даже шеф-повара как такового здесь нет — только шеф-кондитер. «Не десертное» меню, используя свой опыт, составляют и готовят те повара, которые работают. Так как в этом меню позиции достаточно простые, они вполне справляются.

— Это меню меняется примерно дважды в год, я делаю техзадание: нужны такие позиции, примерно такой себестоимости, — и они фантазируют, разрабатывают, потом мы все дегустируем, принимаем решение и премируем отличившихся, — улыбается Тимур Аблязов.

Так как собственный кондитерский цех со временем совершенствовался, кофейня сегодня может похвалиться несколькими «фишками»: сливочным чизкейком, манговыми десертами тирамису и Наполеон, конфетами ручного изготовления — этапы именно их приготовления можно увидеть в нашей рубрике «Мастер-класс» на стр. 98-99.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх