Top.Mail.Ru

Сергей Малаховский: Шеф-повар должен уметь управлять собой, людьми и закупками

14 Марта 2011
Сергей Малаховский: Шеф-повар должен уметь управлять собой, людьми и закупками

Свои амбиции лучше чуть-чуть успокоить


Моя шеф-поварская деятельность сводилась, как у прочих начинающих шефов: ты смотришь одного шефа, второго, третьего — и гордишься, что у тебя были такие учителя. У меня действительно были прекрасные учителя: индусы, немцы, англичане, французы, финны, австриец. Они меня научили очень многим вещам. В какой-то момент ты чувствуешь, что зреешь как личность — обычно это происходит года через 4-5, — и уже начинаешь думать: ты — шеф-повар! И даже какую-то свою мощь ощущаешь. Тебя приглашают на какое-то предприятие, определяют зарплату, и ты стараешься ее оправдать. Садишься, пишешь симпатичное меню, устраиваешь учредителям презентацию, они делают замечания, иногда очень резкие! И вот этот «маленький цыпленок», который в 22-25 лет себя шеф-поваром называет и фактически уже созрел как личность, обижается — у него амбиции! Ведь это он придумал соус Песто из петрушки и еще чего-то. Это он придумал, что его надо подавать именно с палтусом! Это он придумал, что картофель нужно варить в красном вине!.. А тут — «Убери!» И он бросает фартук и говорит: «Да пошли вы все!» И начинает мигрировать — в одно, другое заведение, третье — пока эти его амбиции не сгладятся.

Мы, шеф-повара, все амбициозны, потому что считаем себя художниками, а когда наши художества заканчиваются какими-то вещами, которых мы не знаем, бывает печально. А ведь случается, что шеф не знает таблицу совместимости специй и считает, что вытворяет чудеса,  а это не совместимо! Но он так придумал! А ему — вдруг! — делают замечания. И вот пока эти амбиции ты не нагуляешь, пока, «как поросенок на ветчину Парма, не созреешь», ты не сможешь носить гордое имя шеф-повара.

Потому что замечания-то делают не зря. Люди-то занимались этим много лет. Значит, надо свои амбиции чуть-чуть успокоить и прислушаться, и поучиться. И тогда ты приблизишься к званию шефа. Потому что шеф-повар — это звучит гордо! Я считаю, что в нем в единый сплав соединяются три фактора: вкус, менеджмент, технологичность.


Руководитель должен объяснить каждому подчиненному, как тот может на работе принести себе максимальную пользу


Вкус развивается годами, развивается постоянно, ты везде стараешься найти что-то новое.

Менеджмент включает в себя множество умений. Это и как ты общаешься с людьми, как ты их вокруг себя воспитываешь. Бывает, шеф кричит: «Что ты делаешь? Я тебе сказал: на мелкой терке это трем — три, как я сказал!» Объясни человеку — один раз объясни, почему это надо тереть именно на мелкой терке! Он один раз поймет и запомнит! Одно спокойное объяснение стоит многих дней пустого крика. Нет, кричат и не говорят, почему надо делать так, а не иначе. Он молодой повар, покажи, объясни ему, и он поймет, он потом отнесется к тебе с такой благодарностью…

Я поступаю именно так. Потому что многие менеджеры, пройдя тренинги, какие-то курсы, обучившись на западе, не делятся своим опытом — не считают это нужным. Потому что: а) он за это заплатил деньги;
б) чтобы не было конкуренции; в) ему лень это делать. Я готов делиться всем, что накопил! Воспитанники растут, сами становятся шефами, которые востребованы, — это самое серьезное удовлетворение. Конечно, есть люди, которые халтурят, разгильдяйничают, не слушают, я ему говорю, когда он уходит: «Не говори, что со мной работал — я тебя этому не учил!»

Иногда рассуждают, с душой надо готовить или без души, когда я провожу мастер-класс для своих поваров, я им всегда говорю: «Ребят, главное — не старайтесь! Ни в коем случае не старайтесь! Сделайте все как часы: точно и вовремя. Не забывайте солить, перчить и все прочее». И это им в голову ложится лучше, чем если бы я их умолял: «Старайтесь, ну что же вы, ну давайте, пожалуйста!» Не надо стараться, сделай все поэтапно, и этого достаточно, это будет хорошо!

Люди, конечно, бывают разные. А задача руководителя какая? Направить их в том векторе, чтобы человек максимально принес пользу предприятию и учредителям. Но разговор с ним не с этого начинать-то надо. Объяснять нужно, как он максимальную пользу может принести себе, своей девушке, своей маме — и когда ты делаешь этот шаг вместе с ним, он чувствует свою выгоду. А твоя — она остается за кулисами. Но если он поймет свою, он и тебе эту выгоду принесет! При добром позитивном настрое люди и ко всему происходящему относятся позитивно. И этот настрой передается! Если ты как топ-менеджер отдаешь себе в этом отчет, то ты обязательно сделаешь так, чтобы и люди отдавали себе отчет в этом. Главное — объяснять ему честно, не держать их за ослиное стадо. Сегодня все знают, что такое чистые прозрачные отношения и это всем нравится!

Контроль за каждой цифрой


И, конечно, шеф — это и директор по закупкам, который контролирует каждую цену. Если ты занимаешься тем, что только получаешь товар, и тебе сегодня вырезку привезли по 350 рублей, а завтра — по 410, а тебе наплевать, поскольку, видите ли, тебя «устроило качество»,  то кто ты такой?..
60 рублей с килограмма, с двадцати — 1200, это значит, что кому-то зарплаты сегодня не видать! А вот когда ты контролируешь каждую цифру, сажаешь себе в голову, что этот товар меня устроит именно по такой цене, поскольку у продукта тогда будет именно такая себестоимость,  то ты становишься настоящим шефом. Потому что можно ведь делать все, что угодно,  но еще же и зарплату надо платить, аренду платить, да и прибыль какую-то учредители хотят видеть. Они через полгода тебе скажут: «Все вкусно, все вроде бы нормально, а за закупкой товара-то кто следит?» И шеф-повару укажут на дверь. А он не делает выводов! Он не понимает: да что это такое, ерунда какая — я, что ли, этим должен заниматься?.. Ты, конечно, а кто еще? Если, конечно, ты руководишь кухней.

И вот когда шеф по-настоящему складывается как личность, понимает, что такое себестоимость, что такое вкус, общение с персоналом — он делает следующий серьезный шаг: делает свое меню — свою работу — технологичным. И это  симбиоз того, чему он научился. Тогда его меню будет полностью удовлетворять всех. Учредителей — по себестоимости, гостя — по подаче и вкусу и, конечно же, будет доставлять удовольствие поварам при готовке. Когда официант выносит блюдо и знает, что гость его съест с удовольствием, повар делает последнюю выкладку и капает соус, чувствуя, что сейчас на мойку придет чистая тарелка,  тогда всем хорошо! И шеф об этом позаботился. Он сказал: «Это так, так и так. Это здесь, здесь и здесь. И никак иначе!» Будут какие-то предложения — скажи: мы поменяем. А пока нет никаких предложений — делай так, как я говорю. И все! Тогда профессия начинает доставлять уже кайф! Ты начинаешь исследовать, что же людям нужно, начинаешь доводить блюда до совершенства.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Я твёрдо уверен, что ресторан на вечное пользование в центре города обязан отвечать нескольким параметрам для успеха....

Вы не поверите, но сейчас я угадаю, чем заканчиваются все разговоры на любом производстве о системе сертификации и бе...

Доставка существует в двух форматах: открытая специально исключительно доставлять еду из точки А в точку В и как увел...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх