Top.Mail.Ru

Олег Назаров: В клиентоориентированном сервисе мелочей не бывает

14 Марта 2011
Олег Назаров: В клиентоориентированном сервисе мелочей не бывает

Гостю должно быть легко и приятно


В ресторанах очень важна какая-либо театрализация — когда человек приходит, а вокруг него разворачивается некое действо. И в этом отношении хороши концептуальные заведения. Один из первых концептуальных ресторанов — «Белое солнце пустыни» того же Аркадия Новикова. Оно очень удачное и до сих пор хорошо работает.

Все любят этот фильм, гость пришел — и попал в него. Встречает его Петруха. Официантки там — Зульфия, Зухра, Лейла, Гюльчатай. Протекает ручей. Лежит ящик с динамитом, на котором, в свою очередь, лежит аксакал. Гость открывает меню, а там: «Досточтимая Катерина Матвеевна… и так далее». Отношение к фильму сразу же переносится на ресторан. Это работает!

Я всегда настороженно относился к дизайнерскому полету мысли, справедливо считая, что он может унести заведение в далекую и от гостя, и вообще от реальной жизни даль, но в каждом правиле свои исключения. И в ресторане таким исключением является туалет: это единственное место, в отношении которого дизайнеру можно сказать: «Придумывай, пробуй, твори!»

Поэтому создать атмосферу — это сделать множество этаких маленьких приятностей, которые заставят людей улыбнуться, хорошо себя почувствовать. Я всегда настороженно относился к дизайнерскому полету мысли, справедливо считая, что он может унести заведение в далекую и от гостя, и вообще от реальной жизни даль, но в каждом правиле свои исключения. И в ресторане таким исключением является туалет: это единственное место, в отношении которого дизайнеру можно сказать: «Придумывай, пробуй, твори! Сделай что-нибудь смешное». Хороший интерьер на самом деле способен привлечь к месту постоянную клиентуру. Понятно, что человек не ходит в ресторан, чтобы зайти там в туалет. Но он всегда придет, что-то закажет и пойдет туда хотя бы для того, чтобы помыть руки. И от того, какое впечатление он получит в туалете, будет зависеть его дальнейший настрой. Если ему понравится в туалете — ему и дальше в этом заведении будет нравиться, если же что-то покажется неприятным — никакое прекрасное меню это впечатление не сгладит.

Вообще, в ресторанном бизнесе именно мелочам (которых, как известно, здесь нет) нужно уделять особое внимание. Помню, в Москве открылся ресторан еврейской кухни. И мы с заказчиком-евреем туда зашли. На входе нас спрашивают: «Вы на голову кипы возьмете?» Мы: «Да, конечно, давайте, давайте!» Надели эти кипы, сидим, принесли меню, заказываем блюда. Я пошел в туалет помыть руки. И вижу: стоит большой унитаз, взрослый, а рядом — маленький, детский! И это было так трогательно, что я вернулся и говорю: «Сеня, ты пойди, посмотри, как там ваши отличились!» «О-о! — говорит он. — Наши — они такие!»

Наш ресторанный бизнес жестокий, и если в других странах наценка в 100-150% дает возможность заведению процветать, нам нужно делать 300-350-400%. Но самая большая ошибка, которую может сделать владелец заведения, — это открыть новый ресторан, где цены не ниже, чем у конкурентов.

Однако кончилось все катастрофой. Нам принесли счет, и вот каждая эта бумажная кипа стоила 10 долларов. Когда Сеня это увидел, он так орал. «У нас, — кричал он, — в синагоге эти кипы бесплатно раздают. Это не евреи, это жиды какие-то! Не плати, сюда мы больше ни ногой!»

И вот, я до сих пор помню эти кипы и туалет. В Москве был бар, располагавшийся на 27 этаже на Кутузовском проспекте. Дорогое место, пафосное, все в стекле! Ты приходил в мужской туалет, где писсуар крепился к стене. А стена стеклянная! И ты начинаешь, извините, писать, свысока оглядывая Москву. Подъем — невообразимый! И ты выходишь просто-таки обновленный. И тебя тянет в этот бар вернуться… Вот она — цена мелочи!..

Открывайте ресторан на пределе возможностей — с минимальными ценами


Цены — это главная вещь, которая чаще всего убивает рестораны. Понятно, что хозяин хочет заработать побольше, а клиент — заплатить поменьше. И есть некий предел, когда гость платит — и не чувствует себя оскорбленным.

Конечно, наш ресторанный бизнес жестокий, и если в других странах наценка в 100-150% дает возможность заведению процветать, нам нужно делать 300-350-400%. Но самая большая ошибка, которую может сделать владелец заведения, — это открыть новый ресторан, где цены не ниже, чем у конкурентов.

Обычно бывает так. Хозяева проведут маркетинговые исследования, посмотрят, сколько и какие блюда стоят у конкурентов, и решат: у нас же не хуже! Значит — должно быть не ниже. Это и есть самая большая ошибка. Потому что у тех уже есть своя сложившаяся клиентура, есть какие-то свои фишки. У вас уникального торгового предложения пока еще нет — вы его только формируете. И чтобы как-то привлечь к себе внимание, у вас есть единственная возможность — сделать цены ниже.

Да, постоянно жить с низкими ценами нельзя. Но начинать надо всегда на пределе! Если вы изначально делаете цены высокими, они оскорбляют публику («За что я им столько денег отвалил? Все так же, как и везде!»), и она к вам не пойдет. Более того — не пойдет, даже если вы через месяц поймете, что дорого, и начнете цены снижать: поздно!

Поэтому открывать ресторан надо на пределе возможностей, а потом — потихоньку повышать. Ни в коем случае не резко! Если это сделать резко, гость сразу решит, что его «надувают», и опять-таки, больше к вам не придет. Считается, что нормальное повышение — 3-4% в месяц: человек его, конечно же, замечает, но смиряется, понимая, что «все дорожает».

Гость любит низкий женский голос


Огромную часть прибыли рестораторы недополучают из-за того, что не знают такого понятия как клиентоориентированный сервис. А это сегодня особенно важно! Что же это такое?

С гостем необходимо повести себя так, чтобы он почувствовал, что он для вас — буквально все. Причем этим заниматься должны сотрудники абсолютно всех уровней. Считается, что 15% посетителей ресторан теряет с самого начала — из-за того, что с потенциальным гостем плохо поговорили по телефону. Наши люди сегодня, когда узнают о ресторане, чаще всего начинают туда звонить, чтобы узнать, есть ли парковка, будет ли музыка, сколько в среднем стоит ужин, можно ли заказать столик. И 15% после звонка не приходят в ресторан именно из-за того, что остаются недовольны разговором.

Прежде всего раздражать начинает то, что оператор поздно берет трубку. Есть конкретное правило: человек в режиме ожидания нормально воспринимает три гудка. На четвертом у него возникает раздражение. Далее: ответить ему должна женщина. Мужской голос не любят! Гость любит низкий женский голос — это внушает доверие. Никакого «эканья», «оканья» быть не должно: это означает «понаехавшие» — и пусть они там сами по себе работают.

С гостем необходимо повести себя так, чтобы он почувствовал, что он для вас — буквально все. Причем этим заниматься должны сотрудники абсолютно всех уровней. Считается, что 15% посетителей ресторан теряет с самого начала — из-за того, что с потенциальным гостем плохо поговорили по телефону. Наши люди сегодня, когда узнают о ресторане, чаще всего начинают туда звонить, чтобы узнать, есть ли парковка, будет ли музыка, сколько в среднем стоит ужин, можно ли заказать столик. И 15% после звонка не приходят в ресторан именно из-за того, что остаются недовольны разговором.

Разговаривая с гостем по телефону, сотрудник всегда должен улыбаться. На этот счет проводились специальные исследования: человек чувствует, что собеседник ему улыбается.

В вашем ресторане никогда не должно произойти ситуации, которая однажды произошла со мной. Я решил отметить в одном из ресторанов свой юбилей. Звоню: «У меня юбилей, я хочу отметить его в вашем ресторане» и так далее. «Да, — говорит мне хостес, — отлично. Единственное — эти вопросы у нас решает менеджер. Сейчас я Вас с ним соединю». Жду. Трубку берет менеджер, представляется, спрашивает: «Какой у Вас вопрос?» Я объясняю: «У меня юбилей, я хочу отметить его в вашем ресторане» и далее по списку. «Замечательно! Сколько человек?» Я все объясняю, мы решаем вопросы по музыке, по меню, доходит дело до алкоголя. Я говорю: «Могу ли я принести свой алкоголь, так как мне подарили хорошее вино?» Ответ: «Вы знаете, такие вопросы я не решаю, сейчас соединю с управляющим». Жду. «Да, — говорит управляющий, — какой у Вас вопрос, чем могу быть полезен?» Я отвечаю: «Ничем». Потому что в очередной раз повторять, что «у меня юбилей и я хочу отметить его в Вашем ресторане» желания у меня уже не было.

Надо всегда передавать вышестоящему лицу, с какой целью человек звонит — именно для того, чтобы его не напрягать в повторении одного и того же. Мелочь? Отнюдь! Это телефонный этикет, который, кажется, всем «и так ясен» и которым поэтому у нас частенько никто не занимается.

Особое внимание — парковщику и охраннику


Следом — парковка. Если запарковаться рядом с рестораном невозможно, посетителей минус 10%. Гость просто проезжает мимо, ища парковку, и очень часть останавливается около другого ресторана. Это статистика! Далее — парковщик должен быть вменяемым человеком.

Вновь случай из собственной практики: чистая потеря прибыли заведения! Мне очень хвалили один из московских ресторанов с итальянской кухней. И однажды еду по городу, обеденное время, смотрю — этот ресторан. Думаю: «Чудесно! Как раз зайду, посмотрю». Парковаться негде, я присматриваюсь: свободное местечко. Аккуратно заезжаю, выхожу, ко мне от дверей бежит дядька и кричит: «Куда Вы поставили? Отъезжайте!» Я говорю: «Успокойтесь, я в ресторан иду». «Ехайте отсюда, — говорит он. — Это место директора ресторана». Все! Как только он мне это сказал, я налился злобой и до сих пор, вспоминая это заведение, отговариваю всех туда ехать. Потому что если ресторан построен для его директора, а не для гостя, то пусть туда директор и ходит.

После парковщика внимание гостя переключается на швейцара, а иногда — на охранника. И, надо сказать, охранники — это зачастую просто беда ресторана. Потому что они, как правило, не подчиняются директору заведения. Это либо сотрудники частного охранного предприятия (ЧОП), либо милиции — по договору. И их ощущение совершенно четкое: безопасность отвечает за все и никто кажущийся им подозрительным не пройдет! Иногда они даже грозно спрашивают: «Вы куда?» — у меня бывало и такое. При этом воровство в ресторане зачастую не исчезает, потому что охранники могут быстро договориться с персоналом.

Поэтому некоторые рестораны, особенно небольшие, отказываются от охраны в принципе. Ибо всегда есть некая тревожная кнопка, которую нажал — и приехали люди в бронежилетах и с автоматами. Но конфликты такого масштаба в небольших ресторанах, согласитесь, бывают крайне редко. А локальный конфликт менеджер всегда может решить самостоятельно, причем, как показывает практика, менеджер-девушка решает его лучше, чем менеджер-мужчина: почему-то люди с девушками ведут себя более прилично и хамят гораздо реже.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлых номерах мы ...

Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлом номере мы г...

В прошлом номере мы начали разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями. В связи с этим ресторатор должен за...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх