В прошлом номере мы обсуждали некоторые тонкости внеплановой проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кто и что именно может проверять в ресторанах, помимо представителей Роспотребнадзора?
Прежде всего, кроме представителей Роспотребнадзора, ресторан имеют право проверять представители правоохранительной службы - милиции. Их задачей является обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (ст.2 Закона «О милиции»). Представители милиции имеют право выявлять на своих участках организации и лица, которые работают без регистрации, без специального разрешения (лицензии), а также тех, кто нарушает правила торговли. Для этого им дано право \"... при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, предпринимательскую и торговую деятельность:
- беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от подчинённости и форм собственности, в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства;
- проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества;
- изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции;
- опечатывать кассы и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей;
- проводить контрольные закупки, требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций;
- получать от их должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушений законодательства: приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения».
Ключевым обстоятельством, исходя из вышесказанного (ст.25 Закона «О милиции»), является наличие данных.
Значит, при проведении проверки руководитель заведения вправе в соответствии с законом, ВЕЖЛИВО спросить: какие такие данные повлекли данную проверку? Ведь сотрудника направляет начальник. И может оказаться, что никто его не направлял на проверку... Если следует ответ, что есть данные из анонимных источников, пусть руководитель не забудет внести это в заполняемый акт или протокол: данные, повлекшие эту проверку, получены, со слов милиционера, анонимно. Все дело в том, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах нарушений, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Милиция имеет право на осмотр в торговых, складских и служебных помещениях, и производится этот осмотр только в присутствии собственника имущества либо его представителей или уполномоченных лиц.
По возможным последствиям осмотр и обыск имеют существенные различия:
- после проведения осмотра составляется акт, на основании которого руководитель заведения (ресторатор) может быть привлечен к административной ответственности (как правило, штрафу);
- после проведения обыска составляется протокол, на основании которого могут привлечь не только к административной, а при наличии оснований - к уголовной ответственности.
Кстати, сотрудникам милиции разрешается при наличии оснований проводить обыск. И для этого им не требуется иметь ордер на обыск: они просто обязаны уведомить прокурора в течение 24-х часов с момента начала проведения обыска.
Сотрудники милиции имеют право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции - например, накладные, счета, приходные/расходные ордера и тому подобные документы. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты и прочее сотрудник милиции не имеет права. Однако проверить наличие этих документов он может. Но если проверяющий взял в руки документ, то это уже является изъятием и должно быть официально оформлено актом изъятия с указанием перечня изъятых документов и мотивов их изъятия.
Большой популярностью у проверяющих милиционеров пользуется проверка санитарных книжек. Происходит это потому, что велика вероятность обнаружения различных недочетов, как-то: отсутствие очередного осмотра (ежегодного, например); неправильно заполненная книжка; поддельная санитарная книжка.
И если в первых случаях санкцией является штраф, то в случае с поддельной книжкой милиционеры грозят уголовной ответственностью по ст.327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».
Но ведь, как правило, сотрудник приходит на работу с уже имеющейся санитарной книжкой. Поэтому утверждение виновности руководителя достаточно спорно. Кроме того, сотрудники милиции не имеют полномочий проверять наличие у предпринимателей санитарных книжек (а тем более - изымать их). Дело в том, что право проверки наличия этого документа не предоставлено сотрудникам милиции ни одним правовым актом: это право предоставлено исключительно органам Санэпиднадзора.
Сотрудник милиции имеет право проверить у продавцов наличие таких документов, как паспорта (удостоверения личности), свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты, тетради учета индивидуального предпринимателя, кассовый журнал, накладные счета и тому подобное. Он может, наконец, выявить лиц, работающих без регистрации.
Кроме того, сотрудники милиции имеют право проверять наличие документов - да. Но они не имеют полномочий давать правовую оценку таким документам, как сертификаты, тетради учета индивидуальных предпринимателей, санитарные книжки и прочее. Это означает, что выявленные нарушения по вышеперечисленным документам (кроме санитарных книжек) сотрудники милиции должны актировать и передавать акты в компетентные органы для принятия по этим фактам нарушений соответствующих мер.
Именно акты, а не сами документы: по сертификатам соответствия - в органы Госстандарта, по тетрадям учета индивидуальных предпринимателей - в соответствующие органы налоговой инспекции.
Сотрудники милиции вправе проверять ряд документов, но не вправе давать им
правовую оценку. Это относится к санитарным книжкам сотрудников. Право
проверки санитарных книжек предоставлено органам Санэпиднадзора. И если их
проверка выявит нарушения (например, подделку документа), то только тогда
правоохранительные органы вправе заниматься этим вопросом. Нарушения должны быть подтверждены соответствующими актами Санэпиднадзора. Поэтому, в случае проверки, уместно задать проверяющему вопрос, на основании какого правового документа он проверяет наличие санитарных книжек? Если конкретных данных о том, что они поддельные, нет, то и изымать их они не имеют права.
В процессе общения с милиционерами каждый ресторатор или руководитель заведения, конечно, должен быть предупредителен и вежлив, но пусть он не забывает о том, что и сами проверяющие обязаны соблюдать закон.
При проверках необходимо помнить: «Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда» (п.2 Ст. 55 Гражданско-процессуального кодекса). На это стоит обращать внимание, как и на законность требований проверяющего. Приостанавливать деятельность предприятия сотрудник имеет право тогда, когда его требования законны, когда он выступает как должностное лицо, направленное на конкретный объект по определенному адресу, когда состав правонарушений позволяет это сделать (например, в случае торговли без контрольно-кассовой машины или торговли запрещенными товарами).
Последствия обнаружения противоправных фактов предусмотрены Уголовным кодексом. Например, за незаконное предпринимательство фирме грозит штраф до 300 тысяч рублей. А для должностного лица штраф будет в размере заработной платы за период до 2 лет (п. 1 ст. 171 УК). Если гражданин производит, хранит или продает немаркированные товары, то помимо штрафа в размере до 200 тысяч рублей он рискует оказаться за решеткой на срок до 3 лет (ст. 171 УК), а за лжепредпринимательство - до 4 лет (ст. 173 УК).
В следующем номере мы более подробно расскажем о таком волнующем всех вопросе, как порядок содержания санитарных книжек.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...