Top.Mail.Ru

Леонид Гарбар: «Я не делаю двухлетние проекты»

01 Марта 2016
Леонид Гарбар:  «Я не делаю двухлетние проекты»

Петербургский ресторатор Леонид Гарбар с большим теплом относится к своему мясному заведению Stroganoff Steak House. Открывшись девять лет назад, этот ресторан сохраняет свою атмосферу и своё меню в первоначальном виде. Нет-нет, конечно, какие-то блюда поменялись, какие-то позиции расширились, какие-то ушли, но основа — стейки «Строганова» — осталась та же. А что касается атмосферы, то к Леониду Петровичу до сих пор порой подходит кто-то из гостей и начинает рассказывать, как он приезжает в Петербург раз в год, всегда заходит в «Строганофф» и всегда радуется, что здесь сохраняется тот же дух и те же стейки. «И даже официант ко мне подошёл тот же!» — удивляется гость. «Я не делаю двухлетние проекты!» — улыбается в ответ Гарбар.

Stroganoff Steak House открылся 10 мая 2007 года в самом центре Санкт-Петербурга в историческом здании, где до революции располагались казармы и конюшни Конногвардейского полка. Место одновременно элегантно и демократично. Использование в оформлении интерьеров натуральных материалов — дерева, кожи — придают стейк-хаусу атмосферу теплоты и гостеприимства. Стены украшают фотографии, на которых изображены сцены повседневной жизни в дореволюционной России.

Российское мясо доросло сегодня до вышесредней мраморности



— Леонид Петрович, как поживают сегодня мясные заведения?

— Мясо продолжают есть! — смеётся он. — И вообще — люди продолжают есть, невзирая ни на что. Да, количество корпоративов понизилось, но зато повысилось количество туристов — это самый свежий, январский показатель первой декады.

— И никакого экономического спада, никакого кризиса?

— Конечно, спад чувствуется. Это и влияние кризиса, и возрастающая конкуренция на ресторанном рынке: тот средний класс, который приходил в том числе и к нам, переместился в более демократичные форматы, которых сейчас стало открываться больше. Ведь даже если заведение не мясное — не твой прямой конкурент, — какую-то часть гостей оно всё равно отвлекает на новизну.

— А с эмбарго на импортные продукты справились?

— По импортной составляющей в меню нас затрагивает прежде всего зелень — например, ромейн как составляющая «Цезаря», одного из самых популярных салатов, руккола, маш-салат. Мясо заместить смогли: мясопромышленные компании России в Брянске, Воронеже и других регионах, где выращивают бычков породы блэк ангус, наращивают сегодня не только объёмы, но и мраморность мяса. То есть российское мясо постепенно доросло до вышесредней мраморности — до прайма, высшей категории в американской системе мраморности. Эта категория является наиболее мраморной и, соответственно, более сочной, более мягкой и привычной для нашего основного покупателя. Также есть очень неплохая казахская белоголовая порода, выведенная в России и Казахстане в первой половине ХХ века путём воспроизводительного скрещивания казахских и калмыцких коров с быками герефордской породы.

Российское мясо сегодня доросло до вышесредней мраморности — до прайма, высшей категории в американской системе мраморности. Эта категория является наиболее мраморной и, соответственно, более сочной, более мягкой и привычной для основного покупателя мясных заведений.

 

Введение японской системы администрирования в далёком русском селении принесло зримые результаты



— Значит, наши производители говядины научились правильно выращивать бычков мясных пород?

— Мясопроизводство требует постоянства: в данном случае важно учиться соблюдению стандартов и ни в коем случае не допускать самодеятельности. Если ты должен положить бычкам в определённое время определённое количество кукурузы и определённое количество силоса, то должен положить их именно в это время и именно столько, и никак иначе. Я был на ферме в Брянской области, где выращивают таких бычков, и это впечатляет и воодушевляет. Даже так: Впечатляет и Воодушевляет — с заглавных букв. Потому что ты начинаешь верить в то, что всё происходит правильно, — а мы ездили смотреть на все этапы производства. На ферме порядка 7–8 тысяч голов — телята абердин-ангусской породы на свободном выпасе. (В скобках замечу, что эти телята весят под 300 кг.) Для производства мраморной говядины действительно нужны только бычки, поэтому их отделяют от тёлочек, кастрируют и готовят к дальнейшему откорму. Огромная ферма, где работают 22 человека. Порядок безукоризненный: фермер Петрович — глава производства — сумел обеспечить полный порядок.

— Я помню бесхозяйственность советских колхозов — работала пару лет в деревне после вуза…

— Примерно это мы и ожидали увидеть. Ничего подобного! Я спросил Петровича — простого работящего деревенского мужика из этого же селения, — как ему удалось добиться такой культуры производства? Он рассказал, что раз он сам из этой же местности, то знает жителей, и когда подбирал сотрудников, исходил из этого знания: «не брал пьющих, не брал лентяев». Другими словами — каков поп, таков и приход. Кстати, работают они по кайдзену, причём кайдзену не в виде каких-то формальных плакатов, вывешенных центральным офисом, а кайдзену в голове: они знают его принципы, его философию и полностью её разделяют. Это и показалось самым поразительным: введение японской системы администрирования в далёком русском селении принесло зримые результаты.

— Например, какие?

— Например, разделение пищевых добавок в корм по конкретным цветовым зонам. И эта система работает не только в головном офисе, но и на участке механизации, и на участке кормов, и в ветлаборатории — везде.

Мясопроизводство требует постоянства: в данном случае важно учиться соблюдению стандартов и ни в коем случае не допускать самодеятельности. Я был на ферме, где выращивают мясных бычков, и это впечатляет и воодушевляет. Даже так: Впечатляет и Воодушевляет — с заглавных букв. Потому что ты начинаешь верить в то, что всё происходит правильно…
 

Главный секрет мясного производства — в соблюдении стандартов, которые выработаны веками



— Леонид Петрович, хорошо, бычки набирают вес, 300 килограмм и больше, а что дальше?

— А дальше их переводят на фидлот — откормочную площадку, где они продолжают набирать вес и мраморность. На этой площадке их уже 45 тысяч. Стандартная мировая практика предзабойного откорма бычков — 120 дней: за это время производитель получает мясо средней степени мраморности в зависимости от породы. Российских бычков начали откармливать со 120 дней, потом — 150, а сейчас переходят на 200 дней откорма.

— Это касается именно мраморного мяса?

— Это касается мясных пород. Мраморность — это просто дополнительное качество. То есть мы предлагаем гостю или мясо мясных пород высокой степени жирности (мраморное зернового откорма), или более постное — травяного. У нас была своя культура мясопроизводства: абердинских бычков — ангусов — разводили в России ещё до революции. Этим весьма успешно занимался князь Александр Григорьевич Щербатов: о его мясе в знаменитом трактире Тестова упоминал Гиляровский в «Москве и москвичах». Была и отечественная мясная порода — черкасская. Но потом наступили плохие времена, приведшие к голоду, и задачей государства стало просто накормить людей. Плюс — в войну вывозили в Германию не только людей, но и скот, и даже чернозём: представляете, насколько разорили страну? Её необходимо было поднимать. Поэтому мясные породы фактически полностью были вытеснены мясомолочными, которых массово разводили в послевоенное время.

— Насколько я знаю, мясные породы пытались возрождать. Мой папа, росший за Уралом, до сих пор иногда вспоминает, как к ним в село привезли из Канады герифордов и продавали населению. Даже поговорка сложилась: «Хочешь быть впереди — купи герифорда! Хочешь быть позади — не покупай герифорда»…

— Здесь самый главный секрет — в соблюдении тех правил, стандартов, которые выработаны веками. В очень жёстком соблюдении! Тогда будут достигнуты те же канадские, американские, австралийские результаты. Но это для русского оказывается сложным: мы, как выясняется, творческие натуры. Вот, японский кайдзен помогает.

Самый главный секрет мясного производства — в соблюдении тех правил, стандартов, которые выработаны веками. В очень жёстком соблюдении! Тогда будут достигнуты те же канадские, американские, австралийские результаты.
 

Сегодня нужно воспитывать культуру всего отечественного продуктового рынка



— Леонид Петрович, что представлено в меню Stroganoff Steak House помимо мяса?

— Салаты, рыба, морепродукты.

— То есть в мясном заведении всё равно нужно представлять рыбу?

— Конечно! Приходит семья: часто муж заказывает стейк, а жена — что-то более лёгкое. Или приходит компания: кто-то там вполне может не есть мяса. Поэтому у нас есть и рыба, и морепродукты, и птица: к примеру, фермерский цыплёнок-гриль без косточек. При этом мы всё равно остаёмся классическим стейк-хаусом: у нас 18 позиций мясных стейков, из них три — сухого вызревания; порядка 12 других мясных предложений, включая корейку ягнёнка, бефстроганов, телячью котлету на косточке, бургеры и колбаски; несколько рыбных стейков и даже краб-кейки из камчатского краба. На любой вкус, для любого гостя!

— Рыба тоже отечественная?

— У нас есть стейк из мурманского палтуса и ладожский судак на пару с паровыми овощами. Но это не по причине импортозамещения: мурманский палтус у нас был с самого начала. Только в первом меню, девять лет назад, наш палтус был около 900 грамм: мы его готовили целиком, и он помещался на нашу овальную тарелку. На этом стандарте мы продержались примерно полгода. Потом палтус начал «расти»: он приходил к нам всё большего, и большего, и большего размера — и полтора килограмма, и два… В тарелку помещаться, конечно же, перестал. Мы пробовали договориться с поставщиками, но нам чётко сказали: «Берите то, что есть, мы ничего менять не будем». Что ж, рестораторы гибче, чем поставщики, и из целикового палтуса мы перешли на стейки из него.

— То есть поставщики-производители не прислушиваются к пожеланиям рестораторов и, по сути, требованиям рынка…

— А это уже речь о нашей культуре производства, нашей этике бизнес-взаимоотношений. И это у нас касается каждой — любой! — категории продуктов! На уличном рынке в Латинском квартале Парижа вы можете увидеть белые грибы 8‑сантиметровой высоты один к одному: они как войсковое каре стоят, и повар покупает всё это войско и одинаково готовит — ему не нужно под каждый гриб подбирать соответствующую температуру. И это касается грибов! А, согласитесь, 100‑граммовый кусок мяса и 400‑граммовый, да ещё разной степени мраморности, надо тем более по-разному жарить — и по времени, и по температуре. И почему там, на французском рынке, предлагать стандартный продукт возможно, а у нас — нет? Это говорит именно о культуре производства, о желании или нежелании гордиться своим трудом и работать вдумчиво — подходить к тому, что ты делаешь, что производишь, с умом. Так что то, что сегодня делают фермеры-мясопроизводители в Брянской губернии, крайне ценно для воспитания культуры всего отечественного продуктового рынка. Но это длительный процесс…

Мы стараемся работать на обороте, как можно дольше удерживая цены на прежнем уровне, — и уже девять лет это получается. Надеюсь, в следующем году будет 10, потом 30 и, может быть, однажды — 230 лет… Я не делаю двухлетние проекты.
 

Не пытайтесь сделать модное: делайте вечное



— У вас много альтернативных стейков? Сейчас это считается модным направлением…

— Знаете, всемирно знаменитый режиссёр Паневежского драматического театра Юозас Мильтинис говорил своим ученикам: «Не пытайтесь сделать модное: делайте вечное». В какой-то степени эту фразу можно отнести и к ресторанам, где нужно готовить вечно вкусное. Потому что модные тенденции, к сожалению, пропадают вместе с гостями и ресторанами, а остаётся-то всё равно классика. Хотя я, наверное, в какой-то степени консерватор. Когда мы открыли ресторан, у нас было всего три стейка. За девять лет к трём основным отрубам — «Рибай» (стейк из рёберной части говядины), «Нью-Йорк» (из поясничной части мраморной говядины) и филе-миньон (центральная часть говяжьей вырезки) — у нас добавились стейки «Шатобриан» (головная часть говяжьей вырезки), «Фланк» и «Скёрт» (стейки из брюшной части мраморной говядины), «Денвер» (из шейной части мраморной говядины), «Топ Блейд» (из лопаточной части мраморной говядины) и прочие. В какой-то степени они являются альтернативой, если за неё принимать более точное указание отруба, из которого они готовятся. Плюс за это время появились стейки сухого вызревания.

— И всё это мясо русского происхождения?

— Три — новозеландского производства, остальные — русского: из Брянска и Воронежа (к моменту выхода номера стейки новозеландского производства были заменены на отечественные стейки — С. К.). Скоро у нас появится ещё и казахстанское предложение. Есть два предложения корейки ягнёнка — из Новой Зеландии и Исландии, и я бы с удовольствием добавил к ним русское, но завод в Хакасии пока ещё не построили, и хакасской баранины нет.

— Гости оценивают разнообразие меню?

— А как же! Но — разнообразие мясного меню: меню стейк-хауса! Ты приходишь в мясной ресторан: тебе интересно попробовать разные виды мяса из разных стран и местное производство. Что мы и предлагаем! И если раньше это был просто мясной раздел из трёх видов стейка и каре ягнёнка, то сегодня — мясная страница. За девять лет мы увеличили наше предложение в пять-шесть раз. Потому что мы — эксперты по мясу!

— Вам пришлось повышать цены в ресторане?

— Пришлось. Мы их подняли: это связано с повышением закупочных цен. Хотя мы стараемся работать на обороте, как можно дольше удерживая цены на прежнем уровне, — и уже девять лет это получается. Надеюсь, в следующем году будет 10, потом 30 и, может быть, однажды — 230 лет… Я не делаю двухлетние проекты.

Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх