Top.Mail.Ru

Сергей Кушнарев: «Образовывать гостя – задача сомелье»

01 Марта 2012
Сергей Кушнарев: «Образовывать гостя – задача сомелье»

До того, как стать сомелье в винном арт-ресторане «Божоле», Сергей Кушнарев работал в сети винных магазинов. Таким образом, это человек, не только знающий вино, но и умеющий его продавать. «Сомелье – это не просто знаток вин, это, в первую очередь, человек, который умеет и любит работать с людьми, - считает Сергей. – Гости ведь далеко не всегда знают, чего они хотят – они приходят за мечтой. И сомелье нужно понять эту мечту и постараться реализовать».

Из обычного ужина можно сделать познавательное шоу



- Сергей, как Вы считаете, что такое винное заведение в России?

- В настоящее время, я считаю, концепция винного заведения должна включать в себя и ресторан, и винный бар. Потому что винные рестораны в Европе чаще всего просто предлагают расширенный ассортимент вин, а в России гостям нужно побольше свободы – много вин по бокалам, ассортимент закусок в меню, то есть чтобы уделялось большое внимание как вину, так и еде; но при этом можно было бы зайти в заведение и просто попить вина, не обязательно за ужином или за обедом. Люди действительно начали интересоваться вином, и если у нас изначально вино отталкивалось от кухни, то сейчас часто кухня отталкивается от вина: гости приходят, заказывают бутылочку, предположим, Мерсо и просят, чтобы им принесли соответствующие закуски.

- Неужели наши гости уже настолько грамотны в выборе вин и закусок?

- Многие достаточно грамотны. Но важно понимать, что винный ресторан действительно должен иметь еще и образовательные цели, так как у нас эта культура начала развиваться совсем недавно. Винная карта сегодня следует и за модой рынка, и за предпочтениями гостей. Но что касается предпочтений – хорошо, если мы их сами непосредственно и создаем. А для этого гостей надо образовывать, хотя сейчас многие пробуют вина в Европе, а потом ищут здесь похожие позиции. Но часто еще встречаются и гости со старыми стереотипами: когда человек думает, что сухое вино – это обязательно «кислятина», а сладкое – это что-то приторное. Мы объясняем, что хотя в целом вина могут быть и с высокой кислотностью, и с высокой сладостью, как сухое, так и сладкое вино могут быть при этом очень сбалансированными. Людям нравится, когда ты ведешь с ними такой разговор, рассказываешь о возможных винных ароматах – кофе, например, - они интересуются, хотят попробовать.

- И они на самом деле почувствуют аромат кофе?

- Мне всегда было не по душе, когда на этикетках вкус описывается многослойно и не очень понятно людям, и я решил в своих объяснениях искренне передать ароматы, которые любой человек почувствует. И это в формате ресторана доступно и увлекательно – можно из ужина сделать даже некое познавательное шоу, у гостей поднимается настроение, и они этот ужин уже не забудут (и это вино, и, надо продолжить, этого сомелье – человека, давшего им конкретные знания, которые они унесли с собой).

Люди выбирают более понятные вина



- Сергей, какими винами в основном интересуются Ваши гости?

- Когда ресторан только открылся, мы предлагали по бокалам достаточно простые вина, понятные всем. Сегодня наша винная карта поменялась в сторону увеличения более качественных вин, предлагаемых по бокалам, - эти вина, мы замечаем, очень интересуют гостей. Иногда, если человек хочет выпить именно бокал вина, мы даже открываем более дорогую бутылку, чтобы он его попробовал, даже если такого предложения нет в винной карте: мы знаем, что за два-три дня это вино по бокалам уйдет.

- Есть ли какая-то «винная мода», которой подвержены европейские и наши рестораны?

- В Европе акцент идет на более понятные вина, которые не нужно разгадывать, и у нас тоже представлены многие из таких вин. Сейчас далеко не все согласны пить тонкие вина – иногда приходится даже предупреждать человека, делающего заказ, что вино нужно будет чуть разгадать, чтобы не было сразу же разочарования. Потому что можно выпить бокал – и поначалу ничего не почувствовать. Бывают даже такие вина, которые с виду просты, но зато через какое-то время после того, как их выпьешь, возникают удивительные эмоции – как будто сходил на концерт классической музыки, например. В то же время сейчас в Европе увеличивается интерес к местным терруарным винам, потому что международные сорта есть везде, а людям хочется вернуться к истокам – попробовать полузабытые сорта вин, которые представляют конкретные регионы винодельческих стран. Например, итальянские сорта Пекорино, Вердикио, немецкий Сильванер – это вовсе не экзотика, а просто давно забытое старое.

- Но ведь наши гости далеко не все знают эти вина.

- Да, с иностранными гостями работать в этом плане намного проще – они их знают и выбирают те, что попроще, - аперитивы или игристые, - поскольку сложные вина они с большим удовольствием выпьют дома. Наши же больше любят Кларет, Божоле – мы представляем большую линейку этого вина. Во всем мире этот французский регион знают как поставщик молодых вин Божоле Нуво, хотя там производят и качественные вина серьезной выдержки. Мы их, несомненно, также предлагаем в ресторане и считаем, что поднялись в развитии своего заведения еще на одну ступеньку, потому что добились того, что наши гости сегодня спрашивают у нас Божоле, не имея в виду Нуво. А постоянные гости даже знают, какие из этих вин нужно декантировать, а какие нет. Кроме того, у нас появилась такая довольно редкая позиция, как белое Божоле, и оно стало теперь самым популярным по бокалам.

Карта вин и меню строится на контрасте



- Выходит, как Вы замечаете, люди всерьез заинтересовались вином?..

- Сегодня в этом отношении дела обстоят намного лучше, чем несколько лет назад. Люди приходят просто выпить вино, попробовать какой-то интересный сложный сорт – вина Божоле, кстати, тоже относятся к сложным. Иногда даже заходят, чтобы купить бутылку с собой.

- Сергей, а как соотнести карту вин и меню?

- Сейчас карта вин и меню строится на контрасте. Чем сложнее вино, тем проще еда. И наоборот – чем сложнее блюдо, тем проще должно быть вино. К красной рыбе можно подобрать красное вино, но к белой рыбе все же лучше подбирать белые. Но, хочу заметить, в отношении сочетаний российские гости не очень задумываются. Их больше интересуют позиции по отдельности – вино и еда, а чтобы все вместе – это уже надо объяснять сомелье или официанту. Объяснения воспринимаются с интересом и иногда с удивлением. Словом, работы в этом направлении по-прежнему еще очень много, и она интересная!

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх