Top.Mail.Ru

Схожесть торговых знаков может быть нарушением закона. А может и не быть

27 Февраля 2012
Схожесть торговых знаков может быть нарушением закона. А может и не быть

Интеллектуальная собственность в России пока еще не особенно воспринимается как собственность, но закон, ее защищающий, есть и вроде работает. Сразу два спора, касающихся прав на интеллектуальную собственность, а именно – скопированный товарный знак или похожий логотип, - произошли на ресторанном рынке России.

Один из них – между двумя волгоградскими компаниями и сетью кофеен «Кофе Хауз» - уже рассмотрен арбитражным судом Волгоградской области. Он был не слишком сложен для суда в качестве определения нарушения прав на интеллектуальную собственность. ООО «Гармония» и ООО «Ностальгия» попросту незаконно использовали товарный знак «Кофе Хауз». Суд им это делать запретил. Кроме того, в пользу ООО «Кофе Хаус. Эспрессо и Капучино Бар» (Москва) за нарушение его исключительных прав на товарный знак с ответчиков взыскана компенсация – по 100 тысяч рублей с каждого.

Надо сказать, что ответчики не оспаривали факта копирования знака, но ссылались на то, что «вывеска была изготовлена дизайнером, и они не знали, что истцом зарегистрирован товарный знак «Кофе Хауз».

Разрешение второго спора за право обладание интеллектуальной собственностью не так очевидно. Иск в суд планирует подать петербургская сеть магазинов бытовой техники и электроники «Техношок». Ее сотрудники обратили внимание, что логотип недавно появившейся в Петербурге компании ООО «Сушишоп» очень похож на логотип сети.

Сеть «Сушишоп» начала развиваться в городе в марте 2011 года, сейчас она насчитывает 14 точек. Компания работает в формате магазинов, где можно купить ингредиенты для приготовления суши, или же готовые суши. Две точки работают как полноценные кафе, но особенно приветствуются заказы на вынос.

Из-за действительного сходства логотипов в «Техношоке» опасаются, что у потребителей могут возникать ассоциации с компанией, продающей суши, отмечая при этом, что коммерческое обозначение не должно вводить потребителя в заблуждение по поводу того, кому объект принадлежит. В свою очередь, руководство ООО «Сушишоп» убеждает, что, когда разрабатывался логотип, в компании не учли того, что он перекликается с логотипом «Техношока». По мнению экспертов, такая ситуация могла действительно получиться случайно (что, впрочем, говорит о том, что логотип «Сушишопа» делался на скорую руку).

Однако в данном случае есть еще одна юридическая тонкость, о которой, рассказывая о важности законодательного закрепления права собственности на товарные знаки (их регистрацию), мы писали ровно год назад в статье патентного поверенного и эксперта Академии Гостеприимства Дмитрия Новосельцева «Почему «Маккарри» выиграл дело в суде у «Макдоналдса» («РесторановедЪ» номер 1-2 за 2011 год).

Дело в том, что при регистрации ТЗ экспертиза определяет сходство до степени смешения, которое трактуется как 50-процентное совпадение. Это означает, что другим знак будет признан только в случае если он отличается от ранее зарегистрированного ТЗ более чем на 50%. Отличается ли логотип «Сушишопа» от логотипа «Техношока» более чем на 50%, судите сами.

Определять, конечно, это будет суд (если до него все же дойдет дело), но именно поэтому «Макдоналдс» (McDonalds) проиграл дело о префиксе малайзийскому ресторану индийской кухни «Маккарри» (McCurry). Спор разгорелся из-за приставки «Мак» (Mc). «Макдоналдс» не захотел делить две буквы с местным рестораном. Суд отклонил иск корпорации, в котором она пыталась обжаловать принятое ранее решение о присуждении права на обладание префиксом «Мак» малайзийскому ресторану «Маккарри». Главный судья Арфин Закарии счел доводы «Макдоналдса» недостаточными. После 8-летней борьбы Верховный суд Малайзии вынес решение: у американского фаст-фуда нет эксклюзивного права на приставку «Мак». За моральный ущерб корпорация должна была заплатить ресторану индийской кухни 2,9 тысячи долларов.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх