Top.Mail.Ru

Ржаной хлеб: великое достояние России

16 Декабря 2013
Ржаной хлеб: великое достояние России

Хлеб всегда был одним из главных продуктов нашей страны и одним из наиболее часто заказываемых в заведениях общественного питания: мало кто из гостей не заказывает хлебную тарелку в ресторанах или не покупает ломтик хлеба в заведениях быстрого питания. Интерес к этому продукту мы видим и на примере того, что в последние несколько лет в ресторанах активно развивается такое направление как хлебопечение. И сегодня, когда, наконец, с высоких трибун открыто заговорили о необходимости развивать собственные продовольственные и продуктовые бренды, продвигать свои местные продукты, в Москве, в Торгово-промышленной палате России, прошла научно-практическая конференция «Наш хлеб», посвящённая продукту, который может стать настоящим российским брендом, — ржаному хлебу.

Продукт, конкурентов которому нет


— Испокон веков хлеб является важным продуктом питания, необходимым для жизни, — сказала Маргарита Попова, генеральный директор Ассоциации отраслевых союзов АПК, заместитель председателя Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса, открывая конференцию и передавая слова приветствия Виктора Семёнова, председателя Комитета. — Современные диетологи часто исключают его из рациона, заменяя другими, менее, как они считают, калорийными продуктами. Между тем ржаной хлеб — это мощный источник энергии, столь необходимой нам в современных реалиях.

Много красивых и правильных слов сказали о хлебе, вспомнили русские пословицы «Хлеб — всему голова», «Хлеб на стол, и стол — престол» и другие. Говорили о неизменно положительной роли хлеба в культурном и психологическом развитии человечества, о том, что именно этот продукт даёт уверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне. Но главное — хлеб является не просто национальным продуктом, а достоянием России.

— Наше российское хлебопечение уходит своими корнями в глубь веков, — говорит Анатолий Косован, директор ГОСНИИ хлебопекарной промышленности Россельхозакадемии, президент Российского союза пекарей. — Имеется письменное свидетельство, что пекарня Троице-Сергиевского монастыря в 16-м веке ежедневно выпекала хлеб для кормления 900 человек. Хлеб из монастырских пекарен отличался высоким качеством и пользовался большим спросом не только среди насельников обителей, но и продавался паломникам и жителям близлежащих поселений. Многие изделия тех времён были привязаны к местности их производства — например, калачи и сайки московские, смоленские крендели, валдайские баранки, калужский солодовый хлеб, псковские колобки. Какие названия! Однако главным достоянием России является ржаной хлеб, равного которому нет нигде.


Хлеб и хлебобулочные изделия дореволюционной России были привязаны к местности их производства: калачи и сайки московские, смоленские крендели, валдайские баранки, калужский солодовый хлеб, псковские колобки. Однако главным достоянием России по-прежнему является ржаной хлеб. И именно этот продукт может сегодня стать брендом международного уровня!


Оригинальные технологии хлебопечения прошедших веков стали тем классическим инструментарием, опираясь на который российские учёные-специалисты сформировали фундаментальные принципы современной науки о хлебе и создали уникальные технологические системы для выработки хлеба с высокими потребительскими свойствами.

В последнее время и рестораторы, и гости ресторанов активно заговорили о качестве продукции, качестве продукта. И это совпадает с той государственной задачей поиска национального продукта — национального бренда, который может стать показателем возрождения самобытности нации.

Пирамида здорового питания зиждется на хлебе и хлебобулочных изделиях


— От качества хлеба зависит здоровье настоящего и будущих поколений, — сказал один из организаторов конференции иеромонах Феогност, келарь Свято-Данилова монастыря. — И наша общая задача — сохранить традиционные рецепты, противостоя всем заблуждениям, сложившимся в обществе по отношению к хлебу. На мой взгляд, чисто утилитарный подход к этой проблеме упускает из виду нечто очень существенное. Сегодня мы повсеместно наблюдаем чёрствость и безответственность в поведении людей, хищническое отношение к природным ресурсам. Многие ощущают на себе недоброе дыхание кризисных процессов. Нас долгие годы уверяли, что главное в любой хозяйственной отрасли — это капитал, средства производства, теории и технологии. Однако развивающийся кризис опроверг эти постулаты. Главное в производстве — человек: от его ума, от его души, от его нравственного состояния зависит настоящее и будущее мировой хозяйственной системы. Хозяйственная отраслевая система, построенная только на стремлении к наживе, на равнодушии к судьбе человека, на пренебрежении к нравственным нормам, лишена устойчивости и может рухнуть в любой момент.

Мы видим, как закрываются заведения общественного питания, открытые наспех, с расчётом быстро «отбиться», не учитывая потребности населения и не предоставляя ему качественную продукцию. И видим, как развиваются рестораны и ресторанные сети, чьи лидеры говорят, что наступило время думать не только о себе, но и о людях — о гостях, о персонале. Конечно, не всё так просто в этой жизни, но примечательна тенденция: увлечённые своим делом, успешно развивающиеся предприятия общественного питания сегодня, как правило, задумываются о собственной выпечке. Мы уже писали об этой тенденции в уходящем году и наверняка будем вспоминать о ней в следующем.

Кроме того, сегодня, как мы не раз отмечали в наших журналах, растёт интерес населения к здоровому питанию, а хлеб, вопреки мнению модных диетологов, оказывается одним из самых актуальных для этого продуктов.

— Хлеб — это уникальный продукт, который не приедается никогда, какую бы изысканную пищу ни пробовал человек, — отмечает Виктор Тутельян, академик РАМН, директор НИИ питания РАМН. — По самым последним данным, с точки зрения рационального, оптимального питания хлеб и хлебобулочные изделия — это база, на которой зиждется пирамида здорового питания, а значит, и здоровье нации. И самое важное, что хлеб — тот продукт, который удобно сделать обогащённым, насыщенным полезными веществами — витаминами, минеральными веществами, микроэлементами, — которые человек должен получать в своём рационе.

И это лишний раз показывает важность миссии ресторанных шеф-поваров и хлебопёков, думающих о расширении ассортимента своей продукции не только для гостей заведений, но и для населения, которое получает возможность приобретать такую продукцию для дома.

Интерес к хлебу и хлебопечению растёт


Наконец, в отношении хлеба есть ещё одно направление, которое шеф-повара, кондитеры и хлебопёки заведений общественного питания имеют возможность аккуратно подхватить — выпуск полезного хлеба небольшого размера. Дело в том, что из общего годового объёма производства хлеба в Российской Федерации, который, по разным данным, составляет сегодня 7–9 млн. тонн, на самый полезный — ржаной хлеб — приходится порядка 30%.

— И в этом отношении мы — ржаная, хлебная держава! — уступаем Белоруссии, Прибалтике, Дании, — говорит Анатолий Косован. — А впереди планеты всей по потреблению ржаного хлеба — наш маленький, но очень умный сосед Финляндия. Там воспитание по потреблению этого хлеба начинается с детских садиков, младших классов школы. И если наши дети жуют шоколадки и сладкие булочки, то финские дети — различные ржаные изделия, произведённые для детского питания. Вот откуда начинается здоровье нации и формируется демографическая ситуация.

Интерес к хлебу, к хлебопечению сегодня растёт, и тому доказательство — и прошедшая конференция, которая уже была названа незаурядным событием в Российской Федерации, и увеличение количества заведений с собственным хлебопекарным цехом.

Конференция «Наш Хлеб» прошла по инициативе Свято-Данилова мужского монастыря и «Центра Возрождения Традиций» при поддержке Департамента регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза РФ, Комитета ТПП РФ по развитию АПК, ГОСНИИ хлебопекарной промышленности РАСХН, научно-экспертного совета при Комитете по аграрным вопросам Госдумы РФ, Ассоциации отраслевых союзов АПК, Института Питания РАМН и Российского Союза пекарей.

— Это очень важное звено в ряду наших мероприятий, и мы придаём очень большое значение её результатам, — сказала, подводя итог, Анна Карпинович, президент НП «Центр Возрождения Традиций». — Все участники конференции прекрасно понимают основополагающее значение полезного хлеба для здоровья россиян. Но нужны и конкретные действия по объединению усилий всех заинтересованных сторон, чем и будет заниматься «Центр Возрождения Традиций». Наша культурно-гастрономическая программа «Возрождаем традиции», включающая в себя конференции, мастер-классы и общественные обсуждения, стартовала два года назад, в сентябре 2011 года. Инициатором этой программы выступил патриарший Свято-Данилов мужской монастырь, прилагающий большие усилия по сохранению и воссозданию национальных культурных традиций, а также традиций гастрономических как неотъемлемой части культурного наследия любой нации. Цель программы — восстановить и популяризировать продукты и блюда русской кухни в свете православных традиций. Конференция «Наш Хлеб» — в ряду этих мероприятий, и мы придаём очень большое значение её результатам. Ведь мы с вами прекрасно понимаем основополагающее значение полезного хлеба для здоровья россиян. Мы все хотим видеть Россию богатой, а россиян — здоровыми духовно и физически!

В основании пирамиды здорового питания лежат хлеб, злаки, макаронные изделия и рис, содержащие белок, пищевые волокна и минералы: этих продуктов рекомендовано употреблять в день по 6–11 порций. Следующие по значимости — овощи и фрукты (пищевые волокна, витамины А и С, фолиевая кислота, калий, железо): рекомендуемое количество — 2–5 и более порций. Третьи по значимости — молочные продукты, мясо, птица, рыба, орехи и бобовые: 2–3 порции в день. На вершине пирамиды располагаются жиры, сладкое, солёное и алкоголь: эти продукты рекомендовано употреблять редко из-за их низкой питательной стоимости.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх