Top.Mail.Ru

Эрве Ле Бай: «Система управления персоналом в России более жесткая, чем в Европе»

28 Декабря 2011
Эрве Ле Бай: «Система управления персоналом в России более жесткая, чем в Европе»

Француз Эрве Ле Бай (Herve Le Bail), топ-менеджер ресторанного и гостиничного бизнеса, в России работает очень давно и Петербург считает своим городом. За 25 лет деятельности в этом бизнесе он отладил работу множества заведений.

Эрве Ле Бай имеет юридическое образование, прошел обучающий курс подготовки менеджеров ресторанного направления для гостиниц. Долгое время работал руководителем ресторанной службы европейских отелей бренда «Кемпински», организуя в том числе кейтеринговые мероприятия. После этого Эрве Ле Бай приехал организовывать работу ресторанной службы петербургского отеля «Европа» – так он впервые попал в Россию. Сегодня под началом Эрве Ле Бая, управляющего директора компании Eclair Catering Company (Elba-Group), находятся шесть заведений: рестораны европейской кухни «Беллини» и «Академия», авторской кухни «За сценой», русской «РесторанЪ» и банкетный зал «Манеж». На прошедшем в Петербурге конкурсе «Лучший по профессии – 2011» Эрве Ле Бай был председателем жюри поварской и кондитерской номинаций.

Мир меняется, но нам нужно свой маленький уголок держать в порядке



– Я учился во Франции, но мое образование было совершенно не связано с ресторанным бизнесом: я готовился стать юристом. А на каникулах, как многие мои однокурсники, работал официантом или барменом. Позже, уже после службы в армии, уехал в Лондон, где начал работать в гостинице одним из многочисленных помощников ресторанного менеджера. Зал для ужина в этой гостинице был одновременно и конференц-залом, и я готовил его к ужинам и конференциям - таскал стулья, столы, тяжелое оборудование. Месяца 2-3 я так работал, пока меня не заметил главный менеджер гостиницы. Он сказал: «У Вас высшее образование, а мы начинаем двухлетний обучающий курс подготовки менеджеров ресторанного направления для гостиниц. Нам нужны пять человек. Обучение будет проводиться в нескольких гостиницах в разных странах - пойдете?» Конечно! И следующие два года были для меня достаточно тяжелыми, ведь параллельно с учебой нужно было еще и работать. Времени больше ни на что не оставалось - ни на походы в кино, ни на какой-либо другой отдых, ни на любимую девушку. Два года спустя из пяти человек остались только двое, одним из которых был я. После обучения меня направили сразу же в лондонскую гостиницу на 500 номеров. Каждое утро - 200 завтраков, потом обедов, потом ужинов. Параллельно – обслуживание конференц-залов, словом - вся ресторанная служба.

– Какое же количество персонала работало сразу же под Вашим руководством?

– С персоналом была большая проблема. Потому что тогда, более 20 лет назад, под моим началом работали 22 человека с Филиппин, один - из Испании и четверо - из Бразилии. Они все говорили по-испански, а я - не очень. Мой английский язык был тогда уже хорош, но их, скажем так, - на крае адекватности. И руководить процессом было очень сложно. Но в итоге все получилось: когда я пришел туда, репутация отеля была ужасная, но постепенно она стала выправляться - возможно, и благодаря моей работе тоже. Так я и начал свою службу - ресторанным менеджером, менеджером банкетной службы. И понял, что это и есть та профессия, которой я хотел бы заниматься в жизни: конференции, банкеты, кейтеринг - это красиво, это мне нравится, это мое. Есть какое-то мероприятие - надо устраивать. Мы работали в Виндзоре: все по-английски, международная бригадная кухня, гости со всего мира - немцы, французы, англичане, шведы, итальянцы, испанцы.

– А персонал?

– И персонал. 20 лет назад у нас работали выходцы из Сербии, Болгарии, Польши. Потом пошла другая волна - поехали из Восточного блока, русскоязычные сотрудники, они тоже стали востребованы.

– В этом, наверное, и проблема с таким персоналом: английский они с трудом понимают, к чему у себя в разных странах привыкли и какое им управление требуется, неясно: Мы ведь тоже сталкиваемся сегодня с такими проблемами.
– Они везде, к сожалению. Наш мир меняется, и с этим ничего нельзя поделать. Нам надо просто держать в твердом порядке свой маленький уголок и уважать другие культуры. А это и есть самое сложное!

Чтобы приехать в Россию в годы перемен, надо было быть авантюристом


– Как же Вы к нам-то попали?

– Я работал в отелях бренда «Кемпински» и решил, что мне нужен новый опыт, новая жизнь - что-то новое. Мне говорят: «Есть для Вас должность в таком же отеле, называется «Европа», город - Санкт-Петербург». Я думаю: «Ну и хорошо! Флорида, курорт - замечательно!» То, что это Россия, мне даже в голову не пришло! (он смеется) Согласился, меня оформляют, показывают эскиз фасада гостиницы - вот тут я что-то заподозрил. «Что-то, - думаю, - на Флориду совсем не похоже!» «А где это?» - спрашиваю. «В Санкт-Петербурге». А где это? И тут мне и рассказали: Ленинград, мосты, Эрмитаж - Россия!.. А здесь как раз началась перестройка, переворот, по Москве идут танки, почти война! А я уже оформлен. «Ну ладно, - думаю, - я же авантюрист немного: еду!» Поехал. Зима. Темнота. Минус десять. Маленький аэропорт. Никто не встречает: человек опоздал: Где я?..

– Вы в России!

– Да! Пошел с чемоданом к такси и вдруг: «Ой, извините, я немного опоздал!» - приехал встречающий. Старая «Волга», сажусь, водитель курит – ужасный табак, все непонятно. И тут он включает магнитолу, а там - Джо Дассен поет! Я лет 20 не слышал Джо Дассена! Думаю - вот это да! Он еще жив, что ли? Потом понял: да, здесь он жив, и до сих пор еще жив! И так, с Джо Дассеном, мы доехали до гостиницы в конце концов.

– Поработав в «Европе», вернулись в Лондон?

– Нет, в Париж, в «Хилтон». Конференции, семинары, банкеты. Кейтеринговой службы в этой гостинице нет, и мы сами готовили обслуживание на выезде: брали напрокат оборудование, мебель, закупали продукты. А года через два мне снова предложили поехать в Россию - уже в Москву, в отель «Мариотт» на Тверской. Поехал, потом ушел в кейтеринговую службу компании Potel et Chabot, но хотел вернуться в Петербург. И меня перевели в петербургский филиал этой компании в должности коммерческого директора. Мы здесь также занимались кейтерингом.

– Этот проект был успешным?

– Очень успешным! Потому что в этом городе много дворцов, и множество иностранных граждан приезжают сюда на переговоры, на мероприятия, которые здесь можно очень красиво организовать. Мы и организовывали! Дело в том, что Potel et Chabot начал работать в России по принципу кейтеринга еще в 1986 году - до перестройки. Поэтому мы были первыми: тогда из-за рубежа сюда больше никто не пришел, потому что все боялись - гарантий-то никаких нет! А с конца 2004 года я работал в «Гранд Паласе» - у нас было несколько заведений: ресторан «Люмьер», бар, своя кейтеринговая служба. И уже оттуда я перешел в «Эльба-групп». Было это совсем недавно, менее года назад.

– Какие задачи перед Вами стояли?

– Немного изменить структуру этого предприятия, усовершенствовать и кейтеринговую службу, и ресторанную. Сейчас мы этим и занимаемся.

Нельзя полностью довериться вкусу шеф-повара



– Эрве, как я понимаю, поварского образования как такового у Вас нет?
– Нет! Но я очень люблю эту профессию и нас во время стажировки обучали ее азам. Кроме того, уже 25 лет я работаю рука об руку с шеф-поварами - с французами, англичанами, индусами, шведами, - у меня хороший кулинарный опыт! Я выступаю переводчиком между клиентом и кухней. Потому что шеф-повар очень часто не понимает, чего от него ждут. Он может приготовить блюда - более сладкие, более кислые, более острые, - но какие именно из них будут пользоваться спросом, он не знает. А я должен создать меню, которое будет продаваться.

– То есть Вы принимаете непосредственное участие в составлении меню?

– Это обязательное условие! По-другому никак не получится. Нельзя полностью довериться вкусу шеф-повара.

– Почему?

– Потому что он тоже человек! И может ошибаться.

– Но разве во Франции не говорят, что кухня - это повар? И разве там не идут на имя повара?

– А это зависит от репутации! Если повар - Ален Дюкасс, у него мировая известность, то да, на него пойдут. А если рядовой - это еще большой вопрос. Звезд очень мало - и во Франции, и в мире. К ним идут действительно прежде всего на имя. Но ведь в России люди не всегда ходят в ресторан поесть! И это очень важно понять. Есть те, кто приходит сюда решать деловые вопросы, просто посидеть с бокалом вина, чашкой кофе или пообщаться с друзьями. Есть деловые люди, есть студенты и есть тусовка, причем иногда эти понятия друг с другом смешиваются. Повар же готовит свои блюда, не учитывая этого фактора. А вот я как управляющий учитывать обязан! Во Франции отношение людей к ресторанам несколько иное: там другая культура еды, люди с детства приходят в ресторан исключительно обедать или ужинать, они привыкли к этому! Здесь такая привычка пока не выработалась. В дальнейшем это изменится, конечно, - уже сейчас растет поколение, которое по-другому относятся к ресторану, требует повышенного уровня сервиса.

За рубежом ресторанный бизнес сегодня не столь престижен, как было раньше



– Эрве, в Лондоне уровень сервиса высокий?

– Как Вам сказать: Я знаю несколько заведений, которые работают давным-давно, являются кумирами для всех остальных - да, там высокий. Сейчас там другая проблема. Сейчас английская публика смотрит на обслуживающий персонал без уважения. Раньше было несколько по-иному. Сейчас публика считает сферу обслуживания чем-то очень приземленным, даже низким.

– Возможно, потому, что в эту сферу приходят именно выходцы из развивающихся стран?

– Да, может быть, - потому что идут не свои. Последнюю волну эмиграции из Европы они называют «траш»: «Это траш!» (пренебрежительно) Но, в любом случае, сегодня ресторанный бизнес, к сожалению, не такой престижный, каким был раньше.

– А что происходит в России?

– Знаете, когда я вспоминаю 97-й год, те бригады, которые у меня были тогда, и смотрю на тех, кто у меня сейчас… Средний уровень образования был очень велик. У меня тогда работали врачи, переводчики. Сейчас, как и везде, - студенты. В России все идет по английскому варианту, а не по американскому. В Лондоне каждый специалист может сказать: «Я работал поваром, я работал официантом!» В Америке это смешно.

Рождение блюда - это внутренний процесс



– Эрве, Вы были председателем жюри номинаций «Лучший повар» и «Лучший Кондитер» конкурса «Лучший по Профессии – 2011». Каковы Ваши впечатления от наших поваров и кондитеров?

– Конкурс получился! Сейчас нужно идти дальше - расширять его, привлекать больше участников, - но то, что мы увидели, было очень хорошо! Те, кто пришли на конкурс в этом году, готовили блюда, которые известны. Но они сделали их по-своему, добавили в каждое блюдо что-то из своих наработок, своего опыта, своей души! И это не просто хорошо - это замечательно!

– Люди стали думать сами, стали сами пробовать что-то сделать…

– Да! Это то, что отличает месье Дюкасса от остальных поваров. У него блюда идут от сердца. Что я хочу сообщить клиентам? Что хочу им показать? Что рассказать? Блюда создаются головой и руками, но рождаются в душе, в сердце! Это внутренний процесс. Как оно будет выглядеть? Он рисует блюдо. А что у него будет здесь?.. А как оно будет подаваться? Все, процесс пошел! Понимаете? Шеф должен не только вкусно приготовить - ему нужно красиво подать! У человека, пришедшего в ресторан, включается все - глаз, нос, слух. Он видит красивое блюдо, чувствует волшебный аромат, слышит – «ш-ш-ш» - шипение гриля, - все, аппетит разыгрался, он хочет есть! Шеф-повар все предусмотрел - это замечательно!

– То есть наши повара начали это понимать?..

– Да, я думаю - да.

– А что посоветуете молодым?

– Учиться, используя для этого любую возможность! Учиться в колледже, набирать опыт на ресторанных кухнях, учиться у иностранных шеф-поваров. Но главное - эта профессия не должна быть работой. Кухня - это жизнь!
Мнение Эрве Ле Бая о том, как нужно работать с персоналом и как сегодня эта работа ведется в России, читайте здесь.

В Лондоне у меня была огромная служба. Но вот я приехал в одну из крупнейших гостиниц одного из крупнейшего города в России начала 90-х – и здесь у меня два помощника: метрдотель и помощник по кейтерингу - все! Мы втроем. (он улыбается) Ни одного официанта, ни одного бармена - нет бизнеса! Я был дежурным менеджером. И у нас были такие ситуации, когда никаких мероприятий нет, нет, и вдруг назавтра - ужин на 350 человек! А мы втроем. Дикий был тогда бизнес, конечно. Три года я здесь работал.
Шеф-повар очень часто видит меню только со стороны кухни и не может реально оценить, насколько то или иное блюдо будет потом продаваться. А я как управляющий обязан определить именно это. Поэтому важным условием в момент принятия моего решения руководства конкретным заведением является мое непосредственное участие в составлении меню.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
бренд-шеф ресторана Savoy
Вверх