Top.Mail.Ru

Корпоративная культура: теория и практика

Корпоративная культура: теория и практика

Корпоративная культура стала важным и неотъемлемым звеном для многих отечественных заведений общественного питания. Компании объединяют, «сковывают» свой персонал «одной цепью». В первую очередь это распространяется на модель поведения работников, которая включает их отношение к своей профессионально-трудовой деятельности, отношение к предприятию и функциональные и межличностные отношения между сотрудниками. Добавьте к этому принятую и отработанную систему лидерства, варианты и стили разрешения конфликтов, принятую символику и общие ценности — и вы получите корпоративную культуру, без которой все труднее представить себе современное заведение, особенно сетевое. Важнейшим же на повестке дня остается вопрос, насколько культура, выстроенная в том или ином заведении, действительно важна работнику, что эта культура дает непосредственно ему? И насколько представления о системе отношений на рабочем месте соотносятся у менеджеров и простых официантов? Для решения этого вопроса мы выбрали наиболее интересные на данный момент сети общественного питания и внесетевые ресторанные сети Санкт-Петербурга и опросили их представителей — как тех, что занимаются построением культуры внутри заведения, так и тех, чьи действия регулируются корпоративной системой.

Помогают ли танцы пройти тест на лояльность


Сеть кофеен «Кофе Хауз» выбрала для себя путь корпоративной культуры в 2000 году — наверное, раньше многих. Из-за стремительного расширения кофейням требовалось все большее и большее количество сотрудников. А так как линейный персонал, в основном, состоит из студентов, руководству пришлось принимать во внимание такой глобальный фактор, как «демографическая яма 90-х». То есть, тот, кто теоретически должен был прийти на работу в кофейни, попросту не родился! Поэтому для привлечения «оставшихся в живых» и укрепления отношений между персоналом и была развернута корпоративная политика. Слова Анны Шкуринской, менеджера по культуре сети «Кофе Хауз» однозначны:

— Сегодня моя практика включает в себя десятки мероприятий ежегодно, планирует которые отдел корпоративной политики каждые полгода. Мероприятия проще всего классифицировать на внешние и внутренние: к первым относятся благотворительные акции, а также все мероприятия, в которых участвуют работники «Кофе Хауз» в рамках муниципальных акций, спортивных встреч между командами разных сетей, танцевальных соревнований, организующихся частными школами танцев, и тому подобные. Во внутренних принимают участие, в основном, непосредственно работники кофеен и члены их семей.

Организацией всех мероприятий занимается отдел мотивации, который работает в Петербурге уже 3 года (поначалу все основывалось на опыте московских коллег). Два раза в год, в декабре и в июне, сотрудники заполняют анкеты из 38 вопросов, представляющие собой тест на лояльность. Если персоналу не на что жаловаться, но есть чем поделиться, тем более если в голове возникла какая-нибудь новая мысль, то для них существует «Банк Идей». Из них впоследствии формируются многие новые позиции в меню, рекламные компании, а также благотворительные акции. За удачные идеи сотрудники получают денежные премии.

Иногда «Кофе Хауз» проводит развлекательные мероприятия для своего персонала. Мы приняли участие в одном из них — танцевальном вечере. Его программа была составлена из танцевальных номеров, подготовленных сотрудниками совместно с танцевальной школой — партнером компании. Участники посетили 6 занятий в течение месяца, подготовив тематические номера. Конечно, соревновательный элемент присутствовал, но в итоге призы достались всем без исключения. Надо отметить, что обычно в таких мероприятиях гендерный баланс фактически отсутствует — девушки заинтересованы, на их плечи ложится основная работа, в то время как молодые люди предпочитают сидеть в сторонке. Однако в нашем случае принимали участие все — танцевали не только линейные сотрудники, но и работники офиса, бухгалтерии. Посещаемость корпоратива также была достаточно высокой — около 600 человек всех возрастов, были даже семьи с маленькими детьми.

В результате, статистика дает основание полагать, что корпоративная политика в «Кофе Хауз» проходит, в целом, достаточно успешно: все топ менеджеры компании — выходцы из линейного персонала, а те 10 сотрудников, открывавших 7 лет назад в Петербурге первую кофейню сети, до сих пор не поменяли место работы.

Однако нельзя не сказать, что корпоративная политика — это хорошо, дать людям возможность отдохнуть — это здорово. Но с удовольствием они будут ходить на такие мероприятия только в случае отлаженной основной работы. Корпоративная политика не может сгладить административные недоработки. Официант Елена, уже не работающая в заведениях сети, поделилась своим мнением о корпоративной политике и культуре сети «Кофе Хауз», а также об их практической стороне.

— Я проработала в «Кофе Хауз» год и хочу сказать, что чаще всего гости оставались довольны моей работой и я получала стабильные чаевые, — говорит Елена. — Видимо, работала я хорошо, но зато питания у меня не было, перерывов не было тоже, пока работаешь — разрываешься на четыре части. Платили мне мало, часто я оставалась без премии, зато требования к персоналу выдвигались просто космические. Кто придумал, что если ты мало продаешь определенный продукт, нужно писать объяснительную руководству? Меня ни разу не приглашали на корпоративные мероприятия, но, возможно, я исключение. Точно могу сказать, что анкетирование не обошло меня стороной. И смысла в нем, кроме формального, я до сих пор не вижу. Когда в ночную смену приходится работать одной (с уборщицей), а это значит: принимать заказы, готовить, относить, встречать новых гостей, принимать товар на склад, раскладывать все по полочкам, выставлять витрину, мыть бар и зал, а также чистить посуду и иногда проводить инвентаризацию (а я, между прочим, простой официант), — позиция управления должна, кажется, быть ясна. И после всего этого, когда я оставалась после работы иногда на два часа, чтобы передать смену, притом работая ночью в центре города без охранника и камер, корпоративная культура была последним, о чем я задумывалась. Она была и последним, что меня касалось.

Вечеринки для «Чайной ложки»


Сеть ресторанов быстрого питания «Чайная ложка» основана в 2001 году. В этой сети чайных корпоративная культура построена по несколько схожей схеме, в чем нас сумела убедить Александра, администратор одной из них.

— Вечеринки, так называемые «БлинDance», проводятся зимой и осенью, — рассказывает Александра. — В Новый год работники празднуют день компании, во время торжества происходит награждение лучших сотрудников в разных номинациях. Танцы — основная часть программы, ведь на все «БлинDance» приглашаются звезды-исполнители. Героями последнего праздника, к примеру, были знаменитые Братья Прадд. Как говорится, первая идея всегда верна — так случилось и с последним «БлинDance» 2010, когда мы решили построить шоу на десяти музыкальных стилях, десяти эмоциях, которые впоследствии разрослись до 12 основных стилей электронной и танцевальной музыки.

Последняя вечеринка освещалась корпоративным телевидением «БлинDance TV». Еще одно крупное корпоративное событие для «Чайной Ложки» прошло нынешним летом — Турнир по футболу среди сотрудников компании. В борьбе за кубок приняли участие 8 команд из офиса, фабрики и чайных — всего более 100 участников.

— В летнее время проводятся выезды управляющих на природу, устраиваются пикники и отдых на открытом воздухе, — говорит Александра. — За участие в конкурсах, соревнованиях, праздниках и акциях можно выиграть поездки в другие города, а также ценные призы от компании. «Чайная Ложка» реализует «Программу корпоративного MBA» по развитию управленческих навыков сотрудников компании и дает возможность сотрудникам чайных претендовать на позиции в офисах компании. Проект «Корпоративный MBA» реализуется совместно с факультетом менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Для участия в программе выбираются управляющие и старшие управляющие чайных, которые в свое время пришли в компанию на начальные позиции работников-универсалов, инструкторов и администраторов. «Чайная ложка» стремительно растет, развивается, и с этим в первую очередь связаны изменения в стратегии работы с персоналом. Важнейшей в подборе и мотивации кадров стала эмоциональная составляющая. Компания стремится привлекать в свои ряды ребят со схожими ценностями, взглядами, стремлениями, а главное — с оптимистическим настроем. В дирекции по стандартизации и управлению персоналом понимают, что для эффективной работы коллектив чайной должен быть одной командой, обладающей схожими ценностями и корпоративным духом.

Сотрудница Наталья обращает внимание на одну важную деталь, непосредственно касающуюся корпоративной культуры «Чайной Ложки»:

— Основная проблема на совместных праздниках в том, что работники чайных, как мне кажется, недолюбливают персонал из фабрики, где готовят тесто и начинки, — говорит она. — И недолюбливают из-за низкого качества продуктов, которые стыдно бывает продавать…

Ставка на униформу


О корпоративных отношениях сети ресторанов «Макдоналдс» в его пресс-службе нам не удалось узнать, но коротко о них нам рассказал Сергей, один из работников.

— В первую очередь корпоративная культура Макдоналдс — это узкие черные штаны и рубашка-униформа, а еще четкая система карьерного роста, — говорит он. — Сначала ты мальчик в клетчатой рубашке, потом — парень в голубой рубашке, потом — мужчина в белой рубашке. Рональд Макдоналд — это, несомненно, грант работы и американская мечта, но не для России. У нас существовуют определенные стандарты, которые необходимо соблюдать в вечном ожидании секретного посетителя (человек, занимающийся проверкой работы персонала, представляющийся клиентом). Они заключаются в том, что заказ нужно собрать ровно за 60 секунд. Сейчас это правило не соблюдается, но раньше на работе была особая динамика — успевать быстрее остальных кассиров. Особых ритуалов не предусмотрено, есть лишь обед с едой из «Макдоналдса». Что мне больше всего там не нравилось — это то, что я ни разу не видел, как выбирают и фотографируют работника месяца (может быть, просто потому, что не работал по выходным), и что пара менеджеров заставляла меня работать больше, чем надо.

А бывший инструктор по обучению Анатолий уточнил некоторые нюансы:

— Служебные романы у нас запрещены. Хотя все на это глаза, естественно, закрывают — лично мне об этом даже не сказали. Романов много, есть и свои Санта-Барбары. Флирт есть всегда, он помогает отвлечься от тяжелой работы. А вообще, я был в командировках в разных «Маках» — и атмосфера почти всегда дружная. Еще я до последнего любил посещать бесплатные дискотеки и до сих пор часто собираюсь с компанией старых работников. Сколько в среднем работают перед тем, как уволиться? Со мной устраивалось семь человек, пять из них ушли в первую же неделю, еще одна продержалась месяц. Один я остался. Бывают и те, кто годами работает так, что нельзя сказать точно.

Создание команды для борьбы за качество обслуживания


«BarAnka» — проект холдинга Ginza Project
— На мой взгляд, создание корпоративный культуры в организации — очень важный момент. Она помогает сплотить сотрудников всех каст в единое целое, помогает нам повысить качество услуг и поднимает боевой дух команды. В Baranka корпоративной культурой занимаюсь я и мои помощники — шеф-повар и менеджеры зала. Одно из главных мероприятий, проводимых в баре, — общее собрание всего коллектива. Эффективность его очевидна, это видно и по финансовым показателям. Конечно же, культура влияет и на наших сотрудников. Мало того, она влияет и на наших гостей, ведь атмосферу заведения создают именно персонал. Как я уже говорил, сотрудники начинают работать как муравьи — в команде! «Один в поле не воин» — очень подходящее выражение для нашей ситуации.

Конечно же, в «BarAnka» есть и система лидерства. Нет лидерства — нет корпоративной культуры. Никита Анищенко считает, что его бар в первую очередь славится своим справедливым отношением и готовностью поддержать друга.

Между корпоративом и премией сотрудники выберут премию


Как мы видим, в основном, ставку на корпоративную культуру делают крупные сетевые рестораны, которым приходится бороться за свой персонал фактически в прямом смысле этого слова. Текучесть кадров в сетях появляется из-за большой нагрузки и не всегда адекватных условий работы. Самым существенным фактором снижения мотивации является низкая зарплата. По идее руководства, нивелировать этот фактор, повышая лояльность сотрудников, призвана корпоративная политика.

Возможно, когда «все только начиналось» и общие яркие праздники действительно были интересны для персонала, еще не потерявшего иллюзии, они действительно каким-то образом задерживали сотрудников на одном месте. Однако сейчас разворачивание масштабной (и, соответственно, затратной) корпоративной политики представляется довольно странным решением проблемы. Может быть, проще пересмотреть отношение к персоналу в целом и этим удержать сотрудников от увольнения, чем предлагать им в качестве далеко не всегда нужных «бонусов» пару-тройку корпоративов?

Совсем по-другому дело обстоит в компаниях, где проблемы с заработной платой минимальны или вообще сведены на нет: там корпоративная культура на самом деле служит незаменимым помощником в «выращивании» кадров для последующего расширения ресторана.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх