Эта история, случившаяся несколько лет назад, может считаться показательной для любой компании, крупной или не очень. Считается, что крупным компаниям или брендам справиться с захватом товарного знака несколько проще: они могут попробовать в случае «атаки» на бренд или название использовать свою общеизвестность – такая норма предусмотрена в статье 19 закона «О товарных знаках».
Согласно ей, общеизвестные товарные знаки не могут быть использованы ни в одной из существующих товарных групп, даже если владелец этого знака не озаботился регистрацией. То есть если знак Akva Minerale будет признан Роспатентом общеизвестным, то ни одна компания по производству ботинок или продаже кетчупа под этой маркой не сможет зарегистрировать это название - общеизвестность распространяется на все классы товаров.
Это попытался опровергнуть один предприимчивый москвич N. Вообще, он занимался продажей охранных сигнализаций для автомобилей. Но после кризиса 1998 года его бизнес пошел на спад, и он нашел для себя другую нишу, начав вкладывать деньги в покупку российских прав на использование иностранных торговых марок. Потом он продавал эти права компаниям, являющимся носителями этих марок в других странах мира за соответствующую цену. Таким образом он вынуждал их платить за использование собственного имени в России. И бизнес шел вполне успешно!
Да, адвокаты, специализирующиеся по защите прав интеллектуальной собственности, говорят, что такая практика может быть приравнена к шантажу. Да, и сам N не считал ее вполне честной. Однако называл он это обыкновенным примером проявления инициативы. И правда – раньше-то никому не пришло в голову этого сделать, он стал первым! А значит – можно получать вознаграждение.
Система, которой он пользовался для поиска будущих мишеней среди иностранных компаний, была действительно проста до неприличия: он брал фирменный каталог товаров, выбирал несколько названий компаний и моделей, потом проверял их по своей базе данных, куда он заносил уже зарегистрированные в России торговые марки.
Как рассказывал в многочисленных интервью сам «предприниматель», европейская автомобильная компания Audi заплатила ему 20 тысяч долларов за право на использование пяти собственных наименований автомобилей в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине. Он добился такой же сделки с компанией Samsung в связи с правами на названия моделей их электронной продукции, хотя не может припомнить, сколько он заработал на этом.
5 лет назад N принадлежали права на использование более 300 торговых марок. Когда он в конце прошлого века только начал этим заниматься, то подавал заявки на регистрацию со скоростью до 300 в месяц. И большинство компаний, и даже крупнейших корпораций, предпочитали платить ему, чем вступать в длительную юридическую баталию. До тех пор, пока в дело не вступил Starbucks, с которого, кстати, N надеялся получить самое крупное вознаграждение.
Для справки: подобный прием называется «сквоттерство» и был достаточно распространен. Правда, чаще он встречался в Интернете. Суть его в том, что такой ловкий «предприниматель», заранее предугадывая шаги какой-нибудь крупной публичной компании, регистрировал на свое имя какое-либо название, которое потенциально могло понадобиться этой компании. Например, он узнавал, что компания Burger King намерена в ближайшем времени открыть свои закусочные где-нибудь на Украине. После чего он спешно регистрировал на свое имя сайт www.burger-king.ua, заполнял его для галочки какой-нибудь бессмыслицей и ждал, когда американской Burger King понадобится своя украинская страничка. А далее – уже дело техники: компании предлагалось просто купить этот, «чужой» для нее сайт. Сейчас все это сделать не так просто – о чем мы расскажем в следующем номере.
Итак, в 2002 году компания, совладельцем которой является N, приобрела права на использование названия Starbucks в России и, когда американская сеть кофеен Starbucks собралась выходить на российский рынок, предложила выкупить права на использование их торговой марки в России за 600 тысяч долларов. Starbucks отказалась от предложения и попыталась юридически оспорить притязания юридически грамотного «бизнесмена».
По данным New York Times, Starbucks подала на N в суд и выиграла иск. Но N подал апелляцию и добился временного судебного запрета на исполнение решения.
Дело в том, что настоящий товарный знак Starbucks был зарегистрирован в России еще в 1997 году, но не открыл в стране ни одной кофейни. А по закону, если компания не использует в коммерческих целях зарегистрированный бренд три года, то можно добиться отмены ее прав на этот бренд – что «предприниматель» N, собственно, и сделал. А потом выставил счет: за 600 тысяч долларов он продаст торговую марку «Starbucks» компании Starbucks.
В результате, крупнейшей в мире сети кофеен Starbucks удалось вернуть свою марку на территории России и сэкономить эти самые 600 000 долларов, которые просил за право ее использования юрист господин N, и Starbucks, как мы знаем, открылась в России.
Кстати, это не первый случай борьбы Starbucks за свой товарный знак: незадолго до этого сеть вела законную войну Китае. Логотип сети кофеен Xingbake оказался поразительно похож на символ американского кофейного гиганта. Битву выиграла компания Starbucks, а побежденная китайская сторона обязана выплатить штраф в размере 54 тысячи долларов.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...