В России существует миф относительно интеллектуальной собственности — миф о том, что она плохо защищается. Уверяю вас: ничего подобного! Она защищается крайне хорошо, суды прекрасно принимают решения, а органы очень любят это расследовать. А миф — это просто то же самое наследие советского режима, когда считалось нормальным, что защищать вашу интеллектуальную собственность должно государство. С чего бы это? Если ваша машина стоит под окном, а не в гараже, то ставить ее на сигнализацию должны вы, а не участковый. Здесь то же самое. Если вы защитили ваши товарные знаки и идете в прокуратуру с заявлением о том, что кто-то нарушает ваши права, они прекрасно это расследуют, направят дело в суд, в антимонопольный комитет, и все будет хорошо. Но если вы не позаботились об этом заранее, то, собственно, кому предъявлять претензии?
Словом, дела по заявлениям правообладателей возбуждаются и легко выигрываются в суде. Другое дело — до сих пор наши люди работали, пока гром не грянет: «у нас же висит вывеска, все знают, что это мы!» Вспомним «Палкин». И сейчас кто-то знает, что — да, кажется, это были другие. Но ресторан с этим названием они потеряли.
Сегодня все больше и больше начинает развиваться захват товарных знаков. Речь о той массе случаев, когда головная компания регистрирует ТЗ на другую компанию, расположенную где-нибудь в Усть-Каменогорске, а потом она подает иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга о признании незаконной деятельности той компании, которая есть (и которая считала себя головной), и наложении ареста на все ее имущество вместе с товарным знаком. Это абсолютно правомерно и юридически абсолютно законно.
В ответ прокуратура накладывает арест и вывозит на склады временного хранения все имущество, на котором стоят товарные знаки. Головная компания начинает подавать апелляцию и оспаривать правомерность регистрации товарного знака, это занимает 7-8 месяцев, через которые перед ней в лучшем случае могут извиниться и даже вернуть все оставшееся имущество, которое уже мало чем поможет: время потеряно, рынок ушел вперед, его уже не догнать (а усть-каменогорцы развиваются, прошу заметить!) Таким образом, при отсутствии товарного знака дело по развалу любой компании займет неделю максимум.
То есть, товарный знак — это фантастически мощный инструмент воздействия на бизнес! Незарегистрированный ТЗ — это примерно такой же риск, как вести бизнес, не имея официальной регистрации: в принципе, можно — никто же не запрещает вам лично принимать деньги у клиентов. Но долго ли вы сможете это делать?.. Товарный знак — это, по сути, признаваемая государством монополия на те названия, которые у вас есть. Если вы об этом позаботились — вы сможете их защитить, если не позаботились — обвинять некого.
Одинаковые названия кафе — десятки кафе «Восточное», например, или сотни кафе «Мечта» — допустимы до тех пор, пока кто-то один не зарегистрировал это название как свой фирменный товарный знак и не предъявил претензии всем остальным.
Которым сразу же станет очень «весело»! Потому что это не простая административная ответственность — это настоящее уголовное дело, по которому директора заведения вызывают в прокуратуру, начинают таскать по судам. Подчеркиваю, что фирменные наименования (названия ООО) не являются товарным знаком. Названия ООО, которые могут быть совершенно идентичными, можно использовать самостоятельно в своей уставной деятельности, и это будет абсолютно законно. Но как только компания начнет использовать их на материалах, на вывесках, салфетках и в рекламе — появится повод для заведения уголовного дела.
Товарный знак, таким образом, позволяет получить монополию на название, а также управлять и присваивать доход от той информации, которая есть в голове у клиентов заведения. Потому что когда они разъезжаются и начинают рассказывать своим друзьям и родственникам о том, в каком они были замечательном ресторане, единственное, что может сделать ресторатор, — это сохранять название за собой. Потому что когда кто-то в Сыктывкаре начнет искать ресторан по его названию — он будет искать ресторан именно по его названию. И если ресторанов с такими названиями будет еще четыре, то ваш труд по выделению, идентификации у гостей вашего заведения пропадет втуне.
Самое нелепое, что можно сделать, — это начать суетиться «после того, как».
В случае принятия или непринятия решения о регистрации ТЗ нужно выбрать одну из двух стратегий. Либо владелец заведения регистрирует товарный знак заранее, в процессе становления или как можно скорее, либо готовится к тому, чтобы в любой момент его сменить, не вкладываясь слишком в его развитие, в известность среди клиентов, в сайты и так далее. Потому что если вы, с одной стороны, знак не регистрируете, а с другой — в него вкладываетесь, делая его известным, — то совершенно нормально и законно для кого-то присвоить себе этот ваш объект и начать им пользоваться. Доказать будет ничего невозможно.
И здесь проявляется еще одна особенность российских предприятий. На Западе очень тщательно следят за соблюдением всех авторских прав: кто-то что-то нарисовал, ему заплатили деньги, заполнили форму договора, по которому все разработки переданы компании, которая их поставила на учет и только потом начала регистрировать знак. В такой ситуации еще хоть как-то можно доказать, что такой знак был, он нами создан, стоит у нас на балансе, вот — все документы, доказывающие его разработку по нашему заказу.
В России в большинстве случаев логотип создается по знакомству, деньги выдаются наличными, никаких документальных следов создания товарного знака не остается, а в разделе нематериальных активов — ноль. И когда человек начинает долго доказывать, что он использует этот логотип уже 5 лет, но у него нет регистрации, то у судьи вполне резонно возникает вопрос: а как, собственно, он его использует, если этот ТЗ не числится в составе имущественного комплекса предприятия? И арбитражный суд вопрошает: а кто именно предъявляет претензии? Если ваша фирма, то на каком основании он у вас не числится в составе имущественного комплекса?
Отсутствие учета, регистрации и договоров в сфере авторского права вполне дополняет отсутствие регистрации в сфере товарных знаков. И когда гром все же грянет, сделать будет уже совершенно ничего нельзя. Средняя стоимость судебной процедуры начинает составлять 200-300 тысяч рублей — при стоимости ТЗ в 30-40 тысяч.
Но надо сказать, что каждый год количество товарных знаков увеличивается, конкуренция на этом рынке растет, и народ начинает понимать, как использовать этот никем не учтенный актив как инструмент давления в конкурентной борьбе и как захватывать себе те лакомые кусочки, владельцы которых вовремя не позаботились о защите самих себя.
В России принят заявительный порядок: кто первый подал заявление, тот и прав. Единственный способ доказать, что знак зарегистрирован незаконно, — подтвердить, что у вас существовал объект авторского права до момента его подачи на регистрацию. Но этого вы тоже сделать не сможете, потому что у вас в разделе нематериальных активов предприятия — ноль. А значит — такого актива у вас нет и вы не заключали договор с авторами. Деньги на карточку тоже не переводили и доказать наличие этого логотипа «до» не сможете.
И возникает парадокс: актив существует, деньги из него извлекаются, но он при этом оказывается совершенно беззащитен. Пока это, к сожалению, среднестатистическая ситуация в российском бизнесе.
Посему, если вы задумываетесь о системе интеллектуальной собственности, подумайте о том, что кто-то эту интеллектуальную собственность создает, а значит — у вас должны быть договоры с физическими лицами — создателями объектов этой собственности. Создателями логотипов, сайтов, макетов, меню и так далее. У вас должны быть договоры с этими физическими лицами, по которым должны пройти проплаты по безналичному расчету, и эти объекты должны быть поставлены на учет, а та часть, которая является важной, должна быть зарегистрирована в качестве товарного знака. И только это позволит чувствовать себя в безопасности.
Может быть и так, что объекты авторского права зарегистрированы — есть договор, оплачены деньги, они поставлены на учет, — но ТЗ не зарегистрирован. Да, предприниматель как-то защищен и в суде сможет доказать, что это с его подачи разработан знак, логотип, название и прочее. Но учтите, что если конкурент выйдет на рынок и начнет давать своему заведению то же самое название, присвоив логотип и зарегистрировав данный ТЗ под своим именем, — этот предприниматель ничего не сможет сделать. Теоретически — если напротив вашего ресторана с названием, не зарегистрированным как ТЗ, но с защищенными авторскими правами на него, откроется ресторан с точно таким же названием, но зарегистрированным, — то никто никому ничего не сможет запретить. Так и будут стоять напротив два заведения с одинаковыми названиями: и один, и другой предприниматель имеют на них свои права.
В следующем номере мы, продолжая разговор о товарных знаках, расскажем о том, сколько стоит регистрация ТЗ, какой срок она занимает, а также о том, что имеет приоритет — товарный знак или доменное имя.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...