Top.Mail.Ru

В России начинает развиваться захват товарных знаков

В России начинает развиваться захват товарных знаков

В России существует миф относительно интеллектуальной собственности — миф о том, что она плохо защищается. Уверяю вас: ничего подобного! Она защищается крайне хорошо, суды прекрасно принимают решения, а органы очень любят это расследовать. А миф — это просто то же самое наследие советского режима, когда считалось нормальным, что защищать вашу интеллектуальную собственность должно государство. С чего бы это? Если ваша машина стоит под окном, а не в гараже, то ставить ее на сигнализацию должны вы, а не участковый. Здесь то же самое. Если вы защитили ваши товарные знаки и идете в прокуратуру с заявлением о том, что кто-то нарушает ваши права, они прекрасно это расследуют, направят дело в суд, в антимонопольный комитет, и все будет хорошо. Но если вы не позаботились об этом заранее, то, собственно, кому предъявлять претензии?

Словом, дела по заявлениям правообладателей возбуждаются и легко выигрываются в суде. Другое дело — до сих пор наши люди работали, пока гром не грянет: «у нас же висит вывеска, все знают, что это мы!» Вспомним «Палкин». И сейчас кто-то знает, что — да, кажется, это были другие. Но ресторан с этим названием они потеряли.

Сегодня все больше и больше начинает развиваться захват товарных знаков. Речь о той массе случаев, когда головная компания регистрирует ТЗ на другую компанию, расположенную где-нибудь в Усть-Каменогорске, а потом она подает иск в арбитражный суд Санкт-Петербурга о признании незаконной деятельности той компании, которая есть (и которая считала себя головной), и наложении ареста на все ее имущество вместе с товарным знаком. Это абсолютно правомерно и юридически абсолютно законно.

В ответ прокуратура накладывает арест и вывозит на склады временного хранения все имущество, на котором стоят товарные знаки. Головная компания начинает подавать апелляцию и оспаривать правомерность регистрации товарного знака, это занимает 7-8 месяцев, через которые перед ней в лучшем случае могут извиниться и даже вернуть все оставшееся имущество, которое уже мало чем поможет: время потеряно, рынок ушел вперед, его уже не догнать (а усть-каменогорцы развиваются, прошу заметить!) Таким образом, при отсутствии товарного знака дело по развалу любой компании займет неделю максимум.

Фирменное наименование и товарный знак не одно и то же


То есть, товарный знак — это фантастически мощный инструмент воздействия на бизнес! Незарегистрированный ТЗ — это примерно такой же риск, как вести бизнес, не имея официальной регистрации: в принципе, можно — никто же не запрещает вам лично принимать деньги у клиентов. Но долго ли вы сможете это делать?.. Товарный знак — это, по сути, признаваемая государством монополия на те названия, которые у вас есть. Если вы об этом позаботились — вы сможете их защитить, если не позаботились — обвинять некого.

Одинаковые названия кафе — десятки кафе «Восточное», например, или сотни кафе «Мечта» — допустимы до тех пор, пока кто-то один не зарегистрировал это название как свой фирменный товарный знак и не предъявил претензии всем остальным.

Которым сразу же станет очень «весело»! Потому что это не простая административная ответственность — это настоящее уголовное дело, по которому директора заведения вызывают в прокуратуру, начинают таскать по судам. Подчеркиваю, что фирменные наименования (названия ООО) не являются товарным знаком. Названия ООО, которые могут быть совершенно идентичными, можно использовать самостоятельно в своей уставной деятельности, и это будет абсолютно законно. Но как только компания начнет использовать их на материалах, на вывесках, салфетках и в рекламе — появится повод для заведения уголовного дела.

Товарный знак, таким образом, позволяет получить монополию на название, а также управлять и присваивать доход от той информации, которая есть в голове у клиентов заведения. Потому что когда они разъезжаются и начинают рассказывать своим друзьям и родственникам о том, в каком они были замечательном ресторане, единственное, что может сделать ресторатор, — это сохранять название за собой. Потому что когда кто-то в Сыктывкаре начнет искать ресторан по его названию — он будет искать ресторан именно по его названию. И если ресторанов с такими названиями будет еще четыре, то ваш труд по выделению, идентификации у гостей вашего заведения пропадет втуне.

Защитить может соблюдение закона об авторских правах, но защита эта будет половинчатой


Самое нелепое, что можно сделать, — это начать суетиться «после того, как».

В случае принятия или непринятия решения о регистрации ТЗ нужно выбрать одну из двух стратегий. Либо владелец заведения регистрирует товарный знак заранее, в процессе становления или как можно скорее, либо готовится к тому, чтобы в любой момент его сменить, не вкладываясь слишком в его развитие, в известность среди клиентов, в сайты и так далее. Потому что если вы, с одной стороны, знак не регистрируете, а с другой — в него вкладываетесь, делая его известным, — то совершенно нормально и законно для кого-то присвоить себе этот ваш объект и начать им пользоваться. Доказать будет ничего невозможно.

И здесь проявляется еще одна особенность российских предприятий. На Западе очень тщательно следят за соблюдением всех авторских прав: кто-то что-то нарисовал, ему заплатили деньги, заполнили форму договора, по которому все разработки переданы компании, которая их поставила на учет и только потом начала регистрировать знак. В такой ситуации еще хоть как-то можно доказать, что такой знак был, он нами создан, стоит у нас на балансе, вот — все документы, доказывающие его разработку по нашему заказу.

В России в большинстве случаев логотип создается по знакомству, деньги выдаются наличными, никаких документальных следов создания товарного знака не остается, а в разделе нематериальных активов — ноль. И когда человек начинает долго доказывать, что он использует этот логотип уже 5 лет, но у него нет регистрации, то у судьи вполне резонно возникает вопрос: а как, собственно, он его использует, если этот ТЗ не числится в составе имущественного комплекса предприятия? И арбитражный суд вопрошает: а кто именно предъявляет претензии? Если ваша фирма, то на каком основании он у вас не числится в составе имущественного комплекса?

Отсутствие учета, регистрации и договоров в сфере авторского права вполне дополняет отсутствие регистрации в сфере товарных знаков. И когда гром все же грянет, сделать будет уже совершенно ничего нельзя. Средняя стоимость судебной процедуры начинает составлять 200-300 тысяч рублей — при стоимости ТЗ в 30-40 тысяч.

Но надо сказать, что каждый год количество товарных знаков увеличивается, конкуренция на этом рынке растет, и народ начинает понимать, как использовать этот никем не учтенный актив как инструмент давления в конкурентной борьбе и как захватывать себе те лакомые кусочки, владельцы которых вовремя не позаботились о защите самих себя.

В России принят заявительный порядок: кто первый подал заявление, тот и прав. Единственный способ доказать, что знак зарегистрирован незаконно, — подтвердить, что у вас существовал объект авторского права до момента его подачи на регистрацию. Но этого вы тоже сделать не сможете, потому что у вас в разделе нематериальных активов предприятия — ноль. А значит — такого актива у вас нет и вы не заключали договор с авторами. Деньги на карточку тоже не переводили и доказать наличие этого логотипа «до» не сможете.

И возникает парадокс: актив существует, деньги из него извлекаются, но он при этом оказывается совершенно беззащитен. Пока это, к сожалению, среднестатистическая ситуация в российском бизнесе.

Посему, если вы задумываетесь о системе интеллектуальной собственности, подумайте о том, что кто-то эту интеллектуальную собственность создает, а значит — у вас должны быть договоры с физическими лицами — создателями объектов этой собственности. Создателями логотипов, сайтов, макетов, меню и так далее. У вас должны быть договоры с этими физическими лицами, по которым должны пройти проплаты по безналичному расчету, и эти объекты должны быть поставлены на учет, а та часть, которая является важной, должна быть зарегистрирована в качестве товарного знака. И только это позволит чувствовать себя в безопасности.

Может быть и так, что объекты авторского права зарегистрированы — есть договор, оплачены деньги, они поставлены на учет, — но ТЗ не зарегистрирован. Да, предприниматель как-то защищен и в суде сможет доказать, что это с его подачи разработан знак, логотип, название и прочее. Но учтите, что если конкурент выйдет на рынок и начнет давать своему заведению то же самое название, присвоив логотип и зарегистрировав данный ТЗ под своим именем, — этот предприниматель ничего не сможет сделать. Теоретически — если напротив вашего ресторана с названием, не зарегистрированным как ТЗ, но с защищенными авторскими правами на него, откроется ресторан с точно таким же названием, но зарегистрированным, — то никто никому ничего не сможет запретить. Так и будут стоять напротив два заведения с одинаковыми названиями: и один, и другой предприниматель имеют на них свои права.

В следующем номере мы, продолжая разговор о товарных знаках, расскажем о том, сколько стоит регистрация ТЗ, какой срок она занимает, а также о том, что имеет приоритет — товарный знак или доменное имя.

Эта история, случившаяся несколько лет назад, может считаться показательной для любой компании, крупной или не очень. Считается, что крупным компаниям или брендам справиться с захватом товарного знака несколько проще: они могут попробовать в случае «атаки» на бренд или название использовать свою общеизвестность – такая норма предусмотрена в статье 19 закона «О товарных знаках». Согласно ей, общеизвестные знаки не могут быть использованы ни в одной из существующих товарных групп, даже если владелец этого знака не озаботился регистрацией. То есть если знак Akva Minerale будет признан Роспатентом общеизвестным, то ни одна компания по производству ботинок или продаже кетчупа под этой маркой не сможет зарегистрировать это название - общеизвестность распространяется на все классы товаров.

Это попытался опровергнуть один предприимчивый москвич Сергей Зуйков. Вообще, он занимался продажей охранных сигнализаций для автомобилей. Но после кризиса 1998 года его бизнес пошел на спад, и он нашел для себя другую нишу, начав вкладывать деньги в покупку российских прав на использование иностранных торговых марок. Потом он продавал эти права компаниям, являющимся носителями этих марок в других странах мира за соответствующую цену. Таким образом он вынуждал их платить за использование собственного имени в России. И бизнес шел вполне успешно!

Да, адвокаты, специализирующиеся по защите прав интеллектуальной собственности, говорят, что такая практика может быть приравнена к шантажу. Да, и сам Зуйков не считал ее вполне честной. Однако называл он это обыкновенным примером проявления инициативы. И правда – раньше-то никому не пришло в голову этого сделать, он стал первым! А значит – можно получать вознаграждение.

Система, которой он пользовался для поиска будущих мишеней среди иностранных компаний, была действительно проста до неприличия: он брал фирменный каталог товаров, выбирал несколько названий компаний и моделей, потом проверял их по своей базе данных, куда он заносил уже зарегистрированные в России торговые марки.

Как рассказывал в многочисленных интервью сам «предприниматель», европейская автомобильная компания Audi заплатила ему 20 тысяч долларов за право на использование пяти собственных наименований автомобилей в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине. Он добился такой же сделки с компанией Samsung в связи с правами на названия моделей их электронной продукции, хотя не может припомнить, сколько он заработал на этом.

5 лет назад Зуйкову принадлежали права на использование более 300 торговых марок. Когда он в конце прошлого века только начал этим заниматься, то подавал заявки на регистрацию со скоростью до 300 в месяц. И большинство компаний, и даже крупнейших корпораций, предпочитали платить ему, чем вступать в длительную юридическую баталию. До тех пор, пока в дело не вступил Starbucks, с которого, кстати, Зуйков надеялся получить самое крупное вознаграждение.

Для справки: подобный прием называется «сквоттерство» и был достаточно распространен. Правда, чаще он встречался в Интернете. Суть его в том, что такой ловкий «предприниматель», заранее предугадывая шаги какой-нибудь крупной публичной компании, регистрировал на свое имя какое-либо название, которое потенциально могло понадобиться этой компании. Например, он узнавал, что компания Burger King намерена в ближайшем времени открыть свои закусочные где-нибудь на Украине. После чего он спешно регистрировал на свое имя сайт www.burger-king.ua, заполнял его для галочки какой-нибудь бессмыслицей и ждал, когда американской Burger King понадобится своя украинская страничка. А далее – уже дело техники: компании предлагалось просто купить этот, «чужой» для нее сайт. Сейчас все это сделать не так просто – о чем мы расскажем в следующем номере.

Итак, в 2002 году компания, совладельцем которой является Зуйков, приобрела права на использование названия Starbucks в России и, когда Starbucks собрался выходить на российский рынок, предложила выкупить права на использование их торговой марки в России за 600 тысяч долларов. Starbucks отказалась от предложения и попыталась юридически оспорить притязания юридически грамотного «бизнесмена».

По данным New York Times, Starbucks подала на Зуйкова в суд и выиграла иск. Но Зуйков подал апелляцию и добился временного судебного запрета на исполнение решения.

Дело в том, что настоящий Starbucks был зарегистрирован в России еще в 1997 году, но не открыл в стране ни одной кофейни. А по закону, если компания не использует в коммерческих целях зарегистрированный бренд три года, то можно добиться отмены ее прав на этот бренд – что Зуйков, собственно, и сделал. А потом выставил счет: за 600 тысяч долларов он продаст торговую марку «Starbucks» компании Starbucks.

В результате, крупнейшей в мире сети кофеен Starbucks удалось вернуть свою марку на территории России и сэкономить эти самые 600 000 долларов, которые просил за право ее использования юрист Сергей Зуйков, и Starbucks, как мы знаем, открылась в России.

Кстати, это не первый случай борьбы Starbucks за свой товарный знак: незадолго до этого сеть вела законную войну Китае. Логотип сети кофеен Xingbake оказался поразительно похож на символ американского кофейного гиганта. Битву выиграла компания Starbucks, а побежденная китайская сторона обязана выплатить штраф в размере 54 тысячи долларов.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх