Top.Mail.Ru

Олег Назаров. Не ведитесь на дорогой дизайн: думайте о целевой аудитории

Олег Назаров. Не ведитесь на дорогой дизайн: думайте о целевой аудитории

Для того, чтобы вложение в заведение оказалось удачным, помимо правильного определения его концепции важно заранее проанализировать его потенциальную целевую аудиторию — будущего посетителя. Если четко знать своего посетителя, то можно достаточно легко понять, что он хочет получить от заведения, что ему нужно — и, соответственно, это сделать.

Ваша целевая аудитория — та, которая есть, а не та, которую страшно хочется иметь


Возьмем, к примеру, дорогой торговый центр. Человек заходит: бутик, бутик, бутик. Костюмы за 3 тыс. евро, часы за 10-15 тыс. евро. И если здесь открыть дешевый «пивняк» — замечательную концепцию, беспроигрышную в подавляющем большинстве случаев, — он успеха иметь не будет и в результате тот, кто вложит в это дело деньги, окажется в проигрыше. Потому что здесь нет такой публики.

Кроме того, зная своего будущего гостя, ресторатор всегда сможет сэкономить на каких-то тратах, не заплатить за то, что его заведению не пригодится, и, напротив, приобрести то, без чего оно будет выглядеть как минимум глупо. Помню, в Москве открывался один гламурный ресторан. Открывал его некий человек, который к гламуру никакого отношения не имел, но решил открыть именно такое заведение. Пригласил повара из Италии, задумал много всякого-разного. Денег в презентацию заведения было «вбухано» немерено. Пригласили всю светскую Москву, 10 негров на саксофонах что-то выделывало на сцене, 40 фотомоделей курсировало по залу, все там было высшего класса. И мы сидим за столиком, а рядом, за соседним, — две гламурные девушки, с макияжем, длинными ногтями и всем прочим полагающимся, и я слышу, как одна говорит другой: «Надо же, открыл модное место, а цветы искусственные в ИКЕЕ купил». То есть целевая аудитория — та, для кого, собственно, это заведение было открыто, — она сразу просекла несоответствие. Я бы, к примеру, внимания на это не обратил. Но я не целевая аудитория для гламурных ресторанов: ну, искусственные цветы — ну и что?.. А вот люди, для которых это важно и на кого этот ресторатор готов работать, сразу же это отметили. И я понимаю, что они к нему уже не пойдут.

Похожий случай со мной был в Киеве. Меня пригласили, как мне представили, в «лучший гастрономический ресторан города». Мы пришли. Там действительно — 10 видов икры, 15 видов устриц и прочие прелести деликатесной жизни. Официант спрашивает: «Что будете заказывать на апритив?» Я задаю встречный вопрос: «А что у вас есть?» «Все!» А я только что приехал из Испании, где пил херес, на который очень подсел. Я спрашиваю «А херес у вас есть?» «Конечно, есть!» «Тогда мне 100 граммов хереса». А это, если кто не знает, напиток с таким особенным запахом — на любителя, — и чтобы этот запах не так проявлялся, изобретена специальная хересная рюмка — тюльпановидная. И официант приносит мне херес в этаком круглом стаканчике. Я говорю: «Вы знаете, а херес нужно подавать в специальной рюмке, вы пойдите, скажите бармену». «Без вопросов!» Уходит, возвращается с этой же рюмкой и говорит: «Бармен сказал — пьем из таких!»

Я — абсолютно безпафосный человек. И любимый херес мог бы выпить даже из пластикового стаканчика. Но если ты замахнулся на то, что ты самый крутой, то уж, пожалуйста, соответствуй! Если ты не соответствуешь заявленной «крутости», то я сразу же вижу, что все это — дешевые понты. И вот я в данном случае являюсь потенциальной целевой аудитории этого ресторана, но я его всегда вспоминаю с негативом и, естественно, туда больше не пойду.

Когда вы обсуждаете свою целевую аудиторию, вы должны различать публику, которую вы хотите видеть в своем заведении, и публику, которой оно может быть интересно. И ваша целевая аудитория — именно вторая публика! Потому что все хотят, чтобы здесь сидел мэр Москвы, здесь — губернатор Санкт-Петербурга, тут — Ксения Собчак, а тут — олигарх Прохоров или Абрамович, но хотеть не вредно. Ваше хотение совершенно не означает, что все эти люди к вам придут.

Меня однажды в Москве пригласили в одно кафе на Солянке. Улица — самая центровая: вокруг — Красная площадь, ЦУМ, Большой театр, метро, толпы народа. А у них народа нет. Захожу, смотрю. Стейк из семги 180 граммов стоит 420 рублей. А это был 2001 год. И на всех рынках тогда эта семга мороженая продавалась за 120-160 рублей за килограмм. Я так быстренько прикинул, говорю: «Ребят, а у вас торговая наценка — 1200%, не круто ли?» Они: «Да понимаете, наши хозяева не хотят, чтобы к нам заходила эта публика, которая здесь туда-сюда ходит. Они хотят, чтобы сидели солидные приличные люди». Понятно! У хозяев в голове есть некий абстрактный вариант того, что они хотят, и они думают окружающую жизнь подтянуть под этот вариант. Зачем? Да сделай здесь какие-нибудь чебуреки дешевые, шашлык-машлык, и весь этот народ к ним валом пойдет, и будут у них деньги и счастье — нет! И, естественно, это кафе очень быстро закрылось, куда ему деваться — при таком-то отношении к целевой аудитории.

Поэтому, обдумывая своего гостя, смотрите на того, кого может заинтересовать ваше заведение — его формат, его местоположение, его концепция. Думайте о той публике, которая реально здесь есть, а не о той, которую вы мечтаете привлечь, потому что она вам сама по себе нравится.

Пафосный дизайн может отпугнуть людей


Дизайн — это отдельный разговор. Очень часто я вижу в дизайне деньги, вбуханные просто непонятно во что. Это даже не потеря прибыли, а самоубийство. Почему-то у нас в последнее время считается, что чем красивее ты сделаешь интерьер, тем больше к тебе пойдет народу. Не пойдет «народу»!

Один раз люди могут прийти, привлеченные разговорами о том, что «там красиво». Но если там будет непонятная невкусная еда, высокие цены и странное обслуживание — они никогда к вам не вернутся. Более того, пафосный дизайн способен отпугнуть людей. В Москве есть несколько примеров такого рода.

У нас 10 лет назад открылся один очень хороший ресторан, вернее, караоке-клуб. И вот его владелец на успехе этого ресторана открывает второй ресторан. Открывает на Новом Арбате — «центрее» быть не может. Кухню делает хит сезона — Азия-фьюжн. Цены невысокие. Проходимость — бешеная. Но, как он рассказывает сам, он делает большую ошибку: решает «убить народ» интерьером. И он там такой космос замутил — просто сказка. Ты заходил — лазерное шоу, нереальные вещи… И люди туда заходили — просто входили — смотрели — «Ой, елки, а я в джинсах!» Или: «Ой, сколько же это должно стоить?!» Ресторан в проходном месте с невысокими ценами просуществовал год. Его владелец говорит: «Ну зачем я это сделал?..»

Чем еще плохи неоправданно большие затраты на интерьер?.. Допустим, вы не угадали с концепцией, местом, целевой аудиторией и решили закрыть ресторан. Сняли торговое оборудование — перенесли на новое место. Команда, если вы ее не «гнобили», перешла вместе с вами. Продукты — перевезли. Взяли с собой название. Но деньги, вбуханные в стены, в штукатурку, в пол, в плитку, вы никуда не перевезете и никогда не вернете — они для вас потеряны навсегда. Поэтому будьте осторожны с интерьером! Дизайн должен быть необходимым, но достаточным.

Был я в одном ресторане в Кишиневе. Называется «Папарацци». Зашел — остолбенел. Одна стена белая, другая — напротив — черная. Как-то мне не по себе стало. Спрашиваю: «Зачем?» «А как же? У нас название «Папарацци» — оно связано с фотографией. А лучшая фотография черно-белая. Поэтому так!» Возможно, с точки зрения высокого дизайна это грамотно. Но у гостя возникает ощущение, что он на передовой борьбы света и тьмы. Неуютно! Через пять минут хочется встать и уйти…

Лучше всего — когда в ресторане уютно и в нем хочется пить и есть. Тогда он всегда будет иметь успех!

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлых номерах мы ...

Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлом номере мы г...

В прошлом номере мы начали разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями. В связи с этим ресторатор должен за...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх