Top.Mail.Ru

Пивной рынок: чрезмерное государственное регулирование является помехой в его развитии

07 Декабря 2015
Пивной рынок: чрезмерное государственное регулирование является помехой в его развитии

Именно об этом говорили на Евразийском пивоваренном форуме, проведённом газетой «Ведомости» с топ-менеджерами крупных компаний и малыми предпринимателями отрасли, руководителями её ассоциаций и союзов, представителями государственных регулирующих и контрольных органов, научного сообщества. Главной темой конференции стала среднесрочная стратегия развития пивоваренной отрасли в России.

По данным Росстата, с 2008 по 2014 годы отечественный рынок пива упал более чем на 30%. В этом году производство только за первые 8 месяцев сократилось на 8,2%, было закрыто 12 крупных заводов.

С увеличением акциза в 2016 году пивной рынок сократится на 10%


По данным Росстата, с 2008 по 2014 годы отечественный рынок пива упал более чем на 30%. В этом году производство только за первые 8 месяцев сократилось на 8,2%, было закрыто 12 крупных заводов. С тем, что и производство, и торговля пивом избыточно зарегулированы, согласились, выступая на форуме, и представители государства — в частности, Вадим Живулин, директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития, и Владимир Мишеловин, начальник контрольно-финансового управления ФАС. Участники рынка напрямую связывают с этим падение производства и продаж, выбывание мощностей и трудности с инвестициями: последствия двух — с 2007 года — кризисов могли быть мягче.

Андрей Губка, председатель совета Союза российских пивоваров, отметил: с конца 90-х по 2015 год напрямую в отрасль и в смежные сферы инвестировано более 20 млрд долларов. Но с повышением акциза в 2010 году (втрое — до 9 рублей за 1 л) нарастает торможение: сказываются запреты на продажу в киосках и круглосуточной торговле; ограничения рекламы; включение пива независимо от крепости в общий перечень алкогольных напитков и, соответственно, одинаковое регулирование и прочее.

Губка приводит данные 2013 года: вклад пивоваренной отрасли в ВВП составлял около 620 млрд рублей. По расчётам Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, ужесточение регулирования даст 0,1 п. п. в падении ВВП, сообщил Сергей Приходько, исполнительный директор института.

Бюджет не выигрывает от повышения акцизов, подсчитал генеральный директор Московской пивоваренной компания Игорь Дементьев: с увеличением акциза в 2016 году рынок сократится на 10% и акцизные сборы останутся на уровне 2015 года (135 млрд рублей). При этом, в отличие от растущей ставки акциза на пиво, ставка на крепкий алкоголь остается неизменной в 2014–2016 годах, подчеркнул Губка.

— Между тем, затраты на производство пива выше, чем на крепкий алкоголь; во всём мире ставки акциза на слабый алкоголь — пиво и вино — минимум в три раза ниже, — напомнил Дементьев.

Он предлагает ввести раздельное регулирование и поддерживать ставки в соответствии с мировой практикой. Представитель департамента ОРВ Минэкономразвития Вадим Живулин также считает, что «раздельное регулирование разных категорий алкогольной продукции: пива, игристых вин и крепкого алкоголя» — снимет значительную часть проблем.

Бары недозарабатывают — раз, и недопродают — два


На этом фоне кажется, что сегмента HoReCa всё это не совсем касается: ни запрет на круглосуточную торговлю, ни рекламные ограничения на него фактически не повлияли. Однако, подчёркивает Андрей Губка, «по нашим данным, в сегменте HoReCa наблюдается спад порядка 30% именно по пиву. Количество заведений увеличивается, но объём продаж падает. Это касается и единичных, и сетевых заведений: бары недозарабатывают — раз, и недопродают — два».

— Хотя культура потребления алкоголя развивается и растёт именно в заведениях общественного питания, — говорит он, отвечая на наш вопрос о ситуации в сегменте HoReCa на пресс-конференции. — И при этом формируется культура поведения. Почему в развитых европейских странах, в Соединённых Штатах такой проблемы с алкоголизмом и нет: как минимум половина алкоголя потребляется в заведениях общественного питания, а значит — цивилизованно.
В развитых европейских странах и в Соединённых Штатах проблемы с алкоголизмом фактически нет: как минимум половина алкоголя потребляется в заведениях общественного питания, а значит — цивилизованно.

Наибольшую проблему переживает отряд малых пивоваров


К проблемам малых пивоваров — а в сегменте HoReCa сегодня растёт количество заведений с собственными пивоварнями — привлёк внимание представитель региональной малой пивоварни, обратившись к представителям федеральных структур.

— Мы сейчас говорим о проблематике пивоваренной отрасли и регулирующих воздействиях, — сказал он. — Но наибольшую проблему при этом переживает отряд малых пивоваров. Хотя, если оценивать по количественному составу, то это примерно 80% по численности единиц предприятий отрасли. Я не сравниваю больших и малых; считаю, что нужны все, и в развитии пивоваренного дела в стране роль руководителя малой пивоварни при правильном понимании собственной миссии достаточно велика. Ведь малые пивоварни могут наиболее динамично реагировать на запросы рынка, создавать оригинальные сорта. Они ориентированы в основном на сегмент HoReCa — то есть те места продаж, которые мы называем правильными и культурными. Другими словами, в развитии культуры потребления пива малым пивоварням отводится очень значительная и важная роль. Между тем, ряд регулирующих воздействий просто не выполним на малых предприятиях — и практика это уже показала. Мало того что они несут тяжёлую финансовую нагрузку, просто несравнимую с экономикой малого предприятия, они непродуманны даже с технической точки зрения: появляются проблемы со счётчиками.

Сегодня в практике развития предпринимательства и налогообложения существуют специальные — упрощённые — режимы для малых предприятий. Но в аппарате правительства уже обсуждаются инициативы по ужесточению требований: увеличению требований к уставному капиталу и ограничению возможности продажи напитков в сегменте HoReCa. Впрочем, на данный момент законопроект отправлен на доработку, и, как заверили представители федеральных структур, он вряд ли выйдет в подобном варианте.

— Различных инициатив по ужесточению хватает, — отмечает Андрей Губка.
— Есть инициатива и по сегменту HoReCa — по ужесточению лицензирования, лицензионных условий. Но, по нашему мнению, в повестке дня законодателей это не является основным пунктом. Пока ничего страшного быть не должно.
Ряд регулирующих воздействий просто невыполним на малых предприятиях — и практика это уже показала. Мало того что они несут тяжёлую финансовую нагрузку, просто несравнимую с экономикой малого предприятия, они непродуманны даже с технической точки зрения.

Малые формы бизнеса нуждаются в господдержке


— В каждой отрасли существует масса особенностей, и любое принимаемое решение их все, безусловно, учесть не может, — отметил Владимир Мишеловин. — Но наиболее яркие, значимые, очевидные, просчитываемые особенности, конечно, нужно закладывать в основу при принятии решений. Наверное, чтобы изменить структуру потребления алкогольных напитков и снизить количество потребляемых крепких алкогольных напитков, нужно дать чуть больше свободы и производителям, и тем, кто продаёт слабоалкогольные напитки — такой позиции, собственно, мы придерживаемся.

Владимир Мишеловин отметил, что если смотреть с точки зрения конкуренции более широко, то малые предприятия вообще не конкурируют с крупными — глобалистами. Глобалисты — а их не очень много — конкурируют между собой, а малые — между собой: соразмерно.

— И равные условия мы понимаем так, что зачастую через административные барьеры и финансовые издержки, которые так или иначе накладываются на бизнес регулированием, большие пройдут, а для малых-то форм бизнеса это иногда смерть! — сказал он. — То есть мы считаем, что они нуждаются в господдержке в самых различных формах — начиная от налогообложения и заканчивая, может быть, прямыми формами поддержки материального плана. В частности, Минэкономразвития ежегодно распределяет очень серьёзные субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства, мы как антимонопольная служба ежегодно согласовываем тысячи заявлений на предоставление преференций для малых и средних предпринимателей, потому что здесь должен быть, конечно, комплексный подход, поскольку они нуждаются в поддержке государства.
На прямой вопрос, видит ли Владимир Мишеловин как представитель ФАС вероятность реализации идеи дифференцированных акцизов для крупных предприятий и для малых, ответ был твёрдое «Да!».
«Чтобы изменить структуру потребления алкогольных напитков и снизить количество потребляемых крепких алкогольных напитков, нужно дать чуть больше свободы и производителям, и тем, кто продаёт слабоалкогольные напитки» (Владимир Мишеловин, начальник контрольно-финансового управления ФАС)

Государство опробует на нас абсолютно непроверенную систему


Ещё одну неожиданную проблему, связанную с введением ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы), поднял представитель самарской малой пивоварни. Он рассказал о своём партнёре — одном из демократичных самарских ресторанов, который продал за 2014 год спиртных напитков на 6,5 млн рублей.

— При этом пива они продали в два раза больше остальных напитков, — подчеркнул выступающий. — Когда ввели ЕГАИС, нас как производителей он не особенно напрягал. А вот коллеги столкнулись с такой проблемой. У них в ресторане три бара. Соответственно, на всех трёх точках установлено оборудование для розлива пива и, так же соответственно, три кассы. По техническому регламенту, требуется три УТМ: у них оформлены один ИНН, три КПП, и на каждый КПП — один УТМ. Таким образом, средней руки ресторан имеет алкогольную лицензию, в которой прописаны три кассы.

И с введением ЕГАИС эти кассы стали обособленными подразделениями, что в налоговом смысле означает нахождение баров в разных местах, несмотря на то, что расположены они, по сути, в разных углах одного помещения.

— В результате, — говорит представитель самарской малой пивоварни, — у коллег согласно лицензии оказались в пределах одного помещения три совершенно различные торговые точки, которые занимаются реализацией алкоголя. И мало того, что, по техническим требованиям ЕГАИС, на каждую точку положен свой компьютер, что очень дорого для такого заведения. Возникают проблемы с транспортировкой: они бутылку из одного своего бара в другой свой бар на противоположной стороне помещения физически перенести не могут. К примеру, поздно вечером гости на одном баре захотели выпить какой-то сорт пива: он здесь закончился, но есть на соседнем баре. А оттуда его уже не принесёшь: просто нет человека, который оформит необходимый документ, а бармен сам не может. Соответственно, эта ситуация уже является поводом для проверок у региональных лицензирующих органов…

И это реальная проблема для любого заведения общественного питания, которое располагает хотя бы двумя барами, и решить её пока никто не может. Самарский представитель даже наглядно её обрисовал, представив слайд с обозначением ситуации в рознице и в общественном питании. Крупная торговая точка — например, гипермаркет, имеющий 50 касс, — располагает одним криптоключом и одним УТМ и спокойно работает; небольшое заведение с тремя барами воспринимается системой как три разные торговые точки, которым необходимо три криптоключа и три УТМ.

Между тем, введение ЕГАИС, как и декларирование алкогольной продукции, уже с начала 2016 года должно быть обязательно: каждому заведению общественного питания придётся фиксировать все закупки, а с 1 июля — и продажи алкоголя. При этом подключение к ЕГАИС стоит порядка 100–150 тысяч рублей на одну точку, а штраф за неподключение может составлять до 200 тысяч рублей.

— Вопрос с ЕГАИС беспокоит всех — и крупных, и средних, и малых, и ритейл, и оптовиков, и производителей, — сказал на это Андрей Губка. — Поскольку, по сути, государство сейчас опробует на нас абсолютно непроверенную систему. Будет она работать или не будет, время покажет, но сейчас к ней никто не готов. Самая высокая готовность у производителей, но и только: у ритейла готовность нулевая, даже у организованного.
Крупная торговая точка — например, гипермаркет, имеющий 50 касс, — располагает одним криптоключом и одним УТМ и спокойно работает; небольшое заведение с тремя барами воспринимается системой как три разные торговые точки, которым необходимо три криптоключа и три УТМ…
Пивовары уверены, что политика ограничений в отношении отрасли не способствует снижению алкоголизации населения. Россия — одна из немногих стран, где больше половины чистого алкоголя потребляется через крепкий алкоголь, ссылается на официальную статистику Дементьев из Московской пивоваренной компании, а приоритетной задачей является как раз изменение структуры потребления спиртных напитков за счёт снижения доли крепких.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх