Именно об этом говорили на Евразийском пивоваренном форуме, проведённом газетой «Ведомости» с топ-менеджерами крупных компаний и малыми предпринимателями отрасли, руководителями её ассоциаций и союзов, представителями государственных регулирующих и контрольных органов, научного сообщества. Главной темой конференции стала среднесрочная стратегия развития пивоваренной отрасли в России.
По данным Росстата, с 2008 по 2014 годы отечественный рынок пива упал более чем на 30%. В этом году производство только за первые 8 месяцев сократилось на 8,2%, было закрыто 12 крупных заводов. С тем, что и производство, и торговля пивом избыточно зарегулированы, согласились, выступая на форуме, и представители государства — в частности, Вадим Живулин, директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития, и Владимир Мишеловин, начальник контрольно-финансового управления ФАС. Участники рынка напрямую связывают с этим падение производства и продаж, выбывание мощностей и трудности с инвестициями: последствия двух — с 2007 года — кризисов могли быть мягче.
Андрей Губка, председатель совета Союза российских пивоваров, отметил: с конца 90-х по 2015 год напрямую в отрасль и в смежные сферы инвестировано более 20 млрд долларов. Но с повышением акциза в 2010 году (втрое — до 9 рублей за 1 л) нарастает торможение: сказываются запреты на продажу в киосках и круглосуточной торговле; ограничения рекламы; включение пива независимо от крепости в общий перечень алкогольных напитков и, соответственно, одинаковое регулирование и прочее.
Губка приводит данные 2013 года: вклад пивоваренной отрасли в ВВП составлял около 620 млрд рублей. По расчётам Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара, ужесточение регулирования даст 0,1 п. п. в падении ВВП, сообщил Сергей Приходько, исполнительный директор института.
Бюджет не выигрывает от повышения акцизов, подсчитал генеральный директор Московской пивоваренной компания Игорь Дементьев: с увеличением акциза в 2016 году рынок сократится на 10% и акцизные сборы останутся на уровне 2015 года (135 млрд рублей). При этом, в отличие от растущей ставки акциза на пиво, ставка на крепкий алкоголь остается неизменной в 2014–2016 годах, подчеркнул Губка.
— Между тем, затраты на производство пива выше, чем на крепкий алкоголь; во всём мире ставки акциза на слабый алкоголь — пиво и вино — минимум в три раза ниже, — напомнил Дементьев.
Он предлагает ввести раздельное регулирование и поддерживать ставки в соответствии с мировой практикой. Представитель департамента ОРВ Минэкономразвития Вадим Живулин также считает, что «раздельное регулирование разных категорий алкогольной продукции: пива, игристых вин и крепкого алкоголя» — снимет значительную часть проблем.
На этом фоне кажется, что сегмента HoReCa всё это не совсем касается: ни запрет на круглосуточную торговлю, ни рекламные ограничения на него фактически не повлияли. Однако, подчёркивает Андрей Губка, «по нашим данным, в сегменте HoReCa наблюдается спад порядка 30% именно по пиву. Количество заведений увеличивается, но объём продаж падает. Это касается и единичных, и сетевых заведений: бары недозарабатывают — раз, и недопродают — два».
— Хотя культура потребления алкоголя развивается и растёт именно в заведениях общественного питания, — говорит он, отвечая на наш вопрос о ситуации в сегменте HoReCa на пресс-конференции. — И при этом формируется культура поведения. Почему в развитых европейских странах, в Соединённых Штатах такой проблемы с алкоголизмом и нет: как минимум половина алкоголя потребляется в заведениях общественного питания, а значит — цивилизованно.
В развитых европейских странах и в Соединённых Штатах проблемы с алкоголизмом фактически нет: как минимум половина алкоголя потребляется в заведениях общественного питания, а значит — цивилизованно.
К проблемам малых пивоваров — а в сегменте HoReCa сегодня растёт количество заведений с собственными пивоварнями — привлёк внимание представитель региональной малой пивоварни, обратившись к представителям федеральных структур.
— Мы сейчас говорим о проблематике пивоваренной отрасли и регулирующих воздействиях, — сказал он. — Но наибольшую проблему при этом переживает отряд малых пивоваров. Хотя, если оценивать по количественному составу, то это примерно 80% по численности единиц предприятий отрасли. Я не сравниваю больших и малых; считаю, что нужны все, и в развитии пивоваренного дела в стране роль руководителя малой пивоварни при правильном понимании собственной миссии достаточно велика. Ведь малые пивоварни могут наиболее динамично реагировать на запросы рынка, создавать оригинальные сорта. Они ориентированы в основном на сегмент HoReCa — то есть те места продаж, которые мы называем правильными и культурными. Другими словами, в развитии культуры потребления пива малым пивоварням отводится очень значительная и важная роль. Между тем, ряд регулирующих воздействий просто не выполним на малых предприятиях — и практика это уже показала. Мало того что они несут тяжёлую финансовую нагрузку, просто несравнимую с экономикой малого предприятия, они непродуманны даже с технической точки зрения: появляются проблемы со счётчиками.
Сегодня в практике развития предпринимательства и налогообложения существуют специальные — упрощённые — режимы для малых предприятий. Но в аппарате правительства уже обсуждаются инициативы по ужесточению требований: увеличению требований к уставному капиталу и ограничению возможности продажи напитков в сегменте HoReCa. Впрочем, на данный момент законопроект отправлен на доработку, и, как заверили представители федеральных структур, он вряд ли выйдет в подобном варианте.
— Различных инициатив по ужесточению хватает, — отмечает Андрей Губка.
— Есть инициатива и по сегменту HoReCa — по ужесточению лицензирования, лицензионных условий. Но, по нашему мнению, в повестке дня законодателей это не является основным пунктом. Пока ничего страшного быть не должно.
Ряд регулирующих воздействий просто невыполним на малых предприятиях — и практика это уже показала. Мало того что они несут тяжёлую финансовую нагрузку, просто несравнимую с экономикой малого предприятия, они непродуманны даже с технической точки зрения.
— В каждой отрасли существует масса особенностей, и любое принимаемое решение их все, безусловно, учесть не может, — отметил Владимир Мишеловин. — Но наиболее яркие, значимые, очевидные, просчитываемые особенности, конечно, нужно закладывать в основу при принятии решений. Наверное, чтобы изменить структуру потребления алкогольных напитков и снизить количество потребляемых крепких алкогольных напитков, нужно дать чуть больше свободы и производителям, и тем, кто продаёт слабоалкогольные напитки — такой позиции, собственно, мы придерживаемся.
Владимир Мишеловин отметил, что если смотреть с точки зрения конкуренции более широко, то малые предприятия вообще не конкурируют с крупными — глобалистами. Глобалисты — а их не очень много — конкурируют между собой, а малые — между собой: соразмерно.
— И равные условия мы понимаем так, что зачастую через административные барьеры и финансовые издержки, которые так или иначе накладываются на бизнес регулированием, большие пройдут, а для малых-то форм бизнеса это иногда смерть! — сказал он. — То есть мы считаем, что они нуждаются в господдержке в самых различных формах — начиная от налогообложения и заканчивая, может быть, прямыми формами поддержки материального плана. В частности, Минэкономразвития ежегодно распределяет очень серьёзные субсидии на поддержку малого и среднего предпринимательства, мы как антимонопольная служба ежегодно согласовываем тысячи заявлений на предоставление преференций для малых и средних предпринимателей, потому что здесь должен быть, конечно, комплексный подход, поскольку они нуждаются в поддержке государства.
На прямой вопрос, видит ли Владимир Мишеловин как представитель ФАС вероятность реализации идеи дифференцированных акцизов для крупных предприятий и для малых, ответ был твёрдое «Да!».
«Чтобы изменить структуру потребления алкогольных напитков и снизить количество потребляемых крепких алкогольных напитков, нужно дать чуть больше свободы и производителям, и тем, кто продаёт слабоалкогольные напитки» (Владимир Мишеловин, начальник контрольно-финансового управления ФАС)
Ещё одну неожиданную проблему, связанную с введением ЕГАИС (Единой государственной автоматизированной информационной системы), поднял представитель самарской малой пивоварни. Он рассказал о своём партнёре — одном из демократичных самарских ресторанов, который продал за 2014 год спиртных напитков на 6,5 млн рублей.
— При этом пива они продали в два раза больше остальных напитков, — подчеркнул выступающий. — Когда ввели ЕГАИС, нас как производителей он не особенно напрягал. А вот коллеги столкнулись с такой проблемой. У них в ресторане три бара. Соответственно, на всех трёх точках установлено оборудование для розлива пива и, так же соответственно, три кассы. По техническому регламенту, требуется три УТМ: у них оформлены один ИНН, три КПП, и на каждый КПП — один УТМ. Таким образом, средней руки ресторан имеет алкогольную лицензию, в которой прописаны три кассы.
И с введением ЕГАИС эти кассы стали обособленными подразделениями, что в налоговом смысле означает нахождение баров в разных местах, несмотря на то, что расположены они, по сути, в разных углах одного помещения.
— В результате, — говорит представитель самарской малой пивоварни, — у коллег согласно лицензии оказались в пределах одного помещения три совершенно различные торговые точки, которые занимаются реализацией алкоголя. И мало того, что, по техническим требованиям ЕГАИС, на каждую точку положен свой компьютер, что очень дорого для такого заведения. Возникают проблемы с транспортировкой: они бутылку из одного своего бара в другой свой бар на противоположной стороне помещения физически перенести не могут. К примеру, поздно вечером гости на одном баре захотели выпить какой-то сорт пива: он здесь закончился, но есть на соседнем баре. А оттуда его уже не принесёшь: просто нет человека, который оформит необходимый документ, а бармен сам не может. Соответственно, эта ситуация уже является поводом для проверок у региональных лицензирующих органов…
И это реальная проблема для любого заведения общественного питания, которое располагает хотя бы двумя барами, и решить её пока никто не может. Самарский представитель даже наглядно её обрисовал, представив слайд с обозначением ситуации в рознице и в общественном питании. Крупная торговая точка — например, гипермаркет, имеющий 50 касс, — располагает одним криптоключом и одним УТМ и спокойно работает; небольшое заведение с тремя барами воспринимается системой как три разные торговые точки, которым необходимо три криптоключа и три УТМ.
Между тем, введение ЕГАИС, как и декларирование алкогольной продукции, уже с начала 2016 года должно быть обязательно: каждому заведению общественного питания придётся фиксировать все закупки, а с 1 июля — и продажи алкоголя. При этом подключение к ЕГАИС стоит порядка 100–150 тысяч рублей на одну точку, а штраф за неподключение может составлять до 200 тысяч рублей.
— Вопрос с ЕГАИС беспокоит всех — и крупных, и средних, и малых, и ритейл, и оптовиков, и производителей, — сказал на это Андрей Губка. — Поскольку, по сути, государство сейчас опробует на нас абсолютно непроверенную систему. Будет она работать или не будет, время покажет, но сейчас к ней никто не готов. Самая высокая готовность у производителей, но и только: у ритейла готовность нулевая, даже у организованного.
Крупная торговая точка — например, гипермаркет, имеющий 50 касс, — располагает одним криптоключом и одним УТМ и спокойно работает; небольшое заведение с тремя барами воспринимается системой как три разные торговые точки, которым необходимо три криптоключа и три УТМ…
Пивовары уверены, что политика ограничений в отношении отрасли не способствует снижению алкоголизации населения. Россия — одна из немногих стран, где больше половины чистого алкоголя потребляется через крепкий алкоголь, ссылается на официальную статистику Дементьев из Московской пивоваренной компании, а приоритетной задачей является как раз изменение структуры потребления спиртных напитков за счёт снижения доли крепких.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...