Top.Mail.Ru

Расслабляться нам не давали никогда!

27 Ноября 2014
Расслабляться нам не давали никогда!

Рестораторы, собравшиеся на конференции РБК «Ресторанный бизнес: в условиях неопределённости» в московском отеле «Марриотт Роял Аврора», обсудили существующее положение дел и прогноз на будущее. Что сегодня происходит с рынком? Что с ним произойдёт в краткосрочной и более долгосрочной перспективе? Стоит ли перекладывать риски на потребителя? Как, наконец, будет развиваться ресторанный рынок и что происходит с потребителем сегодня? На эти и многие другие вопросы постарались ответить участники конференции.

Проблемы после введения эмбарго возникают даже у тех, кто был завязан в основном на местную продукцию. Рост цен благодаря действиям долгосрочных контрактов пока не ощущается, но в любом случае — переговоров стало больше, встречи стали чаще, диалоги — напряжённее.

Переговоров стало больше, встречи — чаще, диалоги — напряжённее


— Мир никогда не давал нам особенно расслабляться, — говорит Денис Климкин, исполнительный директор производственно-распределительного центра «Планета Вкуса» холдинга «Г. Р. М. Планета Гостеприимства». — Мы потихонечку развивались в условиях, когда то открывались поставки какого-то мяса, то закрывались, то открывались поставки рыбы, то закрывались. Поэтому любая здравомыслящая компания, которая строит свою бизнес-модель надолго, всегда смотрела либо на локальные рынки, либо на рынки более стабильные. Поэтому рынок стран СНГ, российский рынок нами рассматривался, может быть, и не на 100%, но на 80% эта ситуация была прогнозируема, и наша компания к ней была готова.

«Планета Гостеприимства» довела ввоз продуктов до 15%, и сейчас под запретом оказалось 5% продукции. И мало того, что доля эта не столь велика, но и данные поставщики, как рассказывает Денис Климкин, уже на протяжении года дублировались локальными игроками.

— Однако как бы там ни было, рынок на сто процентов находился в стрессе, — констатирует Климкин. — Это ярко видно по нескольким видам продуктов: мясу, овощам и сырам. Мы все видим, что в этой ситуации некоторые коллеги по цеху ведут себя неспортивно, экстремально увеличивая цены на продукцию.

С другой стороны, производители из открытых зон — стран, продукция которых не закрыта для нашего рынка, — ведут себя спокойно. Рост цен благодаря действиям долгосрочных контрактов пока фактически не ощущается. Но в любом случае — переговоров стало больше, встречи стали чаще, диалоги — напряжённее.

Человек в последнюю очередь отказывается от удовлетворения своих потребностей


То, что произойдёт с рынком в ближайшем и более отдалённом будущем, попробовал обозначить Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга. Прежде всего, он отметил, что в краткосрочной перспективе цена за единицу продукции будет повышаться.

— Это неизбежный фактор, — сказал он. — Происходит быстрый рост цен на мясопродукты, на овощи. Но очень скоро — и это чуть более долгосрочный, но, тем не менее, скорый тренд — наши компании поймут, что кроме России есть ещё и другие рынки. Те, кто понял, что можно заработать и в Китае, и в Тайване, они уже распределяют риски, выходя на зарубежные рынки.

Более долгосрочной тенденцией Юрий Михайличенко назвал увеличение глубины переработки продукции.
— К этой модели неизбежно придут многие крупные производители: будут сами выращивать картофель, сами выращивать свиней, салаты и прочее, — предположил эксперт. — Наконец, третья тенденция — это изменение потребительских приоритетов. Была же у населения тенденция, что, мол, хватит есть мясо — надо есть рыбу. Поэтому очевидно, что сориентируются потребители — сориентируется и общественное питание.
Если же говорить о макроэкономических тенденциях, то никаких конкретных провалов не будет: человек в самую последнюю очередь отказывается от удовлетворения собственных потребностей. Сейчас общественное питание в Москве удовлетворяет потребности лишь 30–40% рынка. То есть по Москве дефицит рынка общепита составляет 60%! Вопрос лишь в том, какими концепциями, в какой ценовой группе он будет макроэкономически заполнен. Это просто простор для развития бизнеса!

— Сегодня действительно время некоторой паники, но мы переориентируемся, — поддержал своего коллегу Александр Иванов, заместитель руководителя департамента торговли и услуг города Москва. — Есть не только Россия и не только Китай и Тайвань, есть ещё и Бразилия, Уругвай, Парагвай, Аргентина, Турция и прочие рынки. Понятно, что потребитель начинает по-новому пересчитывать деньги в кармане, и мы с вами тоже будем считать свои косты и прочие вещи, но с точки зрения продуктового наполнения… Оно будет! У нас с вами, если угодно, другая проблема будет: дело в том, что все расчёты с той же Латинской Америкой производятся в долларах, а значит — цена этих продуктов, наверное, будет стремиться ввысь. И здесь на первый план выходит вопрос внутренней оптимизации расходов и выстраивания бизнес-модели таким образом, чтобы всё-таки зарабатывать, но при этом, уж извините, снизить свои аппетиты.

Путей сегодня только два: работать с поставщиками и совершенствовать бизнес-модель


Зарабатывать, не перекладывая при этом свои риски на гостя, — это не просто сложно, это есть самое сложное в сегодняшней ситуации.

— Сегодняшняя статистика такова: по оценке Росстата, рост рынка общественного питания во втором квартале текущего года составил 1,8% в сопоставимых ценах — это самый низкий рост с первого квартала 2010 года, когда рынок только начал восстанавливаться после кризиса, — говорит Сергей Рак, председатель совета директоров компании «Стардог!s». — По оценке того же Росстата, доходы населения остановились или даже стали чуть ниже, чем в прошлом году. Какое поведение потребителя наблюдается в этой ситуации? То, что мы наблюдаем в нашей сети, где низкий чек, и то, что мы наблюдаем по другим сетям, где чек выше, одинаково: потребление сокращается.

Понятно, что гость, невзирая на нежелание отказываться от ублажения походом в ресторан себя любимого, сейчас может просто не изыскать для этого финансовой возможности — о том, что представляет из себя современный потребитель, более подробно можно прочитать в статье «Ресторанный бизнес: состояние и вектор развития». Поэтому рестораторы сегодня более всего озабочены, как его, этого самого потребителя — гостя, не потерять. А может быть, и приумножить!

— Стратегия нашей компании как франчайзинговой на следующий год будет такой: мы поступимся своими доходами, но постараемся предлагать условия такие, чтобы франчайзи максимально долго могли работать, не повышая существенно цен, а отставая в конечной цене для потребителя от рынка, — подводит итог Сергей Рак.

— Сейчас многие думают о том, не переложить ли свои риски на потребителя, на гостя, — согласен со своим коллегой Денис Климкин. — Наверное, это самое простое, что можно сделать. А что? Пусть он заплатит! Придёт ли во второй раз — это, правда, большой вопрос. Я думаю, сегодня нам всем надо разговаривать со своими поставщиками. Показывать им: мы даём тебе уверенность, что мы остаёмся на рынке; мы никуда не ушли. Мы с тобой подписали договорённости: ты подписал, что готов это сделать для нас вот в таких объёмах, вот по таким ценам, вот в такой период; мы подписали, что готовы это купить вот в таких объёмах, вот по таким ценам, вот в такой период. И ты — наш, местный, ты родной, ты дорогой наш поставщик, и мы тебя любим. Это один путь. Второй — совершенствовать бизнес-модель. Может быть, машина где-то стала ездить прямей, может быть, бизнес-процесс укоротился где-то. Переработка стала лучше — подтверждаю. И, наверное, если мы и скажем гостю: «Заплати за что-то», — то, может быть, попозже. А может быть, и не скажем!

Простором для развития бизнеса является дефицит рынка общепита (по Москве, например, он составляет 60%). Но успешным бизнес будет лишь в случае правильной его оптимизации и снижения аппетитов владельца, потому что тот, кто попробует переложить свои коммерческие риски на гостя, на рынке не выживет.
Инга Микаелян, старший аналитик РБК Research, представила на конференции доклад «Современные реалии российского ресторанного бизнеса: позиции иностранных и российских компаний, поведение потребителей». Некоторые данные этого доклада можно посмотреть в нашем журнале.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх