Top.Mail.Ru

Ресторанный бизнес: состояние и вектор развития

27 Ноября 2014
Ресторанный бизнес: состояние и вектор развития

Индикатором рынка общественного питания, и сетевого, и несетевого, является динамика оборота общепита. В начале этого года мы оптимистично подумали, что рынок будет, наконец-то, показывать рост выше 3%, однако санкционные войны и пессимизм, родившийся в умах наших потребителей из-за постоянной стрессовой ситуации и неопределённого будущего, заставил нас наши прогнозы снизить до 1–2% (см. график «Динамика оборота общественного питания»).

Темпы роста доходов населения падают


В первую очередь следует отметить, что темпы роста доходов населения на сегодняшний день фактически упали до 0,5%. Это очень плохой показатель, потому что именно он даёт основной импульс роста всего рынка, включая общественное питание, розницу и так далее. А Министерство экономического развития опубликовало данные, что в 2015 году темпы роста доходов населения будут равны 0,4%, что оптимизма не внушает.

Вместе с тем мы видим рост задолженности населения по кредитам: эта задолженность на сегодняшний день фактически в восемь раз превышает оборот общественного питания. Это говорит о том, что свободных денег у населения сегодня мало, да и те, которые есть, люди будут беречь.
Конечно, на обороте общественного питания не могли не отразиться события на Украине. Февральские события моментально отразились на потребительской активности россиян: за ними последовало резкое снижение оборота общепита. Кроме этого, из-за них Россия теряет свою инвестиционную привлекательность.

Подушка безопасности российского рынка общественного питания — в его неразвитости


Тем не менее, у рынка общественного питания пока есть некая подушка безопасности. Надо понимать, что российский рынок общепита пока не развит так, как он развит в европейских странах и США, а значит — он имеет высокий потенциал, который сможет дать толчок к развитию.
Если у нас доля затрат на питание вне дома в общих затратах на питание составляет 11,5%, то в США — 47%. Кроме того, по нашим оценкам, доля сетевых ресторанов не превышает 20%, в то время как в США, где рынок общепита более развит, на долю сетей приходится фактически половина всех действующих ресторанов, кафе и баров.

Помимо этого, у нас наблюдается очень явный географический перекос: на сегодняшний день 44,7% сетевых ресторанов расположены в столицах — Москве и Санкт-Петербурге, в то время как там проживают лишь 11,8% жителей России (см. график «География присутствия сетевых ресторанов»). То есть фактически половина сетевых ресторанов обеспечивают лишь около 12% жителей России.

В авангарде развития — сегмент быстрого питания


Сегодня рынок достаточно быстро заполняется сетевыми ресторанами. С начала 2013 года до конца апреля 2014‑го на российский рынок вышли около 20 новых глобальных сетей. В целом же, в этом году мы зафиксировали 473 основные сети, которые объединяют 12 971 ресторан. Думаю, в следующем году количество сетей, как и количество сетевых ресторанов, будет намного больше.

Большой импульс к развитию ресторанного рынка даёт франчайзинг, за счёт которого растут и развиваются как отечественные, так и иностранные сети.

Следует констатировать, что фаст-фуд — сегмент быстрого питания — является сегодня основным двигателем российского сетевого рынка: этот сегмент показывает наиболее высокие темпы развития, на него приходится 47,5% всех открытий (см. диаграмму «Структура сетевого рынка общественного питания в зависимости от формата заведений»). В России с марта 2013 года по апрель 2014‑го было открыто около 1500 новых ресторанов, среди которых 727 являются заведениями быстрого питания. Это неудивительно: столь стремительному росту фаст-фуда способствует рационализация россиян, выражающаяся в стремлении к экономии и снижении затрат, в том числе и в питании вне дома.

Цена становится всё более значимым критерием


Мы не первый год опрашиваем более 4500 посетителей ресторанов, кафе и баров России и видим, что если в марте прошлого года количество людей, не считающих питание вне дома дорогим удовольствием, несколько увеличилось по сравнению с аналогичным периодом, то в марте этого года оно вновь снизилось: 55,4% россиян считают питание вне дома дорогим удовольствием.

Всё большее значение сегодня приобретает ценовой фактор: 64,4% россиян при выборе заведений быстрого питания ориентируются на средний чек в этих заведениях. 57,4% посетителей кофеен также считают ценовой фактор одним из ключевых при выборе заведения.

Поэтому, как мы видим, демократичные сети сегодня действительно развиваются наиболее активно, но мы видим и другое: глобальные бренды также показывают высокую динамику роста. Это обусловлено тем, что они имеют огромный опыт развития в странах Европы и США, а также огромную силу бренда (см. рисунок «Крупнейшие глобальные сети»).

51 иностранная сеть (то есть 11% сетевых игроков) сконцентрировала в своих руках 21% сетевых ресторанов, открытых в России. При этом с каждым годом их доля лишь растёт, хотя события на Украине и санкции, несомненно, существенно притормозят выход новых иностранных сетей на российский рынок.

Динамика оборота общественного питания
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Вверх