Top.Mail.Ru

Создание успешной команды: индивидуальный подход при командных условиях

01 Декабря 2011
Создание успешной команды: индивидуальный подход при командных условиях

Анна Зубарева, заместитель HR-директора компании «Арпиком», - на выставке ПИР

Чтобы повара и официанты понимали работу друг друга, необходимо время от времени ненадолго менять их местами: ставить официантов на кухню, а поваров – в зал. Только тогда они начнут понимать специфику работы своих коллег и перестанут предъявлять друг другу необоснованные претензии.

В прошлом номере Анна начала делиться опытом работы с персоналом своей компании. Эта работа начинается уже на этапе первого собеседования и… не заканчивается никогда. Как разговаривать с людьми на собеседовании и сопровождать их на стажировке, можно прочитать в октябрьском номере нашего журнала. В ноябрьском номере Анна говорит о том, как именно можно работать с уже постоянными сотрудниками. Главное – поставить работу с сотрудниками на постоянную основу: проводить корпоративные тренинги, где обучать персонал тому, что ему необходимо знать и уметь.

Кросс-тренинги для профилактики войны


Одно из направлений таких корпоративных тренингов является так называемый кросс-тренинг. Мы долго думали, как его назвать, и назвали именно так. У этого тренинга важная задача. Дело в том, что очень многие рестораторы и управляющие сталкивались с проблемой противостояния кухни и зала. У нас однажды дело дошло до метания друг в друга тарелками. И когда возникали такие ситуации, мы, разбирая их, неизбежно приходили к выводу, что сотрудники одного профиля просто не понимают, что делают сотрудники другого: официанты не понимают поваров, а повара – официантов.
Когда официант стоит над поваром и повторяет: «Дай мне мой салат! Дай мне мой салат!» - и это продолжается уже 15 минут, - повара начинает трясти, потому что он этот салат как раз делает. Но у официанта, в свою очередь, сидят гости и тоже спрашивают: «Где наш салат?» - и он им ничего ответить не может, потому что не знает, где салат.
И тогда мы приняли простое решение: мы начали поваров и официантов менять местами. Это считается стажировкой: официанты какое-то время работают на кухне, а повара – в зале. Конечно, самостоятельно из них никто ничего не предпринимает – каждый из них выступает в роли помощника, у каждого есть свой наставник. Но в любом случае весь тот негатив, который накапливался до этого, после работы на месте своего коллеги уходил. Каждый из них начинал понимать чужую работу. Повар – что действительно, если он задерживает по каким-то причинам блюдо, официанту становится перед гостем стыдно. А официант – что если он сейчас посадит гостей одновременно за десять столов, соберет у них заказы и разом отдаст их на кухню, то там наступит на какое-то время кризис.

Главное, что они поняли, - что они в любом случае связаны между собой и повару не следует медлить, а официанту, зная, что на кухне запара, может быть, стоит посадить только что пришедших гостей за барную стойку и попросить, чтобы они чуть-чуть подождали. И все эти вещи они начинают понимать именно после кросс-тренингов.
Но эти тренинги нужно проводить периодически – постепенно они все равно забываются. Мы проводим из примерно раз в полгода.

Выход шеф-повара в зал


Выход шеф-повара в зал является у нас отдельным проектом. У нас все шеф-повара были очень стеснительными, и когда мы объявили всем об этом проекте, то получилось, что все сотрудники начали в нем участвовать – то есть все сотрудники начали помогать шеф-поварам выходить в зал. В самом начале они чуть ли не на руках выносили в зал своего шеф-повара, чтобы он дрожащим голосом говорил два слова: «Добрый вечер!», а потом удирал обратно.
Но это тоже действовало, и в конце концов шеф-повара начали более открыто себя вести, интересоваться какими-то вещами, которые происходят в зале, все более сближаться с гостями.

Один за всех и все – за одного!


У всех официантов любых заведений есть свой план продаж. И каждый из управляющих или владельцев этих заведений сталкивался со случаями, когда человек говорил: «Я свой план выполнил, и теперь буду работать спустя рукава – мне нет никакой разницы, что происходит в ресторане и с моими коллегами: я свой личный план сделал, и я молодец!»
Мы долго думали, что сделать, чтобы таких ситуаций не возникало. Безусловно, должен быть индивидуальный подход и лучшие должны получать больше. Но условия, которые дают право всему ресторану рассчитывать на бонусные составляющие, мы сделали командными. То есть если ресторан выполнил 95% плана, то все могут участвовать в этой бонусной программе. Если не выполнил – она не работает. И это касается и управляющего, и шеф-повара, и, конечно, всего остального коллектива.

Условно: если должен ресторан заработать миллион в месяц, то каждый из официантов должен принести сто тысяч. Это его обязанность, за это его премировать не нужно. Вот, если он сделал больше ста тысяч – он, при условии выполнения плана всем рестораном, получит свою премию. А если меньше – не получит, даже если все остальные сделали по 150 тысяч и перевыполнили общий план в полтора раза.
То есть если весь ресторан может претендовать на премию, то дальше идут личные бонусы: чуть больше получают лучшие, чуть меньше – менее лучшие, а кто-то все равно ничего не получает. Конечно, подходить к этому надо гибко, и за недостачу на кухне не могут отвечать официанты: за это отвечает кухня. Так же, как и за недостачу на кассе отвечает кассир.
Это действительно хорошая идея, хорошая разработка, но для ее успешного претворения в жизнь важно, чтобы ваши критерии были понятны вашим сотрудникам. Если официант не понимает, что ему конкретно нужно сделать для повышения продаж и сколько он уже наработал, то вы вряд ли можете от него ожидать какой-то особой активности и рвения к работе.
Хочу отметить, что на практике я сталкивалась с тем, что, независимо от любой командной бонусной программы, в сети ресторанов все равно найдутся два заведения, где будут работать супериндивидуалисты. И у них это не будет работать никогда. Поэтому здесь тоже нужна гибкость и управленцу необходимо понимать, что если программа где-то не работает два-три месяца, то нужно ехать туда и разбираться, что происходит.

За рубежом профессия шеф-повара давно является публичной. Сегодня она становится таковой и у нас. Однако далеко не всегда шеф-повар готов выйти к гостям в зал: боится, стесняется, не умеет себя подать. Помочь ему раскрыться в этом – задача всего коллектива.
Когда сотрудник выполняет индивидуальный план продаж, он редко задумывается над тем, что сделали или не сделали его коллеги – это является их личным делом, которое на месячную премию данного индивидуума никак не влияет. Но если условием оплаты такой премии поставить коллективное выполнение плана, независимо от выполнения сотрудником своего плана, то каждый член коллектива будет вынужден поддерживать своих коллег, чтобы получить в конце концов премию самому. Единственным, но главным условием такого подходя является выплата или не выплата премии абсолютно всем сотрудникам ресторана, включая управленческий состав.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх