На кого распространяется 294-ФЗ

На кого распространяется 294-ФЗ

В августовском номере нашего журнала мы предлагали рестораторам задавать интересующие их вопросы о применении 294-ФЗ (Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). В этом номере Татьяна Михайловна Зиборова, главный юрисконсульт Центра контроля качества товаров (продукции), работ и услуг, представитель Ассоциации предприятий общественного питания, отвечает на вопросы рестораторов.

— Скажите, пожалуйста, как сделать журнал учета проверок и есть ли для него определенные правила — как он должен выглядеть и прочее? Когда нужно его делать?

— Статьей 16 (часть 8) Федерального закона № 294-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 утверждена типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора). Сам приказ и типовая форма журнала учета проверок опубликованы в правовых системах «Консультант Плюс», «Кодекс». Статьей 16 (части 9-10) Федерального закона № 294-ФЗ установлены требования к ведению журнала. В частности, журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. В журнале должностными лицами органа государственного контроля (надзора) делается запись о проведенной проверке, о датах ее начала и окончания, времени проведения, правовых основаниях, предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются сведения о должностных лицах, проводящих проверку.

— Правильно ли я поняла, что этот закон касается абсолютно всех органов, имеющих право осуществлять проверки?

— Согласно статье 1 Федерального закона № 294-ФЗ, установленный порядок организации и проведения проверок не применяется к действиям государственных органов при проведении оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия; прокурорского надзора и правосудия; административных расследований; мероприятий финансового контроля и финансово-бюджетного надзора; налогового и валютного контроля; контроля на финансовых рынках; банковского надзора; расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве; государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В перечисленных областях применяются нормы специального законодательства, определяющие особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Организации общественного питания должны интересовать те органы контроля, которые действительно вправе осуществлять выездные плановые и внеплановые проверки таких организаций. К ним относятся: органы Роспотребнадзора (проверяют санитарное состояние помещений, качество пищевых продуктов, наличие сертификатов на продукцию, соблюдение санитарных правил при изготовлении и реализации продуктов); органы госпожарнадзора (проверяют противопожарное состояние помещений, приборов, оборудования); милиция (проверяет наличие учредительных документов и документов о регистрации и постановке на налоговый учет, наличие лицензий и соблюдение условий, предусмотренных лицензиями, соблюдение правил продажи отдельных видов продукции, например алкогольной продукции); налоговые органы (проверяют наличие контрольно-кассовой техники, соблюдение правил ведения кассовых операций, осуществляют финансовый контроль).

— На основании каких документов проводятся проверки?

— В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 294-ФЗ, выездные проверки, как плановые, так и внеплановые, проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена названным выше приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141. Следует обратить внимание, что согласно статье 14 Федерального закона проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки. Названным приказом Минэкономразвития также утверждены: типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора) с прокуратурой проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства; типовая форма акта проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя.

— Какие именно документы должны быть оформлены после проверки по ее итогам?

— Порядок оформления результатов проверки установлен статьей 16 Федерального закона № 294-ФЗ. Так, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. О типовой форме акта проверки сказано выше. К акту проверки должны прилагаться: протоколы отбора образцов продукции; протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз (если проводились); объяснения работников юридического лица или работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований; предписание об устранении выявленных при проведении проверки нарушений. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или его представителю под расписку. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган государственного контроля (надзора), проводивший проверку, в письменной форме свои возражения.

— Есть ли какой-то четкий алгоритм действий, которого ресторатор или руководитель заведения может придерживаться, принимая в ресторане работников Роспотребнадзора в качестве проверяющих?

— Каких-то особых рекомендаций, как вести себя с должностными лицами, осуществляющими проверку, не существует. Можно отметить наиболее типичные проблемы у организаций общественного питания, по поводу которых у проверяющих чаще всего возникают претензии. Это несоблюдение санитарных норм и правил, плохое ведение документации на товар (отсутствие товарно-транспортных накладных или их неправильное оформление), отсутствие сертификатов соответствия на пищевые продукты, нарушение правил учета и реализации алкогольной продукции (в том числе продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии), нарушение порядка ведения кассовых операций. Если у организации общественного питания в этих делах наведен порядок, то бояться проверок нет оснований. И еще один важный момент: согласно Федеральному закону № 294-ФЗ, для проведения внеплановой выездной проверки согласование с прокуратурой требуется только в том случае, если проверке подлежит деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства. В отношении остальных лиц сохраняется общий порядок проведения проверок.

— Подчиняется ли этому закону миграционная служба?

Контроль и надзор в сфере миграции подпадает под действие Федерального закона № 294-ФЗ и должен осуществляться в соответствии с требованиями данного закона. В то же время следует помнить, что на 2009 год установлен запрет на использование труда иностранных работников только при осуществлении следующих видов деятельности: розничная торговля алкогольными напитками и пивом; розничная торговля фармацевтическими товарами; розничная торговля в палатках и на рынках, а также вне магазинов. На организации общественного питания данный запрет не распространяется.

— А организация, которая осуществляет проверку согласований на вывески, вентиляторы и кондиционеры и другие вещи, находящиеся на фасаде зданий? Если не ошибаюсь, такая организация относится к органам местного самоуправления. Недавно они оштрафовали наших соседей за несогласованную вывеску, сказав при этом, что данному закону они не подчиняются, так как являются не проверяющим органом, а контролирующим. Законно ли это?

— Есть вывески, которые подпадают под понятие «рекламная конструкция». В этом случае на них распространяется Федеральный закон «О рекламе». Если вывеска имеет значение информационного указателя, она не является рекламой. Между тем постановлением правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 № 1135 утверждены Правила содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, в соответствии с которыми размещение настенных вывесок на фасадах зданий должно быть согласовано с Городским центром размещения рекламы. В соответствии со статьей 18 Закона Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге» нарушение установленных правительством Санкт-Петербурга правил размещения объектов наружной рекламы и информации либо распространение наружной рекламы и информации без разрешения, выданного уполномоченным правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 руб. до 1500 руб.; на должностных лиц — от 2500 руб. до 5000 руб.; на юридических лиц — от 20.000 руб. до 100.000 руб. При повторном нарушении размер административного штрафа увеличивается для граждан до 2500 руб.; для должностных лиц до 10.000 руб.; для юридических лиц до 250.000 руб. На использование кондиционеров на фасаде зданий необходимо согласие собственника здания. Но на практике эта норма не работает.

Уважаемые рестораторы! Мы планируем и далее вести рубрику «Законы и нормативы» и предлагаем вам отправлять все интересующие вас вопросы на электронный адрес kulikova@restop.ru с пометкой «Новый закон».

Согласно Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2010 года на сайте Генеральной прокуратуры можно будет узнать о плановых проверках для малого и среднего бизнеса.

2 октября 2009 года приказом Генеральной прокуратуры РФ № 319 утвержден Порядок формирования ежегодного плана проведения проверок.

Необходимо уточнить: части 6 и 7 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ, регламентирующие данную деятельность, вступают в силу с 01 января 2010 года. Соответственно, ежегодный сводный план проведения плановых проверок может быть сформирован только на 2011 год. На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации его можно будет увидеть в конце 2010 года, не позднее 31 декабря, как того требует закон.

И здесь важно понимать, что план будет касаться не только субъектов малого и среднего предпринимательства, а всех проверяемых юридических лиц. Так, согласно пункту 6 статьи 9 закона в срок до 1 ноября 2010 года органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля направят в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, в том числе прокуратура Санкт-Петербурга, обеспечат их сведение в пределах соответствующих территорий, проверив законность предложений органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Форма и содержание таких планов также будут установлены Правительством Российской Федерации. Генеральная прокуратура, в свою очередь, разместит ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет до 31 декабря 2010 года. В дальнейшем такая работа будет проводиться ежегодно.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Генеральный директор компании "Император Техно"
Ресторатор
Ресторатор. Основатель HURMA Group of Companies Идейный вдохновитель и со-организатор Gastreet — International Restaurant Show Автор бестселлера "Мой бар - мои правила".
Вверх