Само по себе понятие «спортбар», по сути, оксюморон. Любой вид спорта, в том числе шахматы и шашки, подразумевает здоровый образ жизни, что, соответственно, исключает употребление спиртных напитков. Тем не менее этот формат заведения, да и само словосочетание, прижились крепко-накрепко.
Когда телевизионные приемники стали доступны большинству, в Англии появились первые спортбары. Эти бары были ориентированы на футбольных болельщиков, которые в силу обстоятельств или отсутствия денег на билет не смогли попасть на стадион, где играла их любимая команда. В то же время по всему СССР болельщики собирались на скамейках во дворах и с бидонами и трехлитровыми банками пива слушали трансляции по переносным радиоприемникам. Позже питейные заведения типа «спортбар» начали завоевывать популярность и на сегодняшний день, уже как отдельный класс общепита, широко представлены практически в любой стране мира.
Отследить точное время возникновения первого спортбара в России не представляется возможным главным образом потому, что здесь основанием для приобретения статуса «спортбар» служила банальная установка телевизора в торговом зале. Сегодня существующие в России спортбары объединяют несколько характерных признаков. Как правило, в интерьере такого заведения присутствует различная спортивная атрибутика (флаги различных стран и клубов, кубки-муляжи или даже их оригиналы, вымпелы и прочее). В баре установлено несколько качественных плазменных панелей, но, естественно, оптимальным вариантом для непрерывной трансляции спортивных соревнований служит большой проекционный экран. Также идеальный спортбар подразумевает наличие тотализатора.
Один из типичных представителей класса – спортивный бар «Восьмерка» в Петербурге.
– Спортбар образовался путем перепрофилирования зала игровых автоматов около года назад, – рассказывает Алена Клубова, администратор спортбара. – Кухня в заведении уже была, но нам пришлось немного переоборудовать ее, сделать ремонт торгового зала и стилизовать его под спортбар. В «Восьмерке» два зала, оба – для курящих, всего на 80 мест. Применять европейскую практику, с «аквариумами» для курящих, в отечественных барах, на наш взгляд, пока рановато.
Целевая аудитория российских спортбаров – мужчины от 20 до 60 лет, преимущественно футбольные фанаты.
– Возможно, это покажется странным, но когда проходят серьезные спортивные баталии, около четверти посетителей – девушки, – отмечает Алена Клубова. – Они не меньше любят поболеть за свою команду в шумной компании.
Владельцы спортивных баров сходятся в том, что здесь нет смысла подавать дорогие блюда высокой кухни.
– Кухня спортбара в основном ориентирована на блюда к пиву, – говорит Екатерина Хлынова, соучредитель спортбара «Дерби» (Петербург). – Это всевозможные снэки, холодные закуски, соленья, мясные нарезки, колбаски, свиные ребра и целиковые рульки – блюда как европейской, так и русской кухни.
Наш опрос показал, что владельцы российских спортбаров больше всего зарабатывают на футболе, особенно если играет главная команда города. Рейтинг популярности других видов спорта среди посетителей баров, по нисходящей – это хоккей, автогонки (особенно «Формула-1»), баскетбол и большой теннис.
Что касается карты напитков, хитом продаж в спортивных барах является разливное пиво. При этом в большинстве заведений также представлена широкая линейка крепкого алкоголя.
– У нас 8 пивных кранов исключительно с импортным пивом, – продолжает Екатерина Хлынова. – В обычные дни стоимость бокала объемом 0,5 литра колеблется от 140 до 160 рублей, в дни спортивных соревнований мы поднимаем цену до
180 рублей.
– В нашем баре лишь одна позиция разливного пива, и мы считаем, что этого достаточно, главное – быстро подавать его на столы. Кроме того, большой популярностью пользуются водка, виски, текила, шампанское, вино и ликеры, – говорит Алена Клубова.
В период проведения важных футбольных первенств места в спортбарах нужно бронировать не меньше чем за неделю.
– В нашем баре существует такая практика: заказ стола на 6 человек обойдется в 3600 рублей, на эту сумму гости приобретают напитки и блюда. Получается по 600 рублей на человека. Это немного, если учесть, что за вечер, проведенный в баре, посетитель тратит не меньше, – рассказывает Алена Клубова.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...