Top.Mail.Ru
WORLD FOOD

Самостоятельный формат требует обстоятельного подхода

31 Октября 2013
Самостоятельный формат требует обстоятельного подхода

Если кулинария при ресторане является вспомогательным направлением ресторанного бизнеса, то кулинария как самостоятельный формат сама по себе — отдельный бизнес. И хотя сегодня такой формат считается одним из наиболее перспективных и интересных для предпринимателя — при правильном подходе самостоятельная кулинария выходит на самоокупаемость уже на второй месяц работы, — главная сложность состоит именно в организации правильной системы, которая заработает с первого дня: то самое, что американцы называют firsttimeright — сделать все правильно с первого раза.

- Стоимость организации и открытия современной кулинарии в Москве составляет, как оценивают эксперты, порядка
5 млн. рублей.

В формате уличных павильонов работать сложно


Именно «с первого раза» получилось открыть кулинарию у Алексея Кима, бывшего шеф-повара московских ресторанов Dodo и «Голубка», а теперь — совладельца кулинарии «Бубликshop». Заведение со средним чеком в 500 рублей предлагает классические русские, европейские и азиатские блюда — то, что всегда пользуется спросом и за чем сегодня здесь стоят очереди. Понятные блюда из понятных продуктов, готовящиеся быстро и достаточно несложно — вот на чем стоит «Бубликshop». То, что Алексей — сам повар, — несомненно, главный фактор успеха заведения: он понимает, что готовить, знает, как и сколько, и точно знает, к кому обратиться за продуктами.

Примерно такой же средний чек и у проекта «КулинариУм», который изначально строился как заведение с демократичной кухней, но не быстрого питания. При этом у его основателей уже были некоторые наработки: фабрика-кухня и небольшие павильончики, где начали продавать в розницу готовые блюда. Однако фактически с начала открытия «павильонной»сети ее руководители столкнулись с тем, что люди воспринимали готовую кулинарию исключительно как майонезные салаты. А отношение к этим салатам и по сей день, мягко скажем, не очень хорошее... Поэтому очень быстро стало понятно, что только в таком формате — формате уличных павильонов, — работать будет сложно.

И кулинарию было решено сделать стационарной, фактически полностью перенеся ее из уличных павильонов в закрытое помещение. Так возникло кафе-кулинария «КулинариУм». И сразу после открытия первого заведения стало понятно, что надо планировать сеть: продукция востребована, люди идут, блюда готовятся и тут же продаются. Но основатели сети решили не идти путем традиционной, сейчас уже прочно забытой кулинарии, а сделать ее современной, красивой.

Для этого в кафе установили не только традиционный прилавок с готовой продукцией, но и столики с удобными стульями и креслами, а в интерьере решили использовать натуральные материалы. Кроме того, владельцы решили, что необходим какой-то яркий продукт, который будет сам по себе говорить о качестве заведений и ассоциироваться именно с этой сетью, а именно — пироги.

Поэтому «КулинариУм» сегодня развивается в трех направлениях: пироги ручной работы из теста, рецепт которого запатентован, домашняя кулинария и фермерская продукция. При этом третье направление, пожалуй, самое сложное. Пришлось долго искать фермеров, которые бы поставляли молочную продукцию — творог, молоко, сметану.

Кулинария «рядом с домом»


В «КулинариУме» быстро поняли, что продаж только в заведениях недостаточно: надо запускать новое направление — направление доставки, а также открывать небольшие кулинарии «рядом с домом»: сейчас они называются «КулинариУм-экспресс». Отличие от «больших» «КулинариУмов» в том, что в «маленьких» нет посадочных мест (в некоторые поставлены барные стойки для быстрого перекуса) и нет приготовления на месте — там продают только то, что готовится на фабрике-кухне. В «больших» «КулинариУмах» основная часть продукции готовится на месте, и лишь некоторая привозится с фабрики-кухни.

Приготовление на месте позволяет быстро менять ассортимент продукции и вводить в меню новые блюда. Кроме того, есть блюда, которые очень сложно быстро и качественно готовить на фабрике-кухне. Это касается прежде всего дорогих блюд, требующих приготовления особых соусов и предназначенных для быстрой реализации. Но и многие гарниры и салаты также требуют приготовления на месте — например, овощные салаты, которые при перевозки неизбежно пустят сок, или такой гарнир как картофель жареный с грибами — он вряд ли сохранит свой вкус, если его заранее готовить на фабрике-кухне, а потом разогревать в кулинарии.

С другой стороны, некоторые блюда оптимальны для приготовления именно на фабрике-кухне — например, котлеты по-киевски: их вполне можно приготовить «массово» и развозить по точкам, где только доготавливать.

И хотя в конце дня каждая кулинария снижает цены, чтобы распродать остатки (в «Бубликshop», например, вечерние скидки доходят до 50%), коэффициент списания кулинарной продукции все равно может быть достаточно высоким.
Кроме того, организуя кулинарию без ресторанной поддержки, надо иметь в виду, что каждый ее сотрудник должен уметь выполнять множество функций — следить и за залом, и за гостями, и за продукцией, и принимать заявки на доставку, и формировать заказы, и отправлять их: то есть функционал продавцов и менеджеров, которые работают в кулинарии, намного шире функционала сотрудников, работающих в любых других заведениях общественного питания.

■ в идеале — на кулинарные заведения от 3–4 точек требуется отдельная фабрика-кухня;
■ что не отменяет организацию полноценной кухни на самих точках;
■ тщательная разработка меню: отдельно для фабрики-кухни, отдельно — для кулинарий;
■ развитая система логистики;
■ контроль качества и на фабрике-кухне, и на транспорте, и на каждой точке;
■ высокий коэффициент списания;
■ многофункциональность каждого члена команды.
Сытные, сладкие и сезонные пироги.
Супы: борщ из свежей капусты; куриный бульон с зеленью и яйцом; крем-суп томатный; крем-суп тыквенный; крем-суп чечевичный; уха и прочие.
Салаты: из свеклы с чесноком; винегрет; сельдь под шубой; оливье; греческий; овощной с травами и прочие.
Птица: котлеты «Минские» (с курицей); плов с курицей; тефтели паровые из индейки; котлеты по-киевски; котлеты «Пожарские»; куриные котлетки с тыквой и прочие.
Мясо: голубцы с мясом и рисом; котлеты мясные от шефа; печень жареная с луком; оладьи из печени; тефтели по-домашнему; рулет из свинины с перцем и беконом и прочие.
Рыба: семга в соусе терияки; треска в панировке; соте из лосося.
Овощи, гарниры; блины и сырники; мед, варенье, а также фермерские продукты, кондитерские изделия, напитки, торты на заказ.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Управляющий директор ВТБ.Чаевые+
Ресторатор, основатель концепт-стора и ресторана «КМ20» (Москва)
Шеф-кондитер кафе «Круч»
Бренд-шеф ресторанов «Счастье», Michèle
Шеф-повар Bruno, Москва
Коммерческий директор Торговой компании "Мастергласс"
Шеф-повар ресторана Hedonist
Бренд-шеф  ресторана Hedonist
Шеф-повар ресторана Fumisawa Sushi
Вверх