Top.Mail.Ru

О лицензии на употребление алкоголя на месте

23 Октября 2012

Основную проблему рестораторов обозначил Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров: лицензия на розничную продажу алкоголя совершенно не подходит для предприятий общественного питания. Для предприятий индустрии гостеприимства должна быть лицензия на реализацию алкогольной продукции «потребление на месте».

В действующих нормативных документах и в первую очередь в Федеральном законе 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» фактически отсутствует разграничение таких видов деятельности как розничная торговля и оказание услуг общественного питания.

Применение норм, рассчитанных на регулирование розничной торговли к предприятиям индустрии гостеприимства порождает, с одной стороны, ограничения и регулирование, которые не соответствуют общемировой практике регулирования деятельности предприятий индустрии гостеприимства по обороту алкогольной продукции. С другой – создают возможности для предприятий розничной торговли обходить, например, такое ограничение, как установленное время розничной реализации алкогольной продукции, имитируя деятельность по оказанию услуг общественного питания.

Для этого предприятию торговли достаточно установить 1-2 столика и предложить потребителю приобретать алкогольную продукцию порционно, сохраняя одновременно и возможность для потребителя приобретать алкоголь в потребительской таре. Чаще всего эту лазейку используют небольшие предприятия торговли, в ассортименте которых преобладает алкогольная продукция, зачастую сомнительного качества и происхождения, собирающие вокруг себя спецконтингент «любителей», что негативно влияет на криминогенную обстановку на прилегающих территориях.

Это дискредитирует деятельность реальных предприятий питания, предоставляющих услугу в надлежащем объеме: питание, комфортная обстановка, досуг (что требует значительных и финансовых, и организационных затрат), и препятствует адекватному регулированию такой деятельности, как оказание услуг общественного питания.

ФРиО полагает, что значительную часть проблем может снять введение самостоятельного вида лицензии для предприятий индустрии гостеприимства «реализация алкогольной продукции для потребления на месте», которая влияет на:
- незначительный объем реализации алкоголя предприятиями, так как реализация осуществляется порциями (а не бутылками или ящиками), и является одной из составляющих услуги питания. Согласно ГОСТ Р 50647-2010 «Услуги общественного питания. Термины и определения», предприятия питания предоставляют потребителю услуги по организации питания и досуга, с ассортиментом блюд, включая напитки, в том числе алкогольные, кондитерские изделия, покупные товары, в том числе табачные изделия;
- незначительный объем потребления алкоголя конкретным потребителем, так как это потребление, с одной стороны, сопутствует приему пищи, с другой – осуществляется в публичном месте и предполагает соблюдение потребителем рамок приличия, за чем, в том числе, следит и персонал предприятия;
- повышенные требования к качеству и разнообразию алкоголя, которое востребовано и оценивается потребителем непосредственно в момент предоставления услуги, и в случае вопросов к качеству или вкуса напитка предприятие осуществляет замену. По данным Роспотребнадзора, именно в предприятиях гостеприимства при контрольных проверках фактически не выявлено недоброкачественной или контрафактной алкогольной продукции;
- небольшие объемы каждого вида поставляемой алкогольной продукции (до 1-2 бутылок) и длительные сроки реализации (1 бутылка дорогостоящего алкоголя может быть реализована в предприятии питания в течение 6 месяцев и более).
Введение нового вида лицензии для предприятий индустрии гостеприимства позволит создать самостоятельное правовое поле регулирования оборота алкогольной продукции в предприятиях индустрии гостеприимства, что позволит более детально и предметно регулировать целый ряд вопросов, который в настоящее время существует в отрасли.

Дмитрий Шаблинский (Управление государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Росалкогольрегулирования): «Я согласен, что розничная продажа алкогольной продукции и услуги общественного питания – это две разные услуги, и сравнивать их нельзя. Подтверждением этому – решение Правительства о поручении Росалкогольрегулированию рассмотреть и представить предложение по выделению услуг общественного питания из общей массы существующих сегодня лицензий.
Буквально в начале сентября мы с министерствами проработали этот вопрос, и Росалкогольрегулирование уже направило в Правительство РФ конкретные предложения по поправкам в закон для дальнейшего обсуждения. Думаю, что в ближайшее время мы подготовим эти поправки в виде конкретных изменений в закон и будем их обсуждать с бизнесом.
И в отношении лицензирования деятельности общественного питания мы просим помощи у бизнес-сообщества. Сейчас у нас есть лицензия «Розничная продажа алкогольной продукции», и наши предложения заключаются в том, чтобы в этой лицензии давать некие уточнения, что это – услуга общественного питания. Может быть, по вашему мнению, нужно более точно конкретизировать эту услугу? Возможно, ее необходимо выделить отдельно; может быть, она требует некоего разграничения по градусности, по каким-то специфическим моментам, которые есть в ресторанах – скажем, кто-то продает пиво, а кто-то – крепкий алкоголь. Возможно, нужно какое-то категорирование этой услуги, и этот вопрос обсуждаем».
Олег Сазанов (Министерство промышленности и торговли, Департамент государственного регулирования внутренней торговли): «Мы за то, чтобы лицензия была разделена на розницу и общепит – «употребление на месте»: надо посмотреть, как это лучше сделать».
Андрей Кузнецов (Федеральная антимонопольная служба): «Основная наша задача – соблюсти баланс, чтобы отрегулировать рынок и не алкоголизировать его при этом. И, на мой взгляд, в этом отношении нужно больше уделять внимание такому направлению как рестораны, продажа с потреблением напитков на месте, – по крайней мере, это то направление, которое позволяет внести некую культуру в потребление алкоголя в стране, что с точки зрения деалкоголизации очень важно».
Андрей Зацаринский (Правительство РФ): «За то, что произошло, я не отвечаю, но готов отвечать за то, что произойдет. Безусловно, закон требует корректировки. Он фактически был создан для регулирования оборота крепкого алкоголя, и имеющиеся нюансы не регулировал. Федеральным органам власти дано поручение о разработке отдельной лицензии. Я думаю, что это не просто должно быть разделение лицензии – это должно быть отдельное регулирование. Лучше всего, если это будет отдельная статья, которая учтет нюансы. Игорь Бухаров войдет в экспертный совет Росалкогольрегулирования и как представитель бизнеса поможет федеральной службе внести необходимые поправки».
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх