Top.Mail.Ru

До 2020 года мы обречены на веселую жизнь

23 Октября 2012
До 2020 года мы обречены на веселую жизнь

HoReCa как объект культуры


Российская HoReCa – лишь часть алкогольного рынка, причем небольшая часть: на сегодняшний день в HoReCa продается не более 3% физического объема алкогольной продукции России (без пива). Если говорить о пиве, то в системе баров и ресторанов продается примерно 10% пива. Для сравнения: в западных странах в системе HoReCa до кризиса продавалось 45 и более % алкоголя, сейчас – порядка 35%.

И если в Москве соотношение торговых точек и ресторанов примерно одинаковое, 50х50, то в регионах процент ресторанов, как правило, не превышает 10-15, остальное – торговые точки. А ведь HoReCa – это в каком-то смысле объект культуры, который формирует культуру потребления алкоголя, и отношение к ней должно быть особое, несмотря на небольшой объем непосредственно продаваемой там продукции.

Сегодняшняя проблема в том, что рестораны и, простите, сельпо регулируются сейчас фактически одинаково – понятно, что своя специфика есть, но по большому счету к ним предъявляются одинаковые требования. Мы говорим о необходимости снижения алкоголизации населения, и главное в этом, безусловно, не ограничения и запреты, а прежде всего культура потребления.
Евросоюз предоставляет свои данные, и мы видим, что средний россиянин пьет ровно столько же – в спирте! – сколько средний житель Евросоюза: около 14 литров спирта в год. Но дальше начинаются сплошные различия: в структуре потребления – мы страна крепкоалкогольная; в культуре потребления, которая характеризуется прежде всего местом, и если в Европе это ресторан, то мы в рестораны ходим редко; в безопасности алкоголя – самый больной вопрос.
В Чехии более 20 человек погибли из-за отравления алкоголем крепче 20о, и власти страны запретили торговлю алкоголем. Президент Чехии на следующий же день после введения «сухого закона» на продукцию крепче 20о назвал причины случившегося. Во-первых, высокие ставки акциза, во-вторых – высокая стоимость алкоголя. Этим он подвел итог «провалу алкогольной политики в Чехии». При том, что алкоголь для граждан Чехии относительно средних зарплат в несколько раз дешевле, чем для граждан России. Но вот что показательно: 12 дней продержался в стране запрет на алкоголь крепче 20о, и за это время производители алкоголя успели выпустить новый ликер в 19о – он под этот запрет не подпадает! Представьте: чехи смогли за 10 дней зарегистрировать продукт, зарегистрировать рецептуру, выпустить этикетки и так далее, и так далее. У нас это даже трудно себе представить.

Сегодня у нас идет алкогольная реформа, которая сопровождается антиалкогольной компанией и акцизной реформой. И вот эта акцизная реформа запросто перечеркнет все хорошее, чего достигла алкогольная. Давайте посмотрим.

Первый этап реформы: плюсы и минусы пополам


Первый этап алкогольной реформы рынка шел с 2009 по 2011 год. За это время была развязана антиалкогольная кампания, которая сосредоточилась на ограничениях и запретах. Считается, что ночной запрет продажи алкоголя привел к увеличению продажи алкоголя в HoReCa. Это хорошая мера, но надо иметь в виду, что продажи в HoReCa если и увеличились, то крайне незначительно, потому что большая часть населения не имеет доступа в бары и рестораны: дорого.

Второе – за два с половиной года в два раза сократилось число производителей, импортеров и дистрибьюторов – явно идет процесс глобализации, укрупнения: считается, что монополизированным рынком управлять легче. Я думаю, что вряд ли… Скорее, это делается в интересах наиболее крупных компаний, но это уже другой вопрос.

Наконец, с 10-го года началась фискальная реформа в сегменте низкоалкогольной продукции: акцизы на пиво выросли в три раза. Правда, здесь надо сказать, что государство не ошиблось: потребление пива не упало, и государство стало получать больше денег в бюджет.
Второй этап реформы: результат под вопросом
С 2012 по 2015 годы будет проходить второй этап алкогольной реформы на рынке. И связан он прежде всего с сокращением числа торговых точек. На 1 января в России было 33330 тысяч торговых точек, 10-15% их них – заведения общественного питания.

Что произойдет буквально через несколько месяцев? Торговых точек по продаже пива станет значительно меньше. Если сегодня их более миллиона – это магазины и киоски, – то тысяч 700 киосков исчезнет как продавцы алкоголя, и весь этот алкоголь переместится в магазины и в систему HoReCa. Пивные компании это поняли и даже собираются создавать систему эконом-баров. Это правильное, но дорогое решение.

Второй вопрос – акцизная реформа в системе крепкого алкоголя. Это самое убийственное решение. Да, государство фискально выиграет, но социально – колоссально проиграет. У нас в прошлом году в сегменте подпольно-нелегальной суррогатной продукции находилось 65% объема. То есть акциз платился лишь с 35% выпитой продукции. Теперь объем легального рынка сократится процентов на 20, акцизы вырастут в три раза – то есть в результате государство получит денег больше. Но значительная часть населения переместится в подпольно-нелегальный суррогатный сегмент.
Не раньше 2015-16 годов ожидается реальное объединение рынков, и все начнется по новой: система регулирования должна быть единой, система учета единой, система контроля тоже – покой нам только снится, до 2020 года мы обречены на веселую жизнь.

После введения строгих ограничений на торговлю пивом и запрета на его употребление в общественных местах у руководителей ресторанов, торгующих пивом, возникло много вопросов. Нужна ли им теперь лицензия – один из важнейших. И представители Росалкогольрегулирования, и представители ФАС заявляют, что если ресторан из алкоголя торгует ТОЛЬКО пивом – лицензия не нужна. Но если в нем кроме пива планируют продавать пивные или слабоалкогольные напитки, то лицензия в соответствии с новым законодательством обязательно нужна.
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх