Создание успешной команды начинается на первом этапе отбора кандидатов — на собеседовании. На первой же встрече с соискателем мы стараемся, прежде всего, определить, наш это человек или не наш: готов он принять корпоративную культуру нашей компании или не готов. Иногда его даже не спрашивают об обучении или опыте работы по специальности: если это наш человек, мы выясняем его готовность и желание учиться, поскольку обучить его мы готовы.
Таким образом, задача сотрудника HR-отдела на данном этапе определить, во-первых, готов ли претендент разделять ценности компании, и, во-вторых, готов ли он учиться.
Но при этом мы должны точно знать, каков он — наш сотрудник? Каким мы хотим его видеть? Ответственный, пунктуальный, со многими другими положительными качествами. У нас должен быть некий портрет желаемого сотрудника. И на основании этого указываем те требования к кандидатам, соответствие которым мы должны увидеть. Это скрупулезная работа, я бы назвала ее даже несколько школьной: официант у меня должен быть такой, повар — такой. Мы определяем это путем разделения компетенций на жесткие и мягкие навыки. Жесткие — то, что человек должен уметь делать; мягкие — что нельзя проверить сразу же, например, честность, порядочность и прочее.
Поняв, какие именно люди нам нужны и что мы можем выявить сразу, а что — со временем (мягкие навыки сразу не определишь, какие бы тесты мы не проводили и какие бы анкеты не подсовывали), мы приглашаем кандидатов, успешно прошедших собеседование, на стажировку — просто поработать в наших заведениях. Стажировка определена четырехдневная, мы ее оплачиваем, хотя ни мы, ни кандидат еще не приняли никакого решения.
Никаких обязательств по продолжению сотрудничества ни одна сторона на себя пока не берет: цель стажировки — присмотреться друг к другу и понять, насколько нам это интересно. Кандидаты иногда очень быстро понимают, что ошиблись с выбором профессии. Человек, начав работать, например, официантом, через пару дней осознает, что ему очень тяжело целый день стоять на ногах, не имея ни минуты свободного времени. Это действительно физически тяжело! У нас бывали случаи, когда после смены стажеры засыпали где-нибудь в подсобном помещении, буквально свалившись с ног. Кто его осудит, если он не выйдет на пятый день на работу?
Главное, что нужно помнить сотруднику HR-отдела, — во время стажировки ни в коем случае нельзя бросать кандидата, сказав ему: «Приходи к десяти, а там разберемся, что ты будешь делать». Человека должен «подхватить» управляющий заведением или менеджер — тот, кто занимается персоналом в ресторане, — объяснив конкретные задачи на текущий день. Но объяснить мало — претенденту нужно помогать, направляя его действия в нужное русло и наблюдая за ним: как быстро он адаптируется в заведении, как справляется, как решает конкретные задачи. Так реализуется программа адаптации будущего сотрудника.
Эта программа включает ряд очень простых для исполнения пунктов, которые разработаны сотрудниками HR-отдела. Менеджер или управляющий ни в коем случае не ставит новенького на «затыкание дыр»: этому руководителю дается в руки конкретный список, что он по пунктам должен сделать сегодня с пришедшим в его ресторан кандидатом. Все очень четко и предельно ясно: «1. Познакомиться с кандидатом лично. 2. Рассказать ему об оплате, социальном пакете и прочее. 3. ...». Выполняя эти пункты, руководитель ставит рядом плюсик. Конечно, все понимают, что и управляющий, и менеджер — люди взрослые и вроде бы должны сами разобраться. Но у них действительно на такие вещи часто не хватает времени, и они идут более простым путем — отправляют человека туда, где не хватает рабочей силы.
Это не наш путь!
На самом деле такой метод работает — он проверен многолетним опытом. Играет роль простой человеческий фактор: не написал — забыл. У нас менеджер не забудет ничего.
Конечно, ни первичное собеседование, ни стажировка не дают правильного представления о человеке. Но после испытательного срока оно в любом случае будет более полным.
Мы всегда позиционировали себя открытой компанией. Мы делимся информацией с сотрудниками, стараемся, чтобы у нас не было белых пятен. У нас открыты выручки, и каждый сотрудник знает, сколько конкретно денег вчера заработали.
Мы считаем, что это важно, и решения, которые принимаются, сразу же доводятся до сведения сотрудников. Те к такому положению вещей уже привыкли, и фактически на все свои решения мы сразу получаем какой-то отклик.
Хочу отметить, что этот метод открытости очень помогает работе коллектива. Особенно зримо мы поняли его правильность в 2009 году, когда стало действительно трудно. Мы тогда приняли очень спорное решение отменить бонусы всем — от официантов до управляющих, честно сказали об этом нашим сотрудникам: компания в тяжелом положении, средств не хватает, и тот, у кого есть куда уйти, может без обид это сделать. И наши сотрудники согласились с этим решением, отказавшись от всех своих бонусных частей, чтобы дать компании возможность выжить. Более того, в этот сложный период мы сохранили 98% коллектива. Люди сами сказали: «Мы не будем искать новую работу: если нам суждено выплыть всем вместе — выплывем, не суждено — значит, рухнем все». Это на самом деле дорогого стоит! Мы выжили исключительно благодаря нашим сотрудникам.
И вот эту открытость очень важно демонстрировать кандидатам, как только они входят в вашу компанию. Мы создали специальный тренинг «Введение в компанию» — его проводит лично генеральный управляющий. В свое время раз в месяц это делал Михаил Зельман, а теперь тренинг проводит Наталья Филимонова, которая является нашим генеральным управляющим. Она рассказывает о компании, о том, откуда она вообще взялась, что в ней происходило ранее и чего мы хотим добиться; объясняет, куда обратиться, «ежели что», отвечает на вопросы, — это живой разговор.
Человеку, тем более вновь пришедшему, очень важно понимать, что он может поговорить с первым лицом компании, не стесняясь своих прямых руководителей и не боясь задать ему какие-то вопросы, понимать, что он может получить конкретную помощь, так сказать, «из первых рук».
Далее нужно говорить уже о корпоративных университетах — тренингах, которые мы сами разработали для своих сотрудников, поняв, что кроме нас самих никто ничего не создаст. Мы сами как специалисты лучше всех знаем, что именно нужно знать и уметь нашим сотрудникам для эффективной работы. И главное правило корпоративного университета — все тренинги открыты для всех, и если человек хочет, то он может посетить любой тренинг.
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...