Я сам ресторатором не являюсь, и все мои наблюдения основаны не столько на моем личном опыте, сколько на большом опыте общения с практикующими рестораторами. А опыт этот у меня крайне обширный: я с семинарами был фактически во всех городах нашей страны, начиная от Мурманска, Калининграда и Санкт-Петербурга и заканчивая Хабаровском, Южно-Сахалинском и Владивостоком. То есть это – весь Урал, вся Сибирь, Поволжье, а также – Киев, Одесса, Харьков, Днепропетровск, Алма-Ата, Караганда, Астана, Бишкек, Кишинев. И то, что я рассказываю, - это плод общения с рестораторами всех этих и многих других городов.
Могу сказать, что на всем пространстве СНГ, независимо от национальных и прочих различий, законы ресторанного бизнеса одни и те же. Каждый город считает, что именно у него – люди специфические и подходить к ним нужно по-особому. Но я вижу, что принципиальных различий нет. Да, какие-то мелкие детали могут отличаться, но основные законы одни и те же.
Если рассуждать, где теряется основная прибыль, то начинать нужно с самого главного. Существуют принципиальные ошибки, которые делает владелец заведения, после чего оно недополучает деньги. Самая главная ошибка, из-за чего, по статистике, в течение первых двух лет закрывается 70% ресторанов в России, - когда владелец заведения делает ресторан таким, каким он нравится непосредственно ему. Он сам заработал денег, ездит в Европу, ходит в европейские рестораны, и какой-то из них начинает ему очень нравиться. И он думает: если уж мне он нравится, то понравится и другим. И делает свое заведение именно таким. Приглашает дизайнера, который в его заведении творит, приглашает повара из Европы, и тот делает реально хорошие вкусные блюда. И вот владелец ресторана сидит в нем один или с женой – и ему все нравится! Но больше в заведении никого нет.
А напротив – какая-то узбечка в совершенно непримечательной кафешке готовит плов. Или там стоит дешевый «пивняк». И все забито народом! И полно хороших машин. А у него – ведь так же круто, а никого нет!.. Почему? Потому что он сделал так, как нравится ему, а не так, как нравится гостю.
Поэтому прежде чем что-то начинать строить или открывать, нужно хорошо подумать, а что же нужно людям, которые могут сюда прийти? И если вы это поймете, то успех вашему заведению фактически гарантирован.
Вторая ошибка, которую допускают рестораторы. Они воспринимают ресторан как бизнес по торговле стейками, котлетами, борщом, пельменями, салатом Цезарь или еще чем-то. Нет! Ресторанный бизнес – это бизнес по торговле эмоциями. Человеку важно прийти в заведение и уйти, заплатив какие-то деньги, с ощущением того, что он заплатил меньше, чем получил. И тогда у него остается приятное впечатление.
Оставить такое хорошее впечатление можно разными способами. Можно ему дать такую вкусную еду, что он просто растает от восхищения. Или он заходит в ресторан, а вокруг него официантка вьется – и то ему предложит, и это, и усадит, и салфеточку постелет. И такая она приятная, такая красивая – и он же чувствует себя королем! И думает: «Надо же, а я ведь могу еще и нравиться кому-то!»
Во Владивостоке есть кафе «Студио Кофе», там работал чудесный повар Женя Трефилов. Меня туда пригласили как в самое модное заведение. «У повара, - сказали мне, - авторская кухня, но он известен тем, что он на кухне фактически не работает. Он все время в зале – общается с гостями». Мы пришли, сели я смотрю меню, заказываю блюдо, причем более авторского я до сих пор представить себе не могу: Мортадельные трубочки по-гавайски с креветкой, крабом, нежным сыром Москарпоне, чесноком, майонезом, ананасом и чем-то еще на картофельном дранике. 190 рублей оно стоило – и мы сидим и ждем повара. И Женя входит, и это надо видеть. Он уже со входа начинает здороваться с гостями: «О, привет!» «Привет, как дела?» «Как у тебя с бизнесом, все хорошо?» «Милая, что заказала на десерт? О, это не надо. Саша (официанту), вот, на седьмой столик подай, пожалуйста, десерт, что я вчера изобрел. Да, за счет заведения, конечно!» И так он идет по залу, со всеми общается, кому-то улыбнется, с кем-то поздоровается – и постепенно приближается к нам.
А перед нами две девушки – лет по 35, в «боевом раскрасе»: вышли на «охоту за олигархами». Причем одна очень симпатичная, а другая – немного даже страшненькая. И вот он доходит до столика, где они сидят, и той, которая симпатичная, говорит «Привет!», а ту, которая страшненькая, обнимает и целует. И надо было видеть выражение лица этой женщины! Она сразу расцвела, у нее глаза засияли, она оглядела зал эдак свысока, мол – видите, кто тут королева?.. И я подумал: насколько это гениально сделано! Вот, у нее останутся последние сто рублей, и она придет в этот ресторан и отдаст их за чашку кофе, потому что здесь ей дали почувствовать себя Женщиной!..
Вот такая положительная эмоция. Человек пришел в ресторан и ест, ест – думает, ну, опять не удержался, наел тысячи на полторы-две. А ему приносят счет, а там – 800 рублей. Йес! Восторг – вот куда надо ходить! Опять положительное ощущение.
В Одессе был ресторан «Де жа вю». Люди приходили, мужчины шли в туалет. А в туалете стоял самогонный аппарат, из которого постоянно капает первачок. И человек только пришел в заведение – а у него уже «халявная» выпивка. И это был единственный мужской туалет, куда стояла очередь (обычно если она есть, то в женский). Опять положительная эмоция.
Во Львове есть интересный ресторанчик, сделанный под такое бандеровское логовище. На нем никаких вывесок, никакого названия – дверь и звонок. Человек звонит – открывается маленькое окошечко, ему автомат в лоб и голос: «Пароль!» А пароль – «Слава Украине», отзыв – «Героям – слава!» Открывают дверь, спрашивают: «Жиды, москали, коммуняки есть?» «Есть». «На тебе яду». Дают водки, гость выпивает и идет ужинать. Народу – полно!
И у этой же компании есть другое заведение, еврейский ресторан «Под золотой розой». Приходит туда новый гость, его обслуживают – с песнями, весело. Он поел, посчитал сумму – примерно 50 гривен (около 250 рублей). Приносят счет: 480 гривен. Гость в ужасе. Официанту: «Откуда такая сумма?» Тот: «Вы знаете, вы настолько поели, у вас нет денег? Так вы скажите, мы вызовем милицию!» «Какая милиция? Принесите меню, я покажу, что я заказывал!» «Ой, ну что вы! Будем мы носить меню каждому, кто захочет. Потом у нас меню пропадает». Гость: «Менеджера сюда!» «Наш менеджер не из тех, кто ходит ко всяким». Что делать? «Зовите хозяина!» «Хозяин! Хозяин!» Идет хозяин – старый еврей. За ним идет толстая еврейка, а за ней – двое детей. Они подходят к нему всей командой: «Так, молодой человек, что у вас не в порядке?» «Да безобразие же!» «Ой, ой! Молодой человек, ты такой жадный!» Дети ходят вокруг, пытаясь ухватить часы или телефон, и вдруг гость – этот самый молодой человек – видит, что люди, сидящие вокруг, рыдают от смеха. И понимает, что весь этот театр устроен лично для него!.. Заведение процветает, на чаевые никто не жалуется.
Это и есть эмоции. И вот те владельцы, которые понимают, что они торгуют эмоциями и насаждают в свои заведения какие-то такие мелочи, «штучки», - они и выигрывают.
В Москве одно из моих любимых заведений кафе «Дантес». Там есть вещи, которые сразу рождают в душе какой-то восторг. Первая – коктейли. Самый популярный коктейль сегодня повсеместно Мохито. И там есть Мохито. Есть обычный, а есть литровый. И вот сидит маленькая девушка, у нее в руках литровый коктейль. И мужики сразу соображают: а что с ней станет, когда она его допьет?.. И начинают виться вокруг нее… А ей-то это нравится, она ж для этого сюда и пришла. Эмоция на пустом месте!
Вторая мелочь – стоят бокалы. Официант наливает вино. Где-то по 150 граммов наливают, в более жадных ресторанах – по 125. А здесь при заказе бокала вина официант подходит с бутылкой и наливает не глядя – сколько получится. И подливает еще. И эта широта души, когда не мелочатся, покоряет.
Я убежден, что прежде чем открыть заведение ресторатор должен понимать две вещи: во-первых, надо работать для публики, а во-вторых – эту публику развлекать. Если этого не делается, заведение лишается половины прибыли.
В следующих номерах мы продолжим разговор о том, где еще ресторан теряет прибыль, на каких мелочах «прокалывается» ресторатор.
Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлых номерах мы ...
Мы продолжаем разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями и его успешном продвижении. В прошлом номере мы г...
В прошлом номере мы начали разговор о ресторане как бизнесе по торговле эмоциями. В связи с этим ресторатор должен за...
Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...
В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...
Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...