В коллекции Михаила Степанова, активного деятеля ресторанного мира Петербурга, — проект по доставке еды «Партия Еды», сеть здорового питания Greenbox и другие. В августе он выступал на образовательной конференции «Мечтатели», назвав один из своих главных принципов — не бояться. По его словам, он берется за те проекты, которые немного выше его возможностей, чтобы каждый раз учиться чему-то новому. Ресторановед.ру поговорил с Михаилом о его прошлом опыте и немного о настоящем.
Партия еды, партия роста
— В своём выступлении вы рассказывали о работе в компании по доставке еды «Партия Еды». Сотрудничает ли сервис с какими-либо ресторанами?
—Я открывал этот проект с нуля, разрабатывал концепцию, открывал производство, вёл проект в течение трех лет. Сейчас я не являюсь сотрудником «Партии Еды», но точно могу ответить на этот вопрос, так как продолжаю взаимодействовать с компанией и генеральным директором. Взаимодействие с другими ресторанами существует. Создаются совместные программы с шеф-поварами заведений, меню, идёт двустороннее общение. «Партия Еды» рассказывает о заведении, о шеф-поваре, в свою очередь расширяя ассортимент своих меню.
— Проект распространен по всей России?
— Сейчас он работает в Санкт-Петербурге и в Москве. Но существует план развития по всей стране. Я не настолько погружён в него, чтобы быть более конкретным. Точно знаю, что подобные сервисы развиваются и в Казани, и в Сахалине, и во Владивостоке, только по объёму они намного меньше, конечно, так как рынок Питера и Москвы сопоставим фактически со всей Россией.
— Какой из своих проектов вы бы выделили?
— На данном этапе мне больше всего нравится концепция «Партии Еды»: сервис по доставке продуктовых наборов с подготовленными продуктами и рецептами на дом. Я вижу потенциал развития данной структуры именно в России: она находится на зачаточном этапе и захвачено пока менее одной десятой того, что было запланировано и того, что будет происходить в ближайшие десять лет.
— А сейчас вы работаете над каким-нибудь проектом?
— Нет, я сейчас оказываю, в основном, консультационные услуги и помощь в открытии кафе, ресторанов, оптимизации некоторых процессов. У меня есть направления, которые я лично хотел бы развивать, и я ищу людей, с которыми мог бы это осуществить.
— Могли бы вы отметить интересные проекты, где давали консультацию?
— Например, «Живи и расти». Это тоже сервис доставки наборов на дом. Но там очень прикольная особенность: ребята сами выращивают зелень, у них несколько гектаров земли, огромные теплицы. Три килограмма зелени: укроп, петрушка, щавель, разные виды салатов. Все это они доставляют свежим и сочным. Они пытаются развиться. Я им помогал по некоторым вопросам продвижения.
— А примеры работы с классическими ресторанами?
- Мне ничего такого не попадалось. С другой стороны, мне это и не было интересно. Линейный ресторан мне не очень интересен. У меня есть опыт в работе с сервисами по доставке, монетизации времени, так как эти сервисы на самом деле продают не продукт, а время, и мне интересно именно это. В этой нише я пока что разбираюсь и ищу проекты, которые бы относились к ней.
— Каким образом вы следите за миром ресторанного бизнеса?
— Постоянно мониторю, что открывается, что происходит. Редко получается посещать рестораны, но следить за трендами и людьми я стараюсь. Сейчас вижу тенденцию, что реклама идёт больше за счёт людей, лиц заведений.
«Не нравится — уходи!»
— На ваш взгляд, какая основная проблема российского ресторанного рынка?
— Не хватает хороших кадров, которые бы имели компетенции, были бы многофункциональны и понимали досконально то, чем занимаются. Потому что сейчас берут управляющими людей, которые никогда не работали официантами, шеф-поваров, которые не умеют составлять технологические карты. Это основная проблема — персонал. Вторая проблема — это мотивация и удержание персонала. У нас до сих пор существует такая психология: «Не нравится — уходи!».
— На ваш взгляд, каких форматов в России не хватает?
— Есть одно заведение в Америке, которое очень активно развивается. Это сеть кафе, направленных на более правильное питание, — альтернатива фастфуду. Это некие салатные наборы, где много свежих сезонных овощей: набор, который очень вкусный и полезный. И там в зависимости от района, в котором находится заведение, цена на один и тот же набор разная. У нас такое я вообще не представляю, как реализовать. Они растут очень быстро. И за счёт того, что это правильное питание, и за счет концепции «фэст кэжуал» — взял и пошёл.
— Как вы занимаетесь своим самообразованием?
— Есть социальные сети, ютуб-канал и литература онлайн. Любую информацию там можно найти. Я подписан на несколько каналов, где регулярно появляется актуальная информация о тенденциях.
По информации tgEDA.ru, крупнейшего сервиса приёма заказов в Телеграм, так работают сетевые и одиночные рестораны уже...
В Москве, в ресторане «Малиновка» состоялся бизнес-завтрак – встреча в неформальной обстановке пред...
Фабрики-кухни, dark kitchen, доставка и торговля навынос. Какие возможности для предпринимателей открывают альтернати...