24 июля 2019 года в Москве стартует фестиваль документального кино о гастрономической культуре Eat Film Festival. Фестиваль продлится с 24 по 30 июля.
В кинопрограмме, о которой мы уже писали ранее, — 10 фильмов о заведениях со звездами «Мишлен», проблеме food waste и гендерном равноправии в ресторанной индустрии. Фильм открытия «Большая маленькая ферма» — история о фермерской авантюре режиссера-документалиста Джона Честера. Закроет фестиваль фильм «Бариста» о сложном мире specialty coffee и международном чемпионате бариста в Сеуле.
Показы и дискуссии пройдут на Центральном рынке, в кинотеатрах «Каро 11 Октябрь», Garage Screen и особняке «Рихтер».
Eat Film Festival — первый российский фестиваль документальных фильмов о гастрономической культуре, основанный Кириллом Сорокиным и Аленой Бочаровой, создателями международного фестиваля документального кино о новой культуре Beat Film Festival, и ресторатором Екатериной Дроздовой, соавтором проектов «Простые вещи», «Хачапури», Ragout, экс-партнером Novikov School.
Полное расписание фестиваля:
24 июля
19:30 Открытие фестиваля: «Большая маленькая ферма» + фермерский поп-ап ужин / Центральный рынок
25 июля
19:30 паблик-ток «Бережное отношение к продуктам: необходимость или маркетинг» + показ фильма «Wasted. История о пропавших продуктах»/ Каро 11 «Октябрь»
21:00 «Большая стройка Альберта» + блюдо от «Кухни на районе»/ Центральный рынок
21:30 «Большая маленькая ферма»/ Garage Screen
26 июля
19:00 рамен-баттл + показ фильма «Раменхеды»/ Центральный рынок
20:00 паблик-ток «Суши-феминизм: Юяма Рэйко против гастрономического шовинизма» + показ фильма «Сны Дзиро о суши»/ Garage Screen
27 июля
16:00 «Большая маленькая ферма» + паблик-ток «Новое фермерство» / Каро 11 Октябрь
18:00 лекция Анны Кукулиной «Альберт Адриа: выход из тени» + показ фильма «Большая стройка Альберта»/ Каро 11 Октябрь
19:30 суши-шоу Юямы Рэйко + «Сны Дзиро о суши» / Центральный рынок
21:30 «Сражение за еду»/ «Рихтер»
28 июля
16:00 лекция Анны Кукулиной «Путь к совершенству» + показ фильма «Раменхеды»/ Каро 11 Октябрь
18:00 «Сражение за еду» + паблик-ток «Один в поле воин. Как работает принцип малых дел»/ Каро 11 Октябрь
19:00 «Бариста» + паблик-ток «Хороший кофе — норма жизни или городской хайп?» / Каро 11 Октябрь
21:00 «Диана Кеннеди: ничего лишнего» + блюдо от «Кухни на районе» / Центральный рынок
29 июля
19:30 вступительная лекция от Марии Канабаль + показ фильма «Огонь! Революция на кухне»/ Garage Screen
20:00 лекция Анны Кукулиной «От ольмеков до фаст-фуда» + показ фильма «Диана Кеннеди: ничего лишнего»/ Каро 11 Октябрь
21:30 «183 дня» + фильм представит его главный герой: победитель российского отборочного тура конкурса Bocuse d’Or Андрей Матюха/ «Рихтер»
30 июля
20:00 «Бариста»/ Каро 11 Октябрь
20:30 «Сражение за еду»/ Каро 11 Октябрь
20:30 «Огонь! Революция на кухне» + паблик-ток «Будущее еды: женский взгляд»/ «Рихтер»
_________________________________________________________________
Подробнее о фильмах:
Режиссер Джон Честер, США, 2018, 91 мин
«Никогда еще мать-природа не была столь вдохновляющей», — сказала Элис Уотерс, знаменитый шеф-повар и тоже в каком-то смысле мать — движения за биоразнообразие в США, об этом фильме. Режиссер-документалист Джон Честер с женой Молли и псом Тодди уезжают из Лос-Анджелеса в калифорнийскую глушь, чтобы создать ферму своей мечты. Важное условие — добросовестное следование принципам экологического сельского хозяйства, суть которых зрителю детально разъясняют герои. Джон, став фермером, не перестает быть режиссером — свою фермерскую одиссею длиной в 8 лет он превратил в картину, ставшую хитом американских фестивалей документального кино (а снятая параллельно серия короткометражек о животных с его фермы получила несколько наград «Эмми»). Здесь есть и идиллические съемки природы, и драма борьбы с неплодородной землей и наглыми койотами, и подкупающий оптимизм людей, которые уверены, что делают правильное дело. Если пользоваться гастрономическими сравнениями, то «Большая маленькая ферма» — это здоровая пища и для ума, и для сердца.
Режиссер Элизабет Кэрролл, США, 2019, 90 мин
За последние 50 лет отношение к мексиканской кухне претерпело радикальную трансформацию. Суровая леди на экране, заставляющая нас правильно готовить гуакамоле, в этом сюжете — ключевое звено. Книга Дианы Кеннеди «Кухни Мексики», вышедшая в 1972 году, стала бомбой, запустившей процесс, который изменил и экспортный вариант мексиканской стряпни, и взгляд на собственное кулинарное наследие в стране халапеньо и буррито. Настоящую гастрономическую Мексику Диана продолжает искать и сегодня, в свои 96: колесит на потрепанном пикапе по деревням и весям, общаясь с людьми и изучая рецепты, технологии, продукты. Она неутомимо соединяет воедино разрозненное и различное от места к месту сермяжное народное знание — от земли до тарелки. Нынешних героев «новой мексиканской волны» суровая леди ругает: мол, «повара выдумывают, а не сохраняют», но каждому свое. Да и неважно, считываются ли нами гастрономические тонкости — мощь истории не в этом. А в том, как человек расслышал, что «позвал ветер», и из любопытства отправился в путь, на котором совпал со своей судьбой.
Режиссер Коки Сигэно, Япония, 2017, 93 мин
Осаму Томита, известный как «король рамена», напоминает японизированную мини-версию другого короля, Элвиса Пресли, которому вместо гитары в руки попала кастрюля с бульоном. Свое заведение в городе Мацудо Томита открыл после восьми лет обучения у Казуо Ямагиши, верховного бога в сложной иерархии японской индустрии рамена. На протяжении многих лет рамен из Tomita признавался лучшим в стране (очередь за ним принято занимать еще ночью) — и этот феномен стал поводом для фильма.
Перед вами вовсе не документальный байопик, а скорее попытка выяснить, как прозаическая уличная лапша в бульоне, ставшая популярной в тощие годы после Второй Мировой, превратилась в источник вдохновения для самых талантливых молодых японских шефов. Многих из них можно увидеть в фильме, все они очень разные, а объединяет их одно — умение пользоваться различиями исторических и региональных стилей рамена, как красками в живописи. Ключевым моментом становится сотворение идеального рамена — таким образом Томита собирается отпраздновать десятилетие своего заведения. Для этого он приглашает в однодневную коллаборацию двух других гениев жанра: Шота Иида из Iida Shoten, чей рамен был признан лучшим в префектуре Канагава, и Юки Ониси из токийского Tsuta, первого шефа, получившего мишленовскую звезду за рамен.
Режиссеры Лора Кольядо, Джим Лумис, Испания, 2017, 82 мин
Много лет назад братья Ферран и Альберт Адриа взяли под управление ресторан elBulli на побережье Коста-Бравы и превратили его в форпост молекулярной гастрономической революции. elBulli получил три звезды Michelin и неоднократно становился №1 в ежегодном рейтинге лучших ресторанов мира. Любой, кто серьезно готовит на профессиональной кухне сегодня, пользуется если не философией, то техниками, придуманными и доведенными до совершенства семейством Адриа. Именно семейством — хотя лицом elBulli стал Ферран, его младший брат внес огромный вклад в общее дело. Закрыв elBulli в 2011 году, Ферран ушел на покой — ведь он, как говорит в фильме Альберт, «уже на Олимпе». Свой Олимп Альберт покоряет, строя на глазах у съемочной группы гастрономический квартал elBarri в Барселоне — целых пять заведений с разной концепцией. «Большая стройка Альберта» — это история человека, который долго пребывал в тени, но, наконец, решился доказать себе и всему миру, что он — самостоятельная величина.
Режиссер Майя Галлус, Великобритания, 2018, 75 мин
Считается, что женщина должна быть счастлива готовить — для своего мужчины, своих детей, своей семьи, но как только оназаходит на кухню ресторана ситуация меняется. Женщина может заниматься салатами и десертами, даже быть правой рукой шефа, но только не шефом. Мужчины ревнуют и бесцеремонно сражаются за первое место у плиты. Так уж повелось, что на ресторанной кухне короли — именно они. Их жажду тщеславия провоцируют и утоляют международные премии и медиа. Мужчинам-шефам прощают выходки в духе голливудских звезд. Женщинам не прощают ничего.
Режиссер Майя Галлус рассказывает правдивые истории своих героинь, которые возглавляют кухни известных заведений Нью-Йорка и Торонто: Виктории Блэйми (Chumley’s), Аманды Коэн (Dirt Candy), Аниты Ло (Annisa), Шарлотты Лэнди (фриланс-шеф) и Сюзанны Барр (Saturday Dinette). Это картина про запахи и эмоции, про цвет и волшебство. А еще — про абсолютную страсть и красоту. Помимо откровенного разговора о гендерных проблемах ресторанной индустрии вас ждут завораживающие кадры, показывающие, как именно женщины-шефы создают свои шедевры изо дня в день, на каждой тарелке. Чувственно, тонко, точно и смело — как истинные королевы.
Режиссер Рок Байджнаут, США, 2019, 98 мин
На ежегодном всемирном чемпионате бариста участники — победители национальных конкурсов — за 15 минут должны успеть приготовить четыре эспрессо, четыре напитка на основе эспрессо и молока, а также четыре авторских напитка. В эти 15 минут — и еще 15 если повезет попасть в финал — укладываются месяцы подготовки даже не одного человека, а целых команд: тренеры (как правило, чемпионы или финалисты прошлых лет), обжарщики, дизайнеры, семьи и преподаватели актерского мастерства. Для большинства бариста эти четверть часа становятся моментом истины — и четыре героя фильма, приехавших на чемпионат-2017 в Сеуле, не исключение. Впрочем, дело тут, конечно, не только в победе. Несколько месяцев, которые съемочная команда провела с героями, приоткрывают дверь в мир specialty coffee — сложный, разнообразный, наполненный вкусами, запахами, эмоциями и мастерством.
Режиссер Денис Рябухов, Россия, 2019, 47 мин
Российское гастрономическое сообщество полно надежд — наши рестораны попадают в престижные рейтинги, наши шефы медленно, но верно становятся международными звездами. Вот одна из таких вдохновляющих историй. Андрей Матюха, шеф и владелец краснодарских заведений «Угли-Угли» и «The Печь», в прошлом году представлял страну в полуфинале Bocuse d'Or. Этот конкурс часто называют с Олимпийскими играми для шеф-поваров: его покойный создатель, француз Поль Бокюз — бог в мире гастрономии. 183 дня — это время, в течение которого Андрей Матюха готовился к конкурсу. В фильме оно сжато до 40 минут титанического труда: постройка полноразмерной модели конкурсной кухни, создание и отработка меню, притирка команды, помощь коллег, ежедневный стресс. Рекомендуется к просмотру всем, кто считает жизнь звездного шеф-повара праздником творчества — очень часто это драма самого высокого напряжения.
Режиссер Дэвид Гелб, Япония, 2011, 81 мин
Sukiyabashi Jiro в токийском районе Гиндза — один из самых известных и дорогих суши-баров мира. При этом в заведение с тремя звездами «Мишлен» и бесконечным списком титулованных гостей можно попасть прямо из метро, а туалета здесь нет вовсе. Дзиро Оно, основателю и шефу Sukiyabashi Jiro, на момент сьемок исполнилось 85. Секрет успеха Дзиро прост, но его крайне сложно повторить — каждый день почти всю свою жизнь, начиная с 1951 года, он делает одну и ту же работу и каждый день старается сделать ее лучше. В этом нет никакого тайного знания, кроме тотального самурайского самоотречения — прежде чем человека примут в команду Sukiyabashi Jiro, он должен пройти неоплачиваемую десятилетнюю стажировку. Что взамен? Счастье быть художником и лучшим в своем ремесле. Именно так считает Дзиро, придумывающий новые рецепты даже во сне — именно этим он делится и со своими сыновьями, помогающими ему многие десятилетия, и со своими учениками.
Режиссер Анна Чай, Нари Кай, США, 2017, 85 мин
Этот фильм — не что иное, как последний привет от великого Энтони Бурдена. Именно он выступил автором и продюсером высказывания на тему борьбы с пищевыми отходами. Или, точнее, борьбы за пищевые отходы — за то, чтобы не загрязнять планету свалками, за то, чтобы не убивать животных ради одного стейка, за право овощей выглядеть такими, какие они есть. Современная индустрия супермаркетов и ресторанов гонится за внешней привлекательностью продуктов — и из-за этого львиная их доля попадает в мусорный бак. Бурден напомнит вам о том, что незаслуженно не находит себе места на нашем столе: о хлебных горбушках, которые остаются за бортом при производстве сэндвичей, о недостаточно премиальной рыбе, о ботве и кривобоких яблоках.
Вроде бы очевидные вещи, но Бурден собирает из разрозненных фактов убедительную картину, цель которой — достучаться до каждого зрителя. Есть в фильме и люди, которые понимают всю тяжесть ситуации лучше других, шефы и не только: Марио Батали, Дэн Барбер, Массимо Боттура. С их помощью Энтони ближе к финалу формирует свод простых правил, которые действительно могут помочь: «ешь местное и сезонное», «составляй список покупок», «используй некрасивые продукты», «готовь больше», «замораживай остатки». Несложно? Тогда почему вы до сих пор так не делаете?
Режиссер Дэн Голдберг, Австралия, 2018, 87 мин
Человечество выбрасывает треть еды, которую производит. Каждый год 1,3 миллиарда тонн хлеба, мяса и птицы, овощей и фруктов, круп и муки общей стоимостью 750 миллиардов долларов оказывается на помойке. Как только срок годности истекает, супермаркеты выкидывают продукты. На помойку отправляется и нестандартный товар: на прилавках крупных магазинов все должно быть безупречно, поэтому фермеры не могут продать кривую морковку закупщикам-монополистам. Системы перераспределения излишков продуктов питания не существует. Вместе с тем — шокирующая арифметика — 795 миллионов человек засыпают голодными каждую ночь. Сегодня эта проблема начала волновать многих, но австралийка Ронни Кан осознала ее раньше прочих — свой крестовый поход за спасение еды она начала еще в 2004 году. По ее мнению, население земли просто обязано научиться разумному потреблению и осознанному производству продуктов питания. Сдаваться Ронни, которой сегодня уже почти 70, не собирается — о ее борьбе против продуктового расточительства и снят этот фильм.
Чтобы воссоздать голос Энтони Бурдена, который покончил с собой в 2018 году, режиссер документального фильма о знамен...
Международный Фестиваль кино о гастрономической культуре Eat Film Festival пройдет в Москве с 24 по 30 июля 2019 года.
Иммено так считают власти Москвы, ссылаясь на данные ФНС.