Александр Пшеничный как специалист ресторанного бизнеса ковался давно, с начала 90-х годов прошлого века. Придя в первый же открывающийся в Петербурге «Макдоналдс» в качестве инженера, он освоил профессию администратора и сейчас с гордостью рассказывает, что является единственным человеком, перешедшим в этой компании из одной касты в другую — из «технарей» в «белые воротнички». Из администратора дорос до директора кафе и… написал заявление об уходе: посчитал, что сделал в этой компании все. После этого работал в «Чайной ложке», еще в нескольких сетевых проектах, в последние годы является генеральным директором сети ресторанов Yamato. И вот, наконец, решился и в самый разгар кризиса сам стал ресторатором: в конце прошлого года выкупил у ночных клубов ХХХХ одно из заведений, чтобы открыть в нем свой бар Tod Pub.
Насколько по-разному люди приходят в ресторанный бизнес! Например, петербуржец Леонид Гарбар начинал карьеру киномехаником, потом управлял казино в Северной столице и Москве, а теперь является совладельцем ресторанов \"Строганофф Стейк Хаус\" и \"Русская рюмочная № 1\". Кроме того, до недавнего времени он возглавлял петербургское отделение Федерации рестораторов и отельеров, а сейчас руководит Санкт-Петербургским отделением Международной Гильдии гастрономов.
Если в зарубежных странах заведения быстрого питания процветают уже многие десятилетия, то в России рынок fast food по-настоящему расцвел лишь после кризиса 1998 года, когда невысокие цены на питание «затянуло в сети» почти все работающее население. За 10 лет прежде всего эти заведения сформировали у населения новую культуру еды вне дома, и хотя это слишком небольшой срок, чтобы она стала «запрограммированной необходимостью», как за рубежом, все же именно на людей, привыкших обедать и ужинать в ресторанах, рассчитывают наши заведения fast food как на потенциальных клиентов.
Грянувший прошлой осенью кризис стал в значительной степени индикатором качества ресторанных концепций. В аутсайдерах оказались заведения, проигрывающие конкурентам в качестве кухни, сервиса, привлекательности атмосферы и так далее. Многие заведения претерпели значительные изменения, иные закрылись, не найдя эффективных антикризисных рецептов. Рестораторы все чаще ищут ответы на свои многочисленные вопросы у специалистов по ресторанному консалтингу и управлению. О секретах экономического успеха ресторанной концепции и особенностях выживания в кризисное время мы беседуем с основателями и совладельцами компании «Общепит СПб» Антоном Мухиным и Леонидом Затуливетровым.
Начавшийся Великий пост скорректировал меню фактически во всех ресторанах. И если еще 3-4 года назад это время проходило почти незаметно для рестораторов, то сегодня вряд ли можно найти заведение, где нет специального постного меню или хотя бы ряда постных блюд. Их готовят даже национальные рестораны, которые сами по себе далеки от православных христианских традиций, – например, японские.
Сергей Малаховский начал свою карьеру почти 20 лет назад, поступив в поварскую школу сервиса. В его послужном списке – работа в известных ресторанах Северной столицы «Брассери», «Питер», «Фантом», «Восточный экспресс», «Магриб», «Верста», «Васаби». Сейчас он брэнд-шеф, управляющий и совладелец нескольких заведений. О том, как повар может стать ресторатором, мы и побеседовали с Сергеем Малаховским.
Паназиатская кухня, адаптированная к европейскому вкусу, сегодня активно продвигается шеф-поварами и рестораторами Надо сказать, что объединение кулинарии стран Юго-Восточной и Южной Азии в одну паназиатскую кухню достаточно логично. Это крайне обширный регион с богатыми кулинарными традициями, которые на протяжении многих веков неизбежно должны были переплетаться и оказывать друг на друга взаимное влияние. Кухня каждой страны данного региона, более того — каждого региона этих стран, — несомненно, уникальна и имеет свои национальные особенности. Что не мешает ей впитывать кулинарный опыт ближайших соседей, включая Индию и Китай — конечно, перерабатывая его под свои особенности.
На рынок Санкт-Петербурга вышла международная сеть кофеен Costa Coffee: 27 октября на Невском проспекте было открыто ее первое собственное заведение (уже работающие кофейни в \"Пулково\" - франчайзинговые детища сети). На открытие приехал Владислав Рогов, управляющий директор Costa Coffee в России, который в развитии кофейного сегмента на российском рынке видит большое будущее.
Ситуация на рынке, особенности антикризисного выживания, возможности оптимизации бизнеса. Эти темы превалировали на саммите владельцев «Ресторанный бизнес в России». Он проходил в московском Гостином дворе в рамках VII Международного кулинарного салона «Мир ресторана&отеля-2009». Мы предлагаем вам ознакомиться с наиболее интересными выступлениями саммита.
Желаю вам жить во времена великих перемен. Это древнее восточное проклятие, кажется, наиболее точно подходит для описания ситуации, сложившейся на ресторанном рынке. Перемены грядут – да что там, уже грянули! – для всех заведений. В меньшей степени они затронули, может быть, лишь элитные рестораны, находящиеся на вершине пирамиды, да фаст-фуды, служащие ее основанием. Кроме падения платежеспособности населения и невозможности пользоваться заемными средствами, на ресторанном бизнесе отразилась еще одна проблема – ужесточающийся продовольственный кризис, приводящий к повышению цен на продукты и, соответственно, подорожанию готовых блюд. Их стоимость, тем не менее, как понимают сегодня все без исключения руководители заведений питания, поднимать никак нельзя. Мы предприняли попытку проанализировать ситуацию на примере петербургского ресторанного рынка.
Известный петербургский ресторатор Эдуард Мурадян поделился приятными новостями: в 2009 году к его коллекции успешных ресторанных проектов, таких как стейк-хаус Korovabar и рестораны \"Москва\" и \"Ленинград\", прибавится бар на Казанской улице, пивной ресторан и два стейк-хауса Korovabar.