О том, как можно оптимизировать работу заведения и получить еще бОльшую прибыль без привлечения новых гостей, мы задумались, когда оказалось, что наше небольшое заведение с утра до вечера набито битком (Леонид управляет рестораном вместе с Андреем Анфиногеновым, поэтому и называет себя во множественном числе. – Ред.). В итоге на выходе мы получали определенную сумму, которой не хватало для реализации всех наших планов, но которую было очень сложно увеличить: открыть новый зал мы возможности не имели, а ставить столы в уже имеющийся тоже уже не могли. Более того, даже если бы мы каким-то образом увеличили количество посадочных мест и «нагнали» новых гостей, начала бы не справляться кухня. Ситуация безвыходная? Таких не бывает!
Сегодня среди рестораторов не осталось, пожалуй, ни одного человека, который бы не понимал, что строить личное благосостояние на открытии единичного заведения крайне сложно, если вообще возможно. Все понимают, что 300% наценки — это далеко не так хорошо, как кажется со стороны. Поэтому любой отдельный ресторан и, в частности, кофейня — это способ самовыражения, определенное творчество и производство чего-то прекрасного. Тенденция нынешнего времени такова, что на рынок приходят не рестораторы, а владельцы крупного бизнеса.
Как известно, некоторое время назад Правительство России объявило курс на развитие предпринимательства. Начавший формироваться в конце 90-х класс собственников должен стать основой устойчивой национальной экономики. Для осуществления этой задачи разрабатываются целевые федеральные и региональные программы. Но чувствует ли малый бизнес эту заботу, знают ли начинающие собственники о том, где искать поддержку и как ее получить? Об этом мы побеседовали с Еленой Церетели, председателем Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга.
Михаил Орлов - ресторатор, дизайнер интерьеров, музыкант, продюсер и промоутер со стажем более девятнадцати лет. Он приложил руку к таким популярным проектам, как Ginza МариVanna, клуб «Онегинъ», «Академия», BarFly, Royal Beach, Hermitage Cafe, SpoonCafe и многим другим. Уже семь лет работает в холдинге Ginzaproject. Последний проект Михаила - ресторан BarAnka, в котором он полностью разработал дизайн и является промоутером ночных вечеринок.
Затуливетров Леонид Борисович - учредитель и совладелец управляющей компании ООО «Общепит СПб». На его счету много успешных открытий ресторанов и положительных примеров антикризисного управления точками общепита. С чего все начиналось и как проходило становление…