В двух предыдущих номерах мы рассказывали о запрете курения в ресторанах и кафе, который начал действовать с 1 июня 2014 года. В этом номере попытаемся понять, что изменилось в подходе к толкованию запрета за время его действия.
В феврале 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в дальнейшем — Закон), который стал предметом широких обсуждений. Особое внимание привлёк запрет курения в заведениях общественного питания, вступивший в силу 1 июня 2014 года. Несмотря на достаточно чёткий запрет, введённый Законом, на практике обнаружился целый ряд вопросов по его исполнению. Ниже мы постараемся рассмотреть некоторые из них.
С 1 июня 2014 года вступает в силу очередная часть «антитабачного» закона (Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и Федеральный закон Российской Федерации от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»). Она запрещает курение в барах, ресторанах, кафе, гостиницах, а также на любых рабочих местах и в рабочих зонах в помещениях. Это означает, что курить в помещениях заведений общественного питания и гостиниц теперь будет нельзя НИГДЕ и НИЧЕГО.
Федеральный закон 171-ФЗ от 22.11.1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» создает правовую коллизию, противоречащую сложившейся деловой практике взаимодействия потребителя и предпринимателя.
Невозможность классификации предприятий, расположенных на водных объектах, как «стационарных предприятий питания» создает правовую коллизию, когда рестораны с количеством посадочных мест 100 и более и полномасштабной кухней оказываются вне правового поля и вынуждены с трудом получать лицензию с ограничением разрешенных к реализации алкогольных напитков (до 16).
Одним из важнейших маркетинговых мероприятий и продвижения качественной алкогольной продукции, и прежде всего вина и различных коктейлей, является работа производителей на профессиональных мероприятиях, выставках, ярмарках. В этой связи возникает четкая правовая коллизия, не позволяющая компаниям заниматься представлением продукта и особенно его дегустацией.
В настоящее время сложившаяся двусмысленность понятийного аппарата, описывающего процессы, происходящие в предприятиях питания при приготовлении алкогольных напитков для потребителей из алкогольной продукции, выпущенной в розничный оборот в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, требуют разъяснений уполномоченных органов государственной власти.
Выездное обслуживание (кейтеринг) осуществляют организации, имеющие лицензию на розничную реализацию алкогольной продукции, которая ограничена (по сути) местом (помещением) реализации алкогольной продукции. В таком ключе деятельность компаний, осуществляющих выездное обслуживание своих клиентов, изначально ставится вне закона, хотя такой вид деятельности развит во всем мире.
Проектом Постановления Правительства РФ «О предоставлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (производственных мощностей)» устанавливаются требования к порядку декларирования розничной реализации алкогольной продукции.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 19 Федерального закона 171-ФЗ устанавливает требование – наличие электронной почты. Но не только – еще и наличие ЭЦП, которой обладают далеко не все предприятия питания даже в Москве, не говоря уже об отдаленных регионах РФ, где предприятия часто не подключены к Интернету (в первую очередь в сельской местности): «1) заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи».
Одна из нерешаемых проблем для владельцев заведений общественного питания — угроза внезапного соседства с детским или медицинским учреждением. Открывается ресторан с соблюдением всех последних норм нахождения рядом с детскими и медицинскими учреждениями – их рядом нет. И как быть, если через полгода после открытия ресторана рядом открывается салон красоты, например, и через три года, когда истечет срок лицензии, ее не продлят – такие факты уже есть. Как быть в этом случае?
Основную проблему рестораторов обозначил Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров: лицензия на розничную продажу алкоголя совершенно не подходит для предприятий общественного питания. Для предприятий индустрии гостеприимства должна быть лицензия на реализацию алкогольной продукции «потребление на месте».
Алкогольный рынок лихорадит. Алкогольная реформа, начавшаяся в 2009 году, продолжается с переменным успехом, и рестораторы по некоторым вопросам оказываются в замкнутом круге: попытаешься решить проблему – нарушишь закон, а по закону ее решить нельзя… Именно такие болевые проблемы сегмента HoReCa поднимались и на прошедшем в рамках ПИРа XII Всероссийском Саммите Федерации Рестораторов и Отельеров.