Насколько тяжело открыть заведение в Калифорнии? «Ресторановед» поговорил с супругами Дарьей и Алексеем Жуковыми, которые в 2014-м году открыли в Санкт-Петербурге бургерную Wave, а с 2016-го года переехали в Америку, где трудятся над запуском бургерной в Калифорнии.
В Америке нацелены на долгосрочное партнерство
— Какие трудности, с которыми встречались при запуске заведения в Петербурге, удалось избежать в Калифорнии?
— Мы бы не сказали, что при запуске проекта в Санкт-Петербурге испытывали большие трудности. Есть задача, которая сложнее запуска — удержаться на плаву в нестабильных экономических условиях. Мы работаем на рынке Петербурга уже четвертый год, но никогда не можем быть уверены на 100% в завтрашнем дне. В Калифорнии же напротив: стабильные экономические условия, высокий спрос на действительно качественные предложения. Но в отличие от Питера, запуск проекта, как правило, занимает больше времени, так как люди нацелены на долгосрочное партнерство, поэтому важно грамотно вести переговоры, - делится опытом Дарья.
Издержки стабильной экономики
— Чем отличается процесс поиска помещения в России от того, как это проходит в Америке?
— В Санкт-Петербурге и при открытии, и при переезде мы искали помещение самостоятельно. В Калифорнии лучше иметь представителей (агента по коммерческой недвижимости и юриста), так как переговоры по условиям договора аренды - это искусство, более того, некоторые собственники помещений (или их представители) могут отказать во встрече, если у вас нет собственного представителя или опыта ведения бизнеса в Калифорнии. Договор аренды в Калифорнии заключается в среднем на 5 лет, в качестве обеспечительного платежа вносится 6 месяцев аренды, иногда больше. Поиск помещения может занять очень много времени (более года точно) - это издержки стабильной экономики.
— При работе над открытием в Калифорнии, что оказалось легче, чем вы думали?
— Нас порадовало, что регистрация юридического лица занимает часа два. Также скорость приобретения необходимого оборудования, элементов дизайна для создания интерьера и т.д. В Санкт-Петербурге постоянно что-то задерживалось: то стулья из Москвы, то изготовление стойки, то еще что-то. В США проблем с доставкой не возникает.
— Что дается сложнее?
— Мы пока не можем однозначно ответить на данный вопрос, ведь сложности у каждого свои: кому-то трудно пройти комиссии перед запуском, кому-то разработать меню... Впрочем, как и везде. Мы относимся к каждому этапу с интересом и вниманием.
Помогает опыт
— А что же помогает при открытии заведения в Калифорнии?
— Помогает опыт, полученный при создании, открытии и развитии проекта в Санкт-Петербурге. Также человеческие особенности: наше видение, знание английского языка, легкая адаптация к жизни в США, наша организованность. Еще очень важно - не пасовать перед сложностями: надо помнить, что всегда есть выход, даже не один.
— На какой стадии реализация вашего нового проекта?
— Если все пойдет по плану, то в 2018 - 2019- годах мы планируем открытие нескольких заведений не только в Южной Калифорнии, но и в Северной. А также в планах на 2018-й год открытие в Москве. Как показывает практика, иногда все затягивается, переносится или случается не в том порядке, но мы верны своей цели и уверены, что достигнем всех поставленных задач.
Беседовала: Асмик Ванцян
Опубликовано в первом номере интернет-газеты Restoranoved review